Памятка по работе с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Рубанович Татьяна Ивановна

Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

   Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды).https://konspekta.net/infopediasu/baza18/814462015284.files/image002.png

    Дети с ОВЗ это дети:

• с нарушением зрения; 

• с нарушением слуха;

• с нарушениями речи;

• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);

• с ДЦП и двигательными нарушениями;

• с нарушениями эмоционально-волевой сферы ( гиперактивные, с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности));

• со сложными дефектами развития.

    Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!

   Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

     ЕСЛИ В ГРУППЕ СЛАБОВИДЯЩИЙ РЕБЕНОК. http://raskrasohka.net/raskraski/pibodi-i-sherman/kartinki/raskrasohka_net-pibodi-i-sherman-5.jpg

   Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует проводить в режимные моменты и на занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания.( Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре). При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.  

ЕСЛИ В ГРУППЕ СЛАБОСЛЫШАЩИЙ РЕБЕНОК. C:\Users\User\Desktop\s582446_0_3.jpeg

    Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать,что:

•   Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

•    Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

•   Главная задача педагога: говорить всё на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы). На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ЗПР

•   Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. C:\Users\User\Desktop\ма-ьчик-шаржа-сирот-ивый-иния-нарисованный-вектор-98244880.jpg

•   Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка  нужно внимательно относиться  к организации его труда и отдыха.

•   Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, потому что дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию.

•   Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

•    Детей с ЗПР нужно учить выполнять  краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие, положи на стол (осуществление инструкции, вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С СДВГhttps://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BF-%D0%B0%D0%BD-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0-60973104.jpg

   Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись»«не бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.  Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

ЕСЛИ В ГРУППЕ РЕБЕНОК С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

   Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.https://iknigi.net/books_files/online_html/94000/i_001.jpg

ЕСЛИ В ГРУППЕ  РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ, ВСЛЕДСТВИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:https://i.ytimg.com/vi/MYI2EddxzUY/maxresdefault.jpg

• Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей, напоминать о том, как важно правильно сидеть.

• Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики

2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию

3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

4. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

      При общении с детьми  имеющими нарушения двигательной сферы, а также с детьми имеющими нарушения и недоразвитие  речи необходимо соблюдать особый речевой режим . У воспитателя речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений и должно быть подчеркнутое артикулирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

ПАМЯТКА "Планирование работы с детьми по экспериментированию" Младший дошкольный возраст Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития...

Памятка "Планирование работы с детьми по экспериментированию".

                Младший дошкольный возраст         Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создани...

Памятка по работе с детьми для родителей

Памятка по работе с детьми для родителей...

Памятка «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Памятка«Планирование работы с детьми по экспериментированию»...