Картотека игр, пословиц, поговорок на тему доброта
методическая разработка

Картотека игр, пословиц, поговорок на тему доброта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_poslovits_pogovorok_na_temu_dobrota.docx86.99 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежская область г. Бобров

Муниципальное казанное дошкольное образовательное учреждение

Бобровский детский сад №4 ОВ

Картотека игр, пословиц, поговорок на тему:

«Добро и доброта»


Разработала: К.О.Болгова

Игры, формирующие благоприятный социально-психологический климат в детском коллективе.

Перекличка - путанка (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Ласковое имя (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

Комплименты (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. 

Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

Встаньте те, у кого… (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

  • Светлые волосы
  • Карие глаза
  • В одежде есть синий цвет
  • Пишет левой рукой
  • Любит танцевать

Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т.п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

Лицом к лицу (для детей с 5 лет)

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания.

Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

Вариант: Дети объединяются в пары только после команды, дети должны найти себе пару и соприкоснуться частями тела ведущего. Например, после команды «Плечо к плечу».

Игра «Угадай меня» ( для детей с 5 лет)

Цель: сплочение детского коллектива, установление доверительного контакта

Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот кого он угадал говорит: «Да, это я (свое имя)» .

После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.

Дракон (для детей с 5 лет)

Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, создание положительной атмосферы

    Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игру рекомендуется проводить в конце занятия.

ИГРЫ-МИРИЛКИ

Если бы я был тобой

Такая игра-мирилка подойдет больше детям старшего дошкольного возраста. Предложите поссорившимся ребятам поменяться местами и представить себя на месте друга. Задача детей - не отстаивать собственную правоту, выдавая свои действия за желаемое поведение друга, а полностью повторить то, что делал товарищ, и попытаться объяснить такое поведение. Скорее всего, дети быстро найдут компромисс, так как посмотрят на себя со стороны.

Ты такой…

Когда ссоришься с другом, кажется, что он такой плохой, что никогда больше с ним водиться не надо. А ведь в каждом человеке есть положительные стороны. Научите ребенка говорить комплименты. Посадите двух поссорившихся друг напротив друга, сами расположитесь рядом. Возьмите какую-нибудь игрушку и со словами: «Ты такой добрый», – отдайте ее ребенку, который сидит рядом. Теперь его очередь сказать комплимент соседу и передать игрушку. В такой игре-мирилке дети постепенно поймут, что хороших черт у друга гораздо больше, чем плохих, и ссора забудется.

Я исполню твое желание

Эта игра-мирилка для настоящих друзей. Как бывает: поссорились, на душе остался осадок, так и хочется подойти и сказать: «Не обижайся, хочешь, я сделаю что-нибудь для тебя». Часто гордость не позволяет нам подойти первому. Сделаем это в игре! Найдите дома какую-нибудь шляпу и сделайте мантию. Наденьте их на одного из «бывших» друзей, пусть он сейчас будет волшебником. Магическим голосом ребенок произносит: «Я исполню твое любое желание». Второй участник игры говорит, что бы хотел, только заранее договоритесь просить то, что можно исполнить. В основном дети загадывают шуточные желания. Такая игра учит ребят прислушиваться к друзьям.

Рисуем ссору

Такая игра подходит замкнутым деткам, которые стесняются обговаривать сложные жизненные ситуации, а мириться все же надо. Предложите поссорившимся нарисовать то, что произошло, а потом сравните картинки. Наверняка дети будут рассматривать рисунки друг друга и вступят в диалог.

Миримся мизинцами

В такое играли все. Вспомним незатейливые стишки или придумаем их сами.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду ругаться.

Но ругаться нам нельзя,

Ведь мы с тобой друзья.

Пальчик, пальчик - выручай!

Помирить нас обещай!

Мизинчик с мизинчиком обнимитесь!

Саша с Катей (вставляете свои имена) помиритесь!

Дай скорей мизинчик свой.

Зацепи его за мой.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы друзья с тобой опять!

Такие игры-мирилки нужны порой не только детям, но и взрослым. Это же так просто – миримся мизинцами и забываем все проблемы. Вы же тоже ссоритесь с малышом? Так миритесь с ним подобным образом.

Пословицы и поговорки посвященные добру и доброте.

Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает

Жизнь дана на добрые дела.

Добра не смыслишь — так худа не делай.

Доброго чти, а злого не жалей.

Доброе дело два века живёт.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

Литература для формирования нравственного самосознания (старшие дошкольники, 6-7 лет) в помощь родителям и педагогам

Человеколюбие – человеконенавистничество

  • Катаев В. «Цветик-семицветик».
  • Зеленая Р., Иванов С. «Рассказ взрослого человека».
  • Осеева В. «Отомстила».
  • Житков Б. Борода. «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение».
  • Куприн А. «Слон».
  • Пермяк Е. «Надежный человек».
  • Баруздин С. «Морской кортик».

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)

  • Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей».
  • Неверов А. «Жучка», «Коллектив».
  • Баруздин С. «Морской котик».
  • Русская народная сказка «Зимовье».
  • Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость

  • Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно».
  • Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».
  • Осеева В. «Три товарища».
  • Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

Вежливость (тактичность) – грубость.

  • Осеева В. «Волшебное слово».
  • Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке», «Ха-ха-ха! Взрослые», «Осторожнее, локти!», «Кастрюля».
  • Русская народная сказка «Привередница».
  • Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу».

Честность (правдивость) – лживость.

  • Братья Гримм. «Заяц и ёж».
  • Толстой Л. «Лгун».
  • Ушинский К. «Страшная коза».
  • Осеева В. «Почему?»
  • Даль В. «Ворона».

Справедливость – несправедливость.

  • Осеева В. «Печенье».
  • Погорельский А. «Черная курица или подземные жители».
  • Аксаков С. «Аленький цветочек».
  • Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность

  • Корейская сказка «Братья».
  • Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка».
  • Итальянская сказка «Как осел петь перестал».
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
  • Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль».
  • Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Бережливость – расточительность.

  • Успенский Э. «Трое из Простоквашино».
  • Медведев В. «Сберегательная кошка».
  • Михалков С. «Булка».

Прямодушие (открытость) – хитрость

  • Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
  • Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
  • Перо Ш. «Красная Шапочка».
  • Баруздин С. «Лиса».

Смелость – трусость

  • Ушинский К. «Орел и кошка».
  • Толстой Л. «Котенок».
  • Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».
  • Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие.

  • Пришвин М. «Глоток молока».
  • Гюго В. «Отверженные» (глава «Козетта»).
  • Сутеев В. «Под грибом».
  • Чарушин Е. «Про зайчат».
  • Зеленая Р., Иванов С. «Ворона».
  • Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»
  • Неверов А. Жучки. Короленко В. «Дети подземелья» (глава «Кукла»)

Смирение – строптивость.

  • Русская народная сказка «Морозко».
  • Перо Ш. «Золушка».
  • Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Яниковская Е. «Я хожу в детский сад»
  • Зеленая Р., Иванов С. «Ну и пускай».

Добро – зло.

  • Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому».
  • Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо».
  • Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?»
  • Неверов А. «Детский дом». «Коллектив».
  • Удмурская народная сказка «Охотник и змея».
  • Барто А. «Жарко».
  • Емельянов Б. «Мамино горе».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.

3. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера,

5. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок, пословиц, поговорок и примет о природе

В данной картотеке собраны большая часть загадок, пословиц, поговорок, примет о природе и временах года.  Весь материал классифицирован....

Картотека игр, пословиц, поговорок на тему: «Добро и доброта»

Картотека игр, пословиц, поговорок на тему:«Добро и доброта»...

КАРТОТЕКА ПОТЕШЕК, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК О ТРУДЕ

Кто на свете самый главный,Самый добрый, самый славный?Кто он, как его зовут?Ну, конечно, это труд!Приобщение детей к труду начинается уже с раннего возраста. Малыши хорошо воспринимают легкий стихотв...

КАРТОТЕКА стихотворений, пословиц, загадок по теме «Покормите птиц зимой»

Развитие экологической культуры и творческого потенциала дошкольников; осуществление эстетического воспитания; повышение интереса к  природе ; расширение кругозора детей....

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ,ПОГОВОРОК,НАЗВАНИЙ СКАЗОК О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ПРИМЕРЫ НАРОДНЫХ,ПОСЛОВИЦ,ПОГОВОРОК,СКАЗОК СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О НАКОПЛЕНИИ ЗНАНИЙ И О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ....