Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Анна Анатольевна Седова

Что должен знатьи уметь ребенок в 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

   Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.

Пятилетка должен уметь следующее:

  • отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;
  • последовательно рассказывать о происходящих событиях;
  • придумывать рассказ по сюжетным картинкам;
  • знать все основные цвета;
  • без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;
  • сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;
  • знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;
  • знать наизусть несколько стихов.

   В этом возрасте основная деятельность малыша – игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.

Развитие речи

  • четко и ясно выражать свои мысли, строить связные, логичные предложения;
  • понимать, что подразумевается под обобщающими словами: домашние животные, одежда, мебель и т.п.;
  • знать алфавит (хотя бы половину), называть слова, начинающиеся на каждую знакомую ему букву;
  • отвечать на вопросы сложными, развернутыми фразами;
  • понимать, что такое синонимы и антонимы, уметь их подбирать;
  • иметь живую, выразительную речь, правильно расставлять интонацию;
  • уметь пересказать сказку или фильм, поделиться впечатлениями о произошедшем событии, рассказать о себе.

   Если пятилетний ребенок еще не выговаривает все звуки или коверкает их, нужно обратиться к логопеду. До школы необходимо полностью скорректировать речь и исправить все дефекты.

Математика

   Дети в возрасте пяти лет имеют довольно неплохие математические навыки. В этом возрасте малыш должен уметь:

  • считать от 0 до 10 и обратно;
  • знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать;
  • считать предметы в пределах десяти штук;
  • знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;
  • использовать в речи числительные;
  • проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);
  • уметь называть и рисовать основные геометрические фигуры.

   Дети, которые активно занимаются со взрослыми, как правило, хорошо считают не только до 10. Некоторые малыши даже осваивают счет до 100.

Окружающий мир

Дети 5 лет хорошо ориентируются в окружающей реальности и уже имеют много информации о ней. Ребенок в 5 лет должен знать:

  • свои ФИО, а также ФИО родителей и остальных членов семьи;
  • свой возраст, возраст мамы и папы;
  • свой домашний адрес, город и страну;
  • профессию и место работы родителей;
  • правильную последовательность времен года, месяцев, дней недели и времени суток;
  • основные правила дорожного движения;
  • должен уметь различать живую и неживую природу.

   Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он ориентируется в реальности.

Навыки самообслуживания

   Развитие современного ребенка 5 лет позволяет неплохо справляться с различными бытовыми приборами и гаджетами. А вот обычные хозяйственные навыки имеются не у всех детей. Родители обязаны учить сыновей и дочерей самостоятельно обслуживать себя и помогать по дому. Пятилетний ребенок должен уметь:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать все виды застежек;
  • умываться, чистить зубы, мыться под душем;
  • правильно держать в руках столовые приборы;
  • содержать в порядке игрушки и одежду;
  • выполнять несложные поручения (достать белье из стиральной машины, покормить кошку, полить цветок);
  • иметь элементарные навыки сервировки стола;
  • помогать украшать квартиру к празднику.

   Ребенок в 5 лет должен уметь помогать по дому. Задача взрослых – не отвергать его помощь, а всячески ее поощрять, даже если у малыша не все получается.

Изобразительная деятельность

   В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные), делать рисунки к рассказам и фильмам. В 5 лет дети должны уметь:

  • уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);
  • нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;
  • соблюдать пропорции на рисунке;
  • рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;
  • лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;
  • вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.

   Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.

Логическое мышление

   Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь:

  • находить лишний предмет в группе подобных и объяснять свой выбор;
  • выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;
  • придумывать логическое продолжение начатого рассказа;
  • соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);
  • дорисовывать недостающие элементы на картинке.

   Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.

Физическое развитие

   В возрасте 5 лет малыш отлично координирует свои движения и держит равновесие. Он становится очень активным, с удовольствием осваивает всевозможные спортивные снаряды. Пятилетка должен уметь:

  • пробежать расстояние 40–50 метров без остановки;
  • уверенно ходить по гимнастической доске;
  • ловить мяч в воздухе, забрасывать его в цель;
  • прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;
  • висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;
  • прыгать на скакалке.

   Детей этого возраста уже можно учить кататься на двухколесном велосипеде, играть в футбол, теннис, хоккей.

Мелкая моторика

   Пятилетний ребенок вполне уверенно манипулирует не только крупными, но и мелкими предметами. В этом возрасте он должен уметь делать следующее:

  • вырезать бумажные фигуры точно по контуру;
  • раскрашивать картинки, не вылезая за контурную линию;
  • ровно складывать бумажный лист в два-четыре раза;
  • переводить рисунки через кальку или копирку;
  • бить молотком по гвоздю;
  • собирать конструктор;
  • завязывать шнурки.

   Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление, поэтому данному виду деятельности нужно обязательно уделять внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...