«Роль воспитателя в развитии сюжетной игры дошкольников. Игра-придумывание»
учебно-методический материал

Елена Николаевна Лазарева

Данная статья рассказывает, о том, что такое игра придумывание. О роли воспитателя в развитии игры. Об алгоритме составления последовательности игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samyy_slozhnyy_sposob_postroeniya_igry.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль воспитателя в  развитии сюжетной игры дошкольников. Игра-придумывание»

Лазарева Е.Н., воспитатель

Самый сложный способ построения игры -сюжетосложение , который подразумевает  умения выделять , обозначать целостные сюжетные события, по-разному их комбинировать и  делать это совместно с партнером. И роль взрослого в развитии этого вида детской игры чрезвычайно важна. Взрослый для дошкольника очень притягательна фигура и он с удовольствием отвлечется  от  своих занятий, если взрослый предложит поиграть с ним.

Задача взрослого на этом этапе научить ребенка сроить разнообразные сюжеты игры.

Как рождается и развертывается сюжет детской игры? Вначале это всегда неясная, едва наметившаяся внутренняя программа, которую  ребенок намеревается реализовать. Но программа не «додумывается» дошкольником до конца, в деталях, она сразу же начинает реализовываться, обретая свою конкретную форму в самом процессе игры.

Не каждый ребенок самостоятельно приходит к сложной творческой игре – игре событиями, соединению, комбинированию их в уме, включению  в различные смысловые контексты. А если приходит – обычно к концу дошкольного возраста. Здесь нет прямой зависимости между знаниями  богатством впечатлений и его игрой. Часто получается, что сюжет игры продолжает по инерции строится по привычным схемам, а в пассивном багаже ребенка остается богатый запас  знаний и представлений. Необходим поиск и развертывание  сюжетной темы, которая важна не только для игры, но и любой другой творческой деятельности-рисования, лепки, свободного конструирования. Можно все время играть с ребенком, помогая придумывать ему новые сюжеты, но лучше, если ребенок сам научится строить интересные и разнообразные сюжеты игры. Для этого надо выделить  сам сюжет, как последовательность событий, попробовать поставить его в такие ситуации , где он сознательно оперировал бы событиями  и их последовательностями как  самостоятельным материалом.

И здесь должна помочь особого рода игра, которую  взрослый может предложить ребенку- игра в «придумку». Одна из форм сюжетной игры, которая появляется у ребенка к концу дошкольного детства- игра-фантазирование. Они очень любят придумывать истории особенно если у них есть слушатель. Однако такое повествование не имеет никаких опор и малосодержательно. Постановка взрослым задачи «придумать историю» тоже в этом случае не поможет, так как имеет характер обязательности, а это уже не игра.

Здесь необходимо перенести акцент на  сам процесс деятельности, не фиксируя ребенка на возможном результате. Алгоритм может быть следующим:

- давай играть вместе

-выбираем героя истории

-выбор смысловых опор, которые направят развертывание сюжета в определенном направлении и обеспечат свободу воображения

Сюжетные картинки для этого не подходят, это слишком жесткая опора, в них уже задана последовательность событий , это готовый сюжет который надо пересказать. Лучше обратиться  к сказке.

Близость сказки и игры отмечали многие ученые . Известны отечественный психолог А.В.Запорожец писал, что деятельность ребенка по восприятию сказки «по своей психологической природе» очень близка к игре. Но если  ребенок в игре реально действует в воображаемой ситуации, то здесь и действия и обстоятельства являются воображаемыми.

Сказка и ее преломление в деятельности детей, даже просто пересказ, разыгрывание, оказывают  большое влияние на  познавательнее и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворяющих добро и зло, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия , сопереживания героям, в которых  воплощены определенные нравственные качества человека. Разыгрывание  сказок обеспечивает большие сдвиги в развитии детского мышления. Исследователи считают, что  это  происходит благодаря  большей структурированности сказочного сюжета, по сравнению с сюжетами на бытовые темы. Подробное описание сюжетной схемы сказки можно найти в книге В.Я. Проппа «Морфология сказки» (популярно эта схема изложена в книге Дж.Родари «Грамматика фантазии»). Если немного упростить схему Проппа сказка  предстанет перед нами  как последовательность  следующих основных событий или смысловых блоков:

  1. Фиксация первоначальной  недостачи, неосуществленного желания ( нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате какой-то персонаж пропал, похищен); отсылка  (или самостоятельный уход героя) за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.д.)
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с его помощью препятствий на пути  к недостающему объекту.
  4. Встреча героев с противником – антагонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя – борьба с антагонистом.
  5. Победа героя и получение им искомого объекта.
  6. Возвращение героя и получение им награды.

Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их конкретные действия, получится новая, придуманная вами сказка.

Больше шести сюжетных событий ребенку пока не нужно.  Эту схему должен иметь в виду взрослый и руководствоваться ею, предлагая ребенку образцы трансформации, изменении (поначалу незначительного) каждого смыслового кусочка известной сказки.

Вот примерный вариант трансформации:

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Возможный вариант трансформации

Царь хочет получить жар-птицу и отправляет Ивана-царевича за ней.

Царь живет в жаркой стране и никогда не видел новогодней елки ( или любая другая диковина). Он отправляет за ней Ивана-царевича( слугу, Емелю, любого персонажа, положительно окрашенного в восприятии ребенка)

Иван-царевич встречает Серого Волка, который оказывается волшебным помощником,

Царевич отправляется в дорогу, но не знает, где найти елку. Он встречает Старичка- лесовичка ( Бабу-Ягу, фею или любого другого персонажа, оказавшегося в беде, помогает ему и получает волшебное  средство ( клубок, ковер-самолет, сапоги-скороходы, компас и др.)

Иван-царевич с помощью Серого Волка отыскивает жар-птицу

Царевич с помощью волшебного средства попадает в северную страну, где растут елки.

Иван-Царевич вступает в борьбу с царями-антагонистами, для того, чтобы добыть жар-птицу.

Царевич вступает в противоборство со злым волшебником, охраняющим самую красивую елку в лесу ( не исключается, что желанный объект может быть добыт в несколько этапов, как и в сказке о Сером Волке)

Иван-царевич побеждает царей-антагонистов и оказывается обладателем жар-птицы.

Царевич одерживает победу над злым волшебником  и забирает елку ( а заодно и припасенные противником елочные украшения)

Иван-царевич  возвращается домой с жар-птицей, преодолевая  сопротивление злых братьев. Наградой ему служит попутно добытая невеста.

Царевич  возвращается с елкой домой, успевая как раз к Новому году, и получает обещанную награду ( все что может привлечь ребенка,- сто пудов мороженного, ранец к школе, настоящий автомобиль и пр.) Не исключено, что царевич получит новую задачу ( а сказка – продолжение).

         Изменения, вносимые взрослым в известную сказку, являются образцом для ребенка, активизируют его воображение, а сама сюжетная схема позволяет направить его в более строгое русло, задает смысловые опоры, придает фантазии ребенка большую логичность, связность.

        Важно:

  1. Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. Тогда игра превращается в учебную задачу, теряет характер свободной и необязательной деятельности. Механическая работа по наполнению  схемы – это уже не игра. Кроме того снижается момент ожидания неизвестного, который составляет одну из самых привлекательных сторон совместной игры в «придумку». Ребенок уже знает много сказок и у него есть интуитивные представления о том, «как бывает  в сказке», а по мере игры эти представления становятся яснее.
  2. Во время совместного придумывания взрослый должен руководствоваться именно сюжетной схемой. Даже если он заранее заготовит конкретный сюжет, он не может и не должен быть реализован полностью, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения.
  3. Необходимо помнить, что взрослый и ребенок в этой игре партнеры, поэтому они действуют поочередно.

Темы для «придумки» легко почерпнуть , наблюдая за самостоятельной игрой ребенка. Взрослый отмечает для себя привычные, наигранные сюжеты, любимых персонажей, с которыми ребенок идентифицируется в игре. Дальнейшие игры в «придумку» строятся на расшатывании, трансформации этих сюжетов. В центре истории может быть любимый персонаж или  он сам вместе со взрослым. Историю можно развернуть как продолжение прочитанной и понравившейся ребенку книги. Выбор тематического содержания очень широк, но оно обязательно должно быть интересно и  актуально для  ребенка. Лучше предоставлять выбор темы ему самому. Игра может занять 10-20 минут , больше не нужно, можно играть  с другим количеством детей, но не больше 4, дети не могут долго жать свей очереди. Не надо придумывать историю до конца, пусть у ребенка будет желание ее продолжить. Такая игра очень скоро становится очень привлекательной для ребенка. От  взрослого игра требует тактичности и чувства меры. Важно не занижать возможности ребенка, но и не подавлять его своей эрудицией и превосходством знаний.  Это касается как выбора темы игры, так и самой манеры поведения взрослого. Взрослый должен помнить,  что  он играет с ребенком с целью его развития и что не стоит использовать эту ситуацию как повод для самоутверждения.

Опыт, который дети приобретут в этой игре со взрослым окажет существенное влияние на их индивидуальные самостоятельные занятия и на совместную игру со сверстниками. Сюжеты игры перестанут быть трафаретными, стереотипными (ролевой, режиссерской, игре-фантазировании). Опыт фантазирования, придумывания переносится и на другие виды детской  деятельности, связанные с развитием творческого замысла: рисование, лепку, свободное конструирование, рассказывание по картинкам. В результате совместного со взрослым придумывания развиваются и возможности речевого общения ребенка- умение учитывать в общении другого человека, связно понятно для собеседника рассказывать о чем-то (событии, происшествии, просмотренном мультфильме и др.) Но больше всего такая игра оказывает влияние на совместную самостоятельную игру детей.  Если сразу после «придумки» взрослый предоставляет детям условия для самостоятельной деятельности, оказывается, что придуманный сюжет становится как бы каркасом, общей программой их игры. Он ложится в ее основу , а по ходу дела дополняется, изменяется. Дети вбирают в игру разнообразные содержания, свободно оперируют отдельными событиями, выделяя их, планируют согласовывают сюжетные замыслы в ходе игры и даже до нее. Переход к планированию деятельности очень важен для подготовки детей к школе, является существенным показателем развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателя Роль воспитателя в общении с дошкольником

консультация для воспитателя Роль воспитателя в общении с дошкольником...

Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитаниии психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, ...