Статья на тему: История детских домов в России
статья

Суркова Марина Рувимовна

Статья на тему: История детских домов в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_detskih_domov_v_rossii.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: История детских домов в России

Подготовила: Суркова М.Р

    Одним из первых образцов социального устройства детей,, оставшихся без родителей, является появление скудельниц.; Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, от голода, замерзших зимой и т.п. Там же, поблизости, сооружались сторожки, куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы-скудельники, которые специально подбирались.Дети содержались в этих сторожках за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки.В то же время и сама церковь стала институтом социального призрения и социальной работы с детьми, оставшимися без родительского присмотра. В отличие от западноевропейской церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в призрении нуждающихся, русская церковь взяла на себя три важнейшие функции: призрение, обучение и лечение. В России среди интенсивно создающихся монастырей и храмов не было таких, которые не содержали бы приюты. Основной контингент их воспитанников составляли незаконнорожденные и подкинутые дети.На Стоглавом соборе Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять детей, нуждающихся в общественном надзоре, строить специальные богадельни, где им был бы обеспечен приют и уход.Еще при царе Федоре Алексеевиче были учреждены так называемые приюты-дворы для обучения их грамоте и ремеслам, однако существенных результатов это не принесло. Поскольку в те далекие времена сиротами при живых родителях чаще становились «незаконно прижитые дети», незаконные связи преследовались самым жесточайшим образом, и прежде всего - церковью. Она приписывала суровое наказание незаконному отцу ребенка.В правление Петра I была создана государственная система призрения детей, выделены категории нуждающихся в попечении, были введены превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах.Впервые при Петре I детство и сиротство стали объектом внимания государства. В 1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения.В генеральном плане Московского воспитательного дома, составленном И.И. Бецким и подписанном Екатериной II, утверждалась важность гуманного отношения к детям, запрещались телесные наказания, обращалось внимание на физическое воспитание, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения. В качестве основных методов воспитания рекомендовались игры, забавы с учетом возрастных особенностей детей, воспитателям вменялось в обязанность учитывать индивидуальные склонности воспитанников. В Петербургском воспитательном доме так же, как и в Московском, большое внимание уделялось подготовке детей к дальнейшей трудовой деятельности. В мастерских готовили лекарей, сельских учителей, повивальных бабок, нянь, телеграфистов, объездчиков и шкиперов для торгового флота. Выпускники воспитательных домов имели привилегии, и «они, и их потомки оставались вольными». Воспитательный дом рассматривался как самостоятельное ведомство, он находился под «особливым монаршим покровительством и призрением». Московский и Петербургский воспитательные дома, как и другие, основанные в провинциальных городах по частной инициативе благотворителей, получали от государства значительные денежные средства, а также различные льготы. Однако в большинстве воспитательных домов, созданных по примеру Московского и Петербургского, царили казарменный режим, нищета и казнокрадство.В результате детей из воспитательных домов передали на кормление в крестьянские семьи, и тем самым была поставлена точка в дискуссии об эффективности государственного вмешательства в процессы непосредственного устройства беспризорников. Фактически вплоть до XX столетия государственная политика отношения к детям, оставшимся без родительского присмотра, была направлена на создание и обеспечение условий их проживания и воспитания в приемных семьях, частных приютах, под опекой общественных благотворителей и церковных инстанций.
Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в Гомельском имении графа Я. Румянцева. Государство и общество все больше осознавали необходимость проведения работы по предупреждению безнадзорности, когда воспитательное воздействие на детей со стороны родителей ослаблялось из-за их занятости на заработках. В 1837 г. был открыт первый светский приют в России при Демидовском доме «призрения трудящихся» для дневного надзора за детьми, «оставляемыми матерями, идущими на заработки».В 1842 г. в Москве был создан опекунский совет детских приютов. Первоначально его деятельность также была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. К концу XIX в. открываются специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления».В начале XX в. в России действовали 19 108 попечительских советов, распоряжавшихся довольно значительными денежными средствами, которые шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек и народных столовых.
После 1917г. большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, официально она была запрещена. Отделение церкви от государства и ее фактическое репрессирование закрыло путь участию церкви в оказании помощи безнадзорным.В 1919г. был основан Государственный совет защиты детей. В него вошли представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда. Он решал вопросы организации питания, материального снабжения детей. В 1921 г. начала работу Комиссия по улучшению жизни детей, которая объединила деятельность всех ведомств в борьбе с беспризорностью.
В 1922 г. для борьбы с детской беспризорностью, нищенством создается детская социальная инспекция. Социальные инспектора не только дежурили в публичных местах, но и посещали мастерские, где работали несовершеннолетние, семьи, где отмечались случаи нарушения интересов ребенка.К 1935 г. была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовало улучшение материального положения трудящихся города и деревни, создание сети специализированных детских учреждений, активное участие общественности, организация досуговой деятельности детей, организованное определение на работу, устройство в профессиональные школы и техникумы.Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей
Чтобы ощутить масштабы сиротства, сравним численность осиротевших детей в результате социальных потрясений начала XX в. (1922 г. - 540,0 тыс. детей), послевоенных лет (1945 г. - 678,0 тыс. детей) и 2001 г. - 662,6 тыс. детейВ то же время опыт общественно-государственного влияния и содействия в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, накопленный в истории российской социальной работы с детьми группы риска, показывает, что для эффективного решения проблем детства необходимы следующие условия:
- государство должно выступать как одна из сторон общественно-государственных отношений и создает условия для проявления всеми институтами воспитания действенной активности и адекватной ответственности;
- взаимодействующие субъекты среды ближайшего окружения ребенка - семья, школа, соседи - должны обеспечить пристальное педагогическое внимание - призрение и предложить формы поведения и деятельности, действительно защищающих ребенка в настоящем и будущем;
- формы и методы социальной работы с детьми группы риска необходимо адаптировать к детским потребностям и проблемам с целью максимально эффективного включения энергии жизнедеятельности ребенка в построение собственной модели жизни и общественного устройства, поддержки в апробации этой модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Ребёнок один дома!!!»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 696       Доклад по самообразованию Тема: «Ребёнок один дома»   ...

Презентация на тему: "История Нового Года в России"

Я думаю всем инетерсно узнать откуда появился этот праздник в нашей стране....

Статья на тему: «РЕБЕНОК ОДИН ДОМА»

Актуально понять и разобраться в дошкольном периоде, можно ли оставлять ребенка одного дома!...

Статья на тему "Безопасность ребёнка дома и в быту"

Всем известна поговорка: "Мой дом - моя крепость". Однако даже дома могут возникнуть непредвиденные ситуации, угрожающие здоровью и жизни человека. Поэтому и взрослым, и детям очень важно зн...

статья о празднике в детском саду "ДЕНЬ РОССИИ"

статья о празднике в детском саду "ДЕНЬ РОССИИ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23222078","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"med...

Статья на тему: "Lego-игры дома"

Статья на тему:"Lego-игры дома"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014456","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Презентация на тему: Истории Новогодней Игрушки В России.

Презентация на тему: Истории Новогодней Игрушки В России....