Консультация для педагогов
консультация
Тема: «Роль воспитателя в организации приёма пищи дошкольников»
Еда, как фундамент нашей жизни, не просто влияет на наше поведение, но формирует особую систему культурных распределений. Еда уже давно оказалась в центре внимания исследований в самых разнообразных областях научного знания - это и психология, и медицина, и экономика, и инженерия, биология и т.д. Правилам приема пищи, поведению за столом, особенностям определенных продуктов и напитков были посвящены «Застольные беседы» древнегреческого философа и общественного деятеля Плутарха. Порой «правила приема пищи» ложатся в основу процесса воспитания ребенка. Можно с уверенностью говорить, что многое, что связанно с едой и принятием пищи, познаётся в самые первые годы жизни.[1]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - детский сад № 9 «Солнечный» города Обнинска
Консультация для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя в организации приёма пищи дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Текля Майя Ивановна
г. Обнинск
Еда, как фундамент нашей жизни, не просто влияет на наше поведение, но формирует особую систему культурных распределений. Еда уже давно оказалась в центре внимания исследований в самых разнообразных областях научного знания - это и психология, и медицина, и экономика, и инженерия, биология и т.д. Правилам приема пищи, поведению за столом, особенностям определенных продуктов и напитков были посвящены «Застольные беседы» древнегреческого философа и общественного деятеля Плутарха. Порой «правила приема пищи» ложатся в основу процесса воспитания ребенка. Можно с уверенностью говорить, что многое, что связанно с едой и принятием пищи, познаётся в самые первые годы жизни.[1]
А именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно и вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться, поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду.
Задачи формирования навыков культуры питания происходит постепенно и с учетом возрастных особенностей детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
Технология принятия пищи
Роль воспитателя в младшем и среднем возрасте:
- проговаривает вслух, уточняя, что и чем едят, как берут пищу с тарелки.
- необходимо обращать внимание на темп еды и тщательное пережевывание пищи, на то, как дети держат чашку.
Первая младшая группа (2-3 года): формировать привычку мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, умение во время еды правильно держать ложку.
Вторая младшая группа (3-4 года): совершенствовать культурно – гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения за столом.
- научить правильно, пользоваться мылом, самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
- сформировать навыки приема пищи: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- знать простые правила поведения за столом: не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, благодарить старших.
Средняя группа (4-5 лет): воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения и после туалетом, совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.
- совершенствовать умения: брать пищу понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой.
- сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды.
- знать стихи, потешки связанные с выполнением КГП.
- учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать столовые приборы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки.
Старшая группа (5-6 лет): совершенствовать культуру еды.
- продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых;
- закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- приучать, добросовестно выполнять обязанности дежурных, по столовой: сервировать стол, убрать его после еды.
Подготовительная к школе группа (6-7лет): закреплять умения детей правильно вести себя за столом, благодарить; аккуратно пользоваться столовыми приборами.
-закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, локти на стол не класть, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. - во время приема пищи дети могут обратиться к воспитателю или помощнику с просьбой, дать добавку.
Дети усвоили правила: не говорить пока во рту пища.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит не только во время приема пищи, но и на занятиях, в играх, режимных моментах.[2]
- Сервировка стола
Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих.
Умение сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе.
Рекомендации сервировки стола в детском саду (при повседневном режиме в соответствие с нормами СанПиН)
1. Убедитесь что вся посуда целая (без сколов и не погнутая). Ребенок может испугаться или получить травму.
2. Столы должны быть сервированы одинаково. Это способствует воспитанию вкуса у детей и предотвратит конфликты.
3. Обращайте внимание на эстетику. Всегда приятнее есть из красивой посуды.
Существует определённый алгоритм сервировки стола, который может незначительно меняться, в зависимости от возрастной группы.
1. сначала на стол ставится салфетница.
2. следующий – горячий напиток.
3. после выкладывается столовые приборы (соответственно возрасту)
4. последний этап – еда.
Особенности по возрастам:
Вторая младшая группа – нужен особый подход, дети не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить безопасность.
1. необходимо давать только ложки.
2. рекомендуется выбрать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые – они удобнее.
3. рекомендуется оформление стола на четырех человек - никто не мешает друг другу.
Средняя группа – в этом возрасте детей можно рассаживать по 6-8 человек. Они могут начинать дежурить – разносить салфетки и столовые приборы. Дети уже умеют пользоваться вилками, поэтому их стоит давать на стол.
1. необходимо положить вилку и ложку с право от тарелки.
2. рекомендуется, если подаются горячие напитки, налить их заранее – чтобы дети не обожглись.
3. помните, суп необходимо разливать непосредственно перед обедом, а второе блюда подавать по мере съедания первого – остывшая еда менее полезна для детей.
Старшая группа и подготовительная – дети считаются совсем взрослые и уже принимают участие в накрытие стола практически наравне, с воспитателями – они полностью его сервируют за исключением подачи блюд. Список столовых приборов расширяется ножи.
1. необходимо класть приборы на стол в таком порядке: нож и ложка с право от тарелки, вилка - слева.
2. рекомендуется переходить на взрослую посуду – полноразмерные миски, кружки (стаканы)
3. важно учитывать, чтобы всем хватило места, на ребенка должно приходится около 50 см., так как дети начинают пользоваться ножами – меньше пространство может быть опасно.[3]
- Общественно-полезный труд
Основной задачей воспитателя в детском саду является воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться и ответственно относиться к порученному заданию. В детском саду организуются поручения и дежурства по столовой.
Поручения и дежурство:
Первая младшая группа - привлекать к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки.
Вторая младшая группа - во второй половине года начинать формировать умение, необходимые при дежурстве (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки)
Средняя группа - учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи)
Старшая и подготовительная к школе группа – приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....