Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ
статья

Гусманова Альтеншаш Калимулловна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики,

являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых

необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ОВЗ это дети:

• с нарушением зрения;

• с нарушением слуха;

• с нарушениями речи;

• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);

• с ДЦП и двигательными нарушениями;

• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• со сложными дефектами развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley_po_rabote_s_detmi_s_ovz.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики,

являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых

необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ОВЗ это дети:

• с нарушением зрения;

• с нарушением слуха;

• с нарушениями речи;

• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);

• с ДЦП и двигательными нарушениями;

• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• со сложными дефектами развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются

практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой,

неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и

самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым

также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов. Часто педагоги

испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые

приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше

внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить,

что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с

поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ).

В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и

его «проблем». Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как

малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе

родители нормально развивающихся детей. На что необходимо обратить внимание воспитателям

при работе с детьми с ОВЗ?

Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это

развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за

незначительные достижения!

Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы

подачи информации. Например, на занятиях по художественноэстетическому развитию

(рисовании, детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие

дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для

выполнения задания, чем другим детям.

Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его

развитие идет другим, собственным путем.

Если в группе слабовидящий ребенок.

Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в

пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует

вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это

возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом

важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через

коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения,

которая обеспечит успешную адаптацию.

Если в группе слабослышащий ребенок.

Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю

необходимо знать,что:

• Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его.

Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

• Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком

дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не

подвергать его стрессовой ситуации.

• Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося

обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за

движениями его губ.

•Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое —

левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто

слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно

кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

Рекомендации воспитателям по организации деятельности

ребенка с ЗПР

Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития» не всегда имеют

возможность обучаться в специализированных группах коррекционной направленности. Причины

этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя,

группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного

контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для

достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы.

В чем же он заключается?

• К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с

интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол,

вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию

«Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие, положи на стол (осуществление инструкции,

вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».

• Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная,

влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации,

но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные

требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его

выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

• Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой

дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой

психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя.

• Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку

дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;

они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в

целом, понять причины ошибок.

• Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по

принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке

веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного,

комфортного состояния.

Рекомендации воспитателям по организации деятельности

ребенка с СДВГ

Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную

установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка

в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения

слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не

бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку

только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.Учите

расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно.

Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в

ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации

внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел

порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет

сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями

и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку

должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом.

Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые

занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать

единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы

себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов

ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор,

пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка,

сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не

обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его

реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже

приятными впечатлениями.

Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие

церебрального паралича

1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:

• Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере

возможностей, напоминать о том, как важно правильно сидеть.

• Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики

2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и

временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на

календаре и т. д.).

3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и

учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная

тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от

громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его

выполнить).

4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм

нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть

максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число

повторений, подчеркнутое артикулирование.

5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с

одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать

использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Общие методические рекомендации для воспитателя по работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата

Перечислены рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата...

Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с общим недоразвитием речи

Рекомендации для воспитателей группы компенсирующей направленности по работе с детьми с общим недоразвитием речи....

«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»

laquo;Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать  с ...

Консультация для воспитателей "Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ"

В настоящее время в дошколньых образовательных учреждениях все больше открывается групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье мы рассматриваем...

Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей с природным миром»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общ...