Педагогический совет Тема «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
материал

Шабаева Вероника Рифатовна

Педагогический совет 

Тема «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: Способствовать формированию мотивации у педагогов к использованию инновационных технологий в развитии речи дошкольников. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.

Задачи:

1. Обобщить опыт работы ДОУ по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников».

2. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр детьми, способствующих речевому развитию. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей.

3.Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» р.п. Дергачи

Педагогический совет №4

Подготовил и провел: старший воспитатель Шабаева В.Р.

14 апреля 2021 года

Тема «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: Способствовать формированию мотивации у педагогов к использованию инновационных технологий в развитии речи дошкольников. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.

Задачи:

1. Обобщить опыт работы ДОУ по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников».

2. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр детьми, способствующих речевому развитию. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей.

3.Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми.

Повестка

  1. Настрой на совместную работу.

Ответственный: педагог-психолог Гуреева Д.В.

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета №3.

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. Вступительное слово «Актуальность проблемы речевого развития»

Ответственный: заведующий Галинская О.Н.

  1. Анализ тематического контроля по теме «Организация работы ДОУ по речевому развитию детей»

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. Тестирование «Речевое развитие детей дошкольного возраста: технологии и направления работы воспитателя»
  2. Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева
  3. Анализ анкетирования родителей.

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. Аукцион технологий

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. «Банк педагогических находок»

Кулушева Г.М. «Технология Синквейн в речевом развитии дошкольников», Нургалиева З.Т. «Технология «подаренного слова», Гамидова Н.В. «Инновационная технология «Лэпбук» как современное средство развития речи у дошкольника», Колесникова М.В. «Игровые технологии в речевом развитии дошкольников»

  1. Утверждение отчета о результатах самообследования МДОУ детский сад «Алёнушка» за 2020 год      
  2. Решение педсовета

Ход педсовета

  1. Настрой на совместную работу.

Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на очередном заседании педагогического совета.

Чтобы настроится на плодотворную работу и поднять себе настроение педагог-психолог Гуреева Д.В. проведет с нами упражнение «Подарок».

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета №3.

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. Актуальность проблемы речевого развития.

Ответственный: заведующий О.Н.Галинская

Уважаемые коллеги продолжите фразу: «Общение для меня – это…» Общение – та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребёнка, в свою очередь, влияющая на характер общения. Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребёнка с окружающим миром. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно- речевой деятельности, т. е. эстетическим восприятием, фольклорными и литературными произведениями. В процессе обучения решаются задачи нравственного воспитания. В педагогическом процессе на основе формирования у ребенка речевых умений и навыков развивается его речь:  понимание смысла слова и обогащение словаря  усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса  овладение звуковой культурой речи  формирование связной речи  формирование грамматического строя речи. Каждую из задач необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. Задачи развития речи решаются в разных видах деятельности: в образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, а также в игровой, художественной деятельности и в повседневной жизни. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок  творчески освоил нормы и правила родного языка,  гибко их применял в конкретных ситуациях,  овладел основными коммуникативными умениями

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Основные задачи развития речи – это:  воспитание звуковой культуры речи,  словарная работа,  формирование грамматического строя речи,  её связности при построении развёрнутого высказывания. Они решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

  1. Анализ тематического контроля по теме «Организация работы ДОУ по речевому развитию детей» (справка прилагается)

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. Тестирование «Речевое развитие детей дошкольного возраста: технологии и направления работы воспитателя»
  2. Анализ анкетирования родителей. Анализ анкетирования педагогов (анализ анкетирования прилагается)

Ответственный: старший воспитатель В.Р. Шабаева

  1. «Аукцион технологий»

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Многие Вам хорошо известны и они прочно вошли в вашу педагогическую практику. Сегодня я приглашаю Вас на аукцион технологий по развитию речи.

«Аукцион технологий»

Цель: определить и систематизировать представления педагогов о разнообразии технологий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Ход: Перед педагогами (тыльной стороной) разложены карточки с названиями технологий по развитию речи. Педагог выбирает карточку, зачитывает название технологии. Задача воспитателя правильно передать суть технологии. Если педагог затрудняется ответить, то за него отвечает любой желающий, но педагог не сумевший ответить - берёт ещё одну «штрафную» карточку. Побеждает педагог, набравший наибольшее количество карточек.

  1. «Банк педагогических находок»

Цель: обобщить и распространить положительный педагогический опыт, формировать навык публичного выступления, умение чётко, коротко и понятно излагать мысли.

Ход: Педагогии делятся технологиями, направленными на развитие речи детей, которые они применяют на практике.

(Кулушева Г.М. «Технология Синквейн в речевом развитии дошкольников», Нургалиева З.Т. «Технология «подаренного слова», Гамидова Н.В. «Инновационная технология «Лэпбук» как современное средство развития речи у дошкольника», Колесникова М.В. «Игровые технологии в речевом развитии дошкольников»)

Такой подход к развитию речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемых нами методик, методов и приемов. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество звукопроизношения, лексико-грамматики и связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению.

Таким образом, развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи - это воспитание культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. От возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

9.Утверждение отчета о результатах самообследования МДОУ детский сад «Алёнушка» за 2020 год  

Ответственный: заведующий О.Н.Галинская     

10.Рефлексия «Урна, мясорубка, чемодан»

Участникам предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы на семинаре, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

То, что оказалось ненужным, бесполезным можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить листочек  ко второму плакату.

То, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" прикрепить к  листу "мясорубка".Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

11. Решение педсовета

1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей в разных видах деятельности удовлетворительной.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей: (пополнить группы новыми дидактическими играми по развитию речи)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы, современные образовательные технологии)

4. Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями: необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников, предлагая им различные виды дидактических игр, используемых в работе ДОУ.

5. Продумывать при планировании более интересные формы работы с дошкольниками по развитию речи (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

Приложение №1

«Аукцион технологий»

Проектная деятельность

Исследовательской деятельности

Коллекционирование

Мнемотехника Мнемотаблицы

Игровая технология

Изографы

Технология составления загадок

Здоровьесберегающие технологии

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине

Сказкотерапия

Сторителлинг

Пластилинография

Синквейн

Кинезиология

Сенсорные коробки

Лего-технология

Технология обучения детей составлению метафор

ТРИЗ технология

Приложение №2

Рекомендации для воспитателей по развитию речи детей 2 – 4 лет.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развитию речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;
  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

презентация на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»...

Доклад на пед.совет. Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Коммуникативная технология – это специально организованный процесс устной или письменной коммуникации,направленный на достижение коммуникативного намерения участников.Человек, владеющий ко...

Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...