КАК ВЛИЯЮТ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
статья (старшая группа)

Дубовая Екатерина Алексеевна

В данной статье рассмотрена роль речевых игр в стимулировании речевого развития ребенка. В статье определена роль речевых игр в формировании у детей правильной речи, а также обозначена взаимосвязь успешного обучения и речевого развития дошкольника. Особое внимание в статье уделяется значению регулярного включения речевых игр в воспитательную работу при подготовке детей к последующему обучению в школе. В статье также перечислены педагогические задачи, которые позволяют решить речевые игры, и навыки, формирующиеся у воспитанников в процессе систематического участия в таких играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ВЛИЯЮТ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В данной статье рассмотрена роль речевых игр в стимулировании речевого развития ребенка. В статье определена роль речевых игр в формировании у детей правильной речи, а также обозначена взаимосвязь успешного обучения и речевого развития дошкольника. Особое внимание в статье уделяется значению регулярного включения речевых игр в воспитательную работу при подготовке детей к последующему обучению в школе. В статье также перечислены педагогические задачи, которые позволяют решить речевые игры, и навыки, формирующиеся у воспитанников в процессе систематического участия в таких играх.

Ключевые слова: Дошкольное воспитание; речевые игры; развитие речи ребенка

Дошкольный возраст – наиболее важный период в развитии речи человека, поскольку в это время речь маленького ребенка еще только формируется и практически всегда содержит несовершенства произношения. По мере взросления развивается и речевой аппарат, совершенствуется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать различные звуки речи. По этой причине в дошкольном возрасте особую значимость в развитии речи играет полноценная речевая среда, окружающая ребенка. Создать необходимые условия для воспитания чистой речи у детей является совместной важнейшей задачей работников детского сада и семьи, поскольку их воспитательная деятельность направлена на полноценное развитие детей.

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными речевыми дефектами, такими как заикание, запинки, нарушение плавности речи, задержка речевого развития и другие. Без должного внимания и необходимой коррекционной работы, появившаяся в раннем возрасте проблема нарушения речи, может сохраниться на всю жизнь. А между тем, правильная речь является залогом гармоничного развития личности, поскольку она необходима как для последующего овладения школьными знаниями, так и при коммуникации с другими людьми.

Особым периодом в развитии речи ребенка можно назвать старший дошкольный возраст 5-6 лет, когда дети уже умеют пользоваться интонацией, а звукопроизносительная речевая сторона уже практически сформирована. В этом возрастном периоде родителям и воспитателям следует уделять развитию речи ребенка особое внимание. Если в 5-6 лет ребенок использует простые нераспространенные предложения для общения, а произношение большинства звуков нарушено, то это свидетельствует о необходимости посещения ребенком логопедических занятий для устранения отставания в речевом развитии до момента поступления ребенка в школу. В противном случае недостаточно сформированная речь будет в дальнейшем вызывать трудности при коммуникации с окружающими, отрицательно сказываться на обучении ребенка, приобретении им необходимых знаний и навыков.

В роли еще одного негативного момента речевого выступает наличие определенных особенностей личности и психики каждого человека. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или избавиться от речевых трудностей порождают много сопутствующих черт характера, которые откладывают отпечаток на поведении и судьбе человека. К таким чертам характера относятся: стеснительность, речебоязнь, чувство угнетенности, неуверенности в себе, неумение и страх отстаивать свою тоску зрения и многое другие.

Одним из эффективных инструментов развития речи и устранений ее дефектов являются речевые игры. Этот метод легко может использоваться как всеми участниками образовательного процесса в рамках детского сада, так и родителями и другими родственниками из близкого окружения ребенка.

Рассмотрим, каким образом речевые игры могут способствовать развитию ребенка:

а) речевые игры предполагают активное участие детей в общении со сверстниками, педагогами, членами семьи;

б) способствуют психологической подготовке к речевому общению;

в) способствуют самостоятельному выбору ребенком необходимого речевого материала;

г) Обеспечивают многократное повторение речевого материала.

Благодаря проведению регулярных занятий, включающих различные речевые методики, у воспитанников формируются:

1) умение правильно формулировать и излагать свои мысли;

2) коммуникативные навыки;

3) грамотность;

4) ясность и четкость произносимых звуков;

5) монологическая и диалогическая речь.

Существенным преимуществом речевых игр, как инструмента развития и коррекции речи в работе воспитателя, является возможность их применения: на всех этапах работы с воспитанниками (в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения); при разных видах воспитательной работы (индивидуальной, подгрупповой, фронтальной); в любых условиях (в группе, на прогулке, в спортивном зале), при этом охватывая различные стороны речевого развития ребенка.

Часто речевые игры, используемые в воспитательной деятельности, дополняют музыкальным сопровождением или физическими упражнениями. Такие занятия, в которых речевые упражнения сочетают с музыкой и определенными движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками) имеют огромное значение в формировании у детей чувства ритма, которое играет не последнюю роль в речевом развитии.

Педагогам для повышения результативности занятий необходимо подбирать простые тексты для речевых игр в соответствии с возрастом воспитанников, которые ребенку будет легко понять и запомнить.

В качестве таких текстов удобно использовать образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.

Сопровождение речевых игр музицированием или определенными движениями позволяет детям быстрее запомнить текст, а также способствует более эмоциональному воспроизведению разученного детьми текста речевого занятия. При сопровождении речевых игр различного рода движениями, мимикой, пластикой, жестами сама игра уже превращается своеобразной театральной постановкой, в которой воспитанники могут импровизировать, раскрывать свой творческий и актёрский потенциал.

Так в качестве одного из видов речевых игр, в котором сочетаются речевые игры и соответствующее тексту музыкальное сопровождение - это ритмодекламация. Суть игры заключается в  ритмичном произнесении текста на фоне соответствующей ситуации звучащей музыки. К примеру, при прочтении потешки про зайчика включают веселую музыку с высокими звуками. И, наоборот, при чтении текста про медведя включают более медленную, но низкую музыку.

Другим видом речевых игр, в которых сочетаются движения и речь являются пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в воспитательной деятельности детей 5-6 летнего возраста невозможно переоценить, поскольку они позволяют стимулировать речевое развитие ребенка здоровым и естественным путем. Кроме того, такие игры предполагают активное участие в этом процессе ребенка за счет проговаривания простейших слов в определенном ритме вместе со взрослым.

Игры на интонации – вид речевых игр, в которых детям предлагается услышать разницу при произнесении одного и того же текста с различными интонациями. Игра на интонацию может сопровождаться определенными жестами воспитателя. Например, показом движением руки можно показать интонацию понижения и повышения голоса, соответствующие мелодическому контрасту голоса воспитателя или собственного голоса ребенка. Игры на интонацию учат детей улавливать и использовать правильные интонации в своей речи, адекватно воспринимать и воспроизводить их.

Для детей 5-6 летнего возраста полезно использовать также игры на темп и ритм. В качестве примера таких игр можно привести повторение воспроизведения за воспитателем отрывка в сопровождении с отстукиванием определенного темпа. Применение игр с использованием темпа и ритма являются необходимой составляющей для нормального речевого развития, а также необходимы при коррекции детской речи, если имеются ее дефекты.

Подводя итоги, необходимо отметить, что на сегодняшний день существует множество различных видов и типов речевых игр, которые успешно используются для речевого развития детей и являются необходимым элементом воспитательной деятельности каждого педагога дошкольного образования. Без преувеличения можно назвать развитие речи и коммуникативной компетентности ребенка одним из самых важных навыков и умений, приобретаемых в дошкольном возрасте, который является залогом в дальнейшем успешного обучения в школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата обращения 02.07.2023);
  2. Великородная А. В. Роль речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста. \\  – 2021 – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/15/rol-rechevyh-igr-v-razvitii-rechi-doshkolnikov (Дата обращения 02.07.2023);
  3.  Сухопарова Д. В. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста – 2021 URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/24/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-rannego-vozrasta (Дата обращения 27.02.2023)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевые игры в развитии детей"

Родителям можно порекомендовать речевые игры, в которые можно играть на кухне, на улице....

Консультация для родителей "Речевые игры в развитии детей"

Предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики руки, игры на обогащение словаря, на развитие фонематического слуха....

Буклет "Речевые игры в развитии детей".

Буклет "Речевые игры в развитии детей"....

"Речевые игры в развитии детей"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Речевые игры в развитии детей»

     Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школ...

Как влияют пальчиковые игры на развитие детей дошкольного возраста

Cтатья "Как влияют пальчиковые игры на развитие детей дошкольного возраста" познавательная для родителей,педагогов ДОУ...