Организация предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Лохова Наталья Ивановна

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе должны обеспечивать инициативу детей во всех видах детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно – пространственной среды  в ДОУ  для детей старшего дошкольного возраста

        Все что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей и  способностей, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы стремимся создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая интересы, способности и возможности каждого дошкольника.

         Развивающая предметно-пространственная среда группы организована в  соответствии с требованиями  ФГОС и  особенностями возрастного этапа дошкольников; обладает  многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации. В группе созданы условия, обеспечивающие  эмоциональное благополучие, стимулирование всех видов детской деятельности в соответствии с  современными требованиями. 

Требования к предметно-пространственной среде1, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности.

Согласно ФГОС ДО, одной из приоритетных задач  является поддержка инициативы детей во всех видах детской деятельности. Для реализации данной задачи предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.    

         В нашей группе созданы игровые, развивающие и образовательные центры, что позволяет каждому ребёнку найти занятие  по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Свободная деятельность помогает детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться  в процесс исследования, а не только получать готовые знания от педагога.

На основе интеграции содержания и видов деятельности организованы центры по следующим направлениям:

Социально – коммуникативное развитие

             Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровая зона для сюжетно - ролевых игр включает в себя  модули-макеты игрового пространства, атрибуты для игр с учетом гендерных особенностей. 

         «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки - животные, куклы разной направленности, наборы посуды,   мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т.д.). В доступе атрибуты для ряжения (шляпы, очки, юбки, бусы, шарфы и т.д.), атрибуты для различных сюжетно – ролевых игр («Дочки – матери», «Детский сад», «Магазин», « Аптека», « Парикмахерская», «Школа», «Автосервис» и др.)  

Дети могут организовать пространство для игр не только в определенном для этого месте, но и в спальной комнате, в приемной, обустраивая пространство для игры с помощью мягких модулей, стульев, скамеек и т.п. В доступе у детей есть бросовый материал (втулки от фольги, шишки, футляры от киндер-сюрпризов, катушки от ниток и т.п.) для использования в качестве предметов-заместителей;  ткань, тюль, шнуры, прищепки, чтобы дети по своему усмотрению могли обозначить пространство для игры.

Центр игры позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Центр уединения  расположен в спальной комнате. Если ребенок устал от шума,  есть возможность отдохнуть, «посидеть в тишине», полистать любимую книгу, собрать мозаику, пазлы. При желании можно прослушать имеющиеся музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, которые    благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Кроме этого дети часто уединяются за театральной ширмой, когда она не используется по назначению, могут там также собирать мозаику, рисовать, рассматривать книжку и т.п.

Центр безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность и  содержит не только наглядно-демонстрационный материал, но и дидактические игры, альбом «Правила безопасности», и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций.

Центр безопасности оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием служит игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц».  Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей.

Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формировании ценностей здорового образа жизни.

Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Их труд наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей центра дежурства. Дети самостоятельно помещают в кармашки планшета "Мы дежурим" свои карточки.  Для дежурства по столовой имеются  фартуки, косынки для девочек и колпаки для мальчиков. Дежурные следят за наличием салфеток, при необходимости организовывают детей, чтобы их нарезать и наполнить салфетницы.  Для дежурства в центре природы есть клеенчатые фартуки, лейки, палочки для рыхления почвы,  губки для мытья цветов.  Дежурные каждое утро заполняют календарь природы: выставляют дату, день недели, после прогулки заполняют календарь погоды.

Познавательное развитие

           В «Центре познания» находятся  тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду и т.д. (в соответствии с тематикой).   Активно используются «чудесные мешочки», мелкая геометрическая мозаика, календарь недели, глобус, циферблат часов, географические карты, детские энциклопедии и познавательная детская художественная литература. Кроме того,  имеются  дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели. Есть задания  на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др.   Для развития логики  есть игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний»,  «Найди отличия».  Имеются тетради на печатной основе, игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Также в данном центре находятся   цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, песочные часы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмные геометрические фигуры (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровой материал   расположен на открытых полках и регулярно заменяется и пополняется.

Центр конструирования содержит мягкие модули, крупный напольный, различные мелкие настольные конструкторы (деревянные, пластмассовые, металлический), кубики, тематические строительные наборы (ферма, зоопарк, гараж и т.п.).  Для обыгрывания построек есть игрушки  (фигурки людей и животных, макеты деревьев). Имеются схемы построек и алгоритм их выполнения, различный транспорт и материал по правилам дорожного движения. Конструирование - пожалуй, одно из наиболее любимых занятий детей в нашей группе. Кроме конструкторов есть множество различных видов мозаики.  

В центре природы в соответствии с требованиями ООП имеются растения, макеты по временам года, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.  Воспитание экологической культуры осуществляется через разные виды совместной деятельности с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Для фиксации результатов наблюдений  за растениями и животными в уголке природы и на участке осуществляется ведение различных календарей (календарь наблюдений и календарь погоды). В группе и на участке есть термометры, с помощью которых дети определяют температуру и заносят измерения в календарь погоды.

Центр экспериментирования содержит материалы для проведения опытов: лупы,  увеличительные стекла, магниты, компас, пружинки, весы, мензурки, мерные стаканчики, весы, песочные часы  и прочее.  Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций (камушки, ракушки, минералы, семена растений, кора деревьев, листья и т.п).   В процессе экспериментальной деятельности   наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяя свойства различных природных материалов.  Зона экспериментирования  располагается в удобном для детей месте и всегда  открыта для свободного доступа. В нее  постоянно вносятся элементы новизны, что стимулирует познавательную активность детей.

Центр краеведения представлен материалами для ознакомления с родным селом и Красноярским краем (наборы открыток «Город Красноярск», альбомы «Моя семья», «Мое любимое село», «Мой край», «Природа Красноярского края», книги о народах севера, проживающих на территории края  и их традициях и.т.п.).

         Главными атрибутами   центра  являются герб, флаг, кремль, портрет главы государства - президента Российской Федерации. В ежедневной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребята знакомятся с официальными и неофициальными символами России. Содержание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем. Это могут быть пособия, отражающие многонациональность нашей Родины,   портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Активно используем глобус и карту при ознакомлении с климатическими зонами.

                Центр экономического воспитания дошкольников. Финансовая культура – это новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано. Мы реализуем программу «Основы финансовой грамотности». В группе оформлен центр, где находятся лепбуки по экономическому воспитанию дошкольников, а также атрибуты для сюжетных игр «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», играя в  которые ребенок  так или иначе получит представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, узнает о роли денег в частной и семейной жизни.  

В группе оборудована  интерактивная стена – магнитные доски, где дети могут размещать материалы к тематическим неделям, проектам, которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, схемы, памятки, информационные листки и т.п.

Речевое развитие

«Центр книги» включает в себя открытый стеллаж для книг со столом и стульчиками. Содержание книжного центра соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги по программе и любимые книги детей,   сказки и иные литературные формы по тематике недели. Если дети знакомятся с творчеством писателя, то   в книжном центре помещается его фотография  и литературные произведения.

         Наряду с художественной литературой в центре книги  может быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, книги с крупным шрифтом. Здесь же находятся альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей села Новосёлова и Красноярского края. Кроме этого, в группе организована зона  с  подборой сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактическими играми на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал   для отработки правильного произношения:  альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции есть зеркала. В старшей, подготовительной  группах  в этой зоне имеется магнитная доска с азбукой, схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка.

Художественно – эстетическое развитие

        В Центре творчества  имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности.    Стремлюсь, чтобы у ребят выл выбор использования материалов для творчества. Для рисования имеются карандаши, восковые мелки, смываемые маркеры, которыми можно рисовать не только на маркерной доске, но и на двери, на глянцевой бумаге для многократного использования. Также есть фломастеры, фломастеры - кисточки, цветные гелевые ручки, акварельные краски, пальчиковые краски, гуашь, кисточки разных размеров. Есть переносной мольберт для того, чтобы дети могли рисовать не только на горизонтальной поверхности, но и на вертикальной, осваивая разные техники рисования.

Для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков имеются природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки.      Дети имеют возможность самовыражаться в своём творчестве.
       Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы. 

         Центр музыки и театра  объединен, он   способствует формированию интереса к музыке, развитию творческих способностей. Для самостоятельной музыкальной деятельности в центре находятся разнообразные детские инструменты (металлофоны, маракасы, дудочка, свирель, бубен, барабан, губные гармошки, синтезатор). В группе есть портативная  колонка, которую дети активно используют для самостоятельного прослушивания сказок, музыки, исполнения танцев. В летний период для более активного вовлечения детей в самостоятельную музыкальную деятельность, музыкальные инструменты  выносятся на прогулочный участок.  

Для организации театрализованной деятельности в центре  имеются ширма, различные виды театральных кукол (для настольного, магнитного театра, перчаточные куклы), маски, костюмы, атрибуты для постановки сказок, записи музыки для постановки сказок, сценок.  Родители  изготовили "театр на ложках", пальчиковый театр. Дети охотно играют с настольным театром из дерева, который включает в себя фигурки персонажей сказок и  элементы декораций. Театр матрешек также востребован детьми.

Физическое развитие

                 В центре двигательного развития имеется спортивный комплекс, оборудование для физического развития детей (мячи, обручи, кегли, дартс на «липучках», кольцебросы, баскетбольное кольцо, боксерская груша, перчатки). Данный центр также содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность:  кубики, султанчики, флажки, ленты, гимнастические палки,    дорожки движения с моделями и схемами выполнения задания.  

Для развития зрительно - моторной координации организовываем игры на меткость с маленькими мячиками, закидывая их в корзины для мусора правой и левой рукой.  

 Для развития координации движений, равновесия имеются балансиры. Толстый шнур используем для подвижных игр, для прохождения по нему в мини - эстафетах и для профилактики плоскостопия. Совместно с родителями изготовили  коврики для массажа стоп, спортивное оборудование из неоформленного материала, которое объединяет физкультуру с игрой, стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции.  

Всё это  создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, служит удовлетворению потребностей дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. 

         Центр здоровья.  Решая задачу приобщения детей к здоровому образу жизни,  в группе создан центр здоровья, который  содержит детский справочник "Мое тело", дидактические игры, закрепляющие культурно- гигиенические навыки, иллюстрированные книги "Уроки Мойдодыра", "Уроки Айболита. Уделяю большое внимание индивидуально-коррекционной работе по профилактике и коррекции у детей плоскостопия, нарушения осанки с использованием нетрадиционного оборудования: ребристые коврики, мешочки с песком, массажные мячи.

          Эмоциональное  благополучие воспитанников обеспечиваю за счет:

- отсутствия психологического давления на ребенка в ходе образовательного процесса,

- введения традиций, позволяющих детям общаться друг с другом и со взрослыми на интересующие их темы,

- учета конкретных интересов детей при планировании занятий,

- снятия монотонности детской жизни за счет разнообразного культурного досуга, организуемого взрослыми.

Для решения задач по формированию уважения и доверия ко взрослым,  уважения и терпимости к сверстникам,  положительного отношения к себе  я  применяю личностно – ориентированный стиль общения, который включает в себя:

- соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми,

- установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослым ребенка и детьми друг друга,

-  создание в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений,

- уважение взрослыми активности и инициативности ребенка, его интересов и желаний,

- создание атмосферы доброжелательности за счет введения добрых традиций группы.

         Работа с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Одним из  методов и средств по обеспечению взаимодействия с семьей  можно назвать функционирование информационного родительского центра. Он несет разнообразную информацию: правовую, консультативную, практическую, профилактическую, осведомительскую и просветительскую и т.д.  При оформлении информационного центра, обязательно учитываем, что информация  должна быть актуальной, соответствовать задачам воспитания детей данной возрастной группы, доступной, не перегруженной профессиональной терминологией, эстетично оформлена. И в обязательном порядке, периодически обновляться.

        При разработке развивающей предметно - пространственной среды  были максимально учтены требования ФГОС ДО, принципы построения РППС и  мы постарались организовать  развивающее пространство  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом   с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

        Все материалы хранятся непосредственно в самих центрах, всегда доступны и обновляются в соответствии с темой недели, сезонными изменениями, потребностями и желаниями детей.

Список информационных источников

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/
  3. Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  4. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Изд. СФЕРА.- 2015. – 170 с.
  5. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014.
  7. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн 2006 г., 350 стр. [Электронный ресурс]. URL: https://mybook.ru/author/georgij- panteleev/detskij-dizajn/read/?page=2
  8. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: учебник / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова; Москва: 1993.– 102 с.
  9. Полякова М. Н.: Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. Изд. Центр педагогического образования. – 2008. – с. 96.
  10. Развивающая среда в ДОУ по ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://academy-prof.ru/blog/razvivayutschaya-sreda
  11. Требования к развивающей предметно-пространственной среде        ДОУ        (ФГОС).        [Электронный        ресурс].        URL: https://docplayer.ru/60642267-Trebovaniya-k-razvivayushchey-predmetno- prostranstvennoy-srede-dou-fgos.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ Новоселовский детский сад «Росинка № 24 Воспитатель: Лохова Наталья Ивановна

Слайд 2

Все что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей и способностей, т.е. организации предметно-развивающей среды.

Слайд 3

Согласно ФГОС ДО, одной из приоритетных задач педагогических коллективов является поддержка инициативы детей во всех видах детской деятельности. Для реализации данной задачи предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда группы организована в соответствии с требованиями ФГОС и особенностями возрастного этапа дошкольников; обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации. В группе созданы условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие, стимулирование всех видов детской деятельности в соответствии с современными требованиями.

Слайд 5

При создании развивающей предметно – пространственной среды, необходимо помнить, что она служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает его делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Слайд 6

Центр игры

Слайд 7

Центр безопасности

Слайд 8

Центр ПДД

Слайд 9

Центр познания

Слайд 10

Центр конструирования

Слайд 11

Центр природы

Слайд 12

Центр экспериментирования

Слайд 13

Центр краеведения

Слайд 14

Центр патриотического воспитания

Слайд 15

Центр экономического воспитания

Слайд 16

Центр книги

Слайд 17

Центр творчества

Слайд 18

Центр музыки и театра

Слайд 19

Центр двигательнного развития

Слайд 20

Центр здоровья

Слайд 21

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Предметно – пространственная среда в группе создаётся и изменяется с учётом тематики недели.

Слайд 22

Тема недели «Космос»

Слайд 23

Тема недели «Подводный мир»

Слайд 24

«Неделя русской культуры»

Слайд 25

Тема недели «От зернышка до урожая»

Слайд 26

Все материалы хранятся непосредственно в самих центрах, всегда доступны и обновляются в соответствии с темой недели, сезонными изменениями, потребностями и желаниями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС

  Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. С связи с этим мы поставили перед собой цель -...

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...

Организация предметно- пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых....

"Двигательная предметно-развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ"

В презентации показан опыт работы педагога в созданной развивающей среде. Используемая методика способствует развитию интереса детей к занятиям физической культурой....

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий. Всё чаще их жертвами становятся дети… Поэтому с правилами дорожного движения надо знакомить детей с детского сада....

«Методические рекомендации по организации предметно – развивающей среды для детей раннего дошкольного возраста»

В методической разработке представлены рекомендации по организации образовательного пространства для детей младенческого и раннего возраста...

Организация предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности ДОУ

Обобщение опыта работы по организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...