"малекула"
учебно-методический материал (старшая группа)

Болдишор Анжелика Борисовна

Позновательная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма « Колокольчик»

                                                                                                                                                         

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе

 Тема: «Секреты маленьких человечков»

             Подготовила: воспитатель

        Болдишор Анжелика Борисовна.          


           

                                                                                                                                                                                                                                       Тема: «Секреты маленьких человечков»                                                                              

Цель: формировать представления детей о свойствах различных веществ в процессе экспериментирования (педагогическая технология ТРИЗ)                                                                                                                                                                                                             Задачи:                                                                                                            1.Систематизировать представления детей о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ;                                                                                           2.Развивать познавательный интерес, умение анализировать, воображение, умение перевоплощаться;                                                        3.Активизировать мышление детей через практическую деятельность;                       4.Обучать умению опытным путем сравнивать и анализировать свойства объектов.                                                                                                                  5.Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

Материалы и оборудование:

- картинка на экране с изображением моделей «маленьких человечков», агрегатные состояния веществ (твердое, жидкое, газообразное);

-емкости с водой, молоком, соком, чаем и т. д., деревянная палочка, предметы в твердом состоянии, разложенные по групповой комнате, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудования на каждого ребенка).

Используемые приемы: Игра-пантомима «Изобрази», проблемная ситуация, рассказ-сказка, Экспериментирование «Где какие человечки живут?», подвижная игра «Маленькие человечки», дидактическая игра «Покажи...».

Предварительная работа: беседа о том, что все вещества состоят из частей, д/и «Сочини загадку», «Назови твердое (жидкое, газообразное)».                                                      

Словарная работа: формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, Закреплять в речи детей слова: твердое, жидкое, газообразное.

Планируемые результат: имеют представление о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, умеют составлять модели различных веществ с помощью метода «маленьких человечков»                                                                                                                                                                                                    

Содержание образовательной деятельности:

Игра-пантомима «Изобрази»                                                                                                                                                Воспитатель: Ребята, я вчера нашла в детском журнале одну интересную игру, хотите  поиграть? Игра называется «Изобрази предмет»? Я буду называть предмет, а вы должны его изобразить. Стол, дом, Река, шарик,

Постановка проблемы-можете ли вы изобразить бутылку лимонада? А как ее можно показать? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а я знаю один секрет, с помощью его мы сможем изобразить бутылку лимонада по другому. Это секрет «маленьких человечков». Хотите узнать? Присаживайтесь на стульчики и послушайте одну историю:

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало так обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. «Так они и сделали» картинка на экране «твердых человечков»)

         Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево»,-говорили все вокруг. «Что это с ними случилось»,-удивились человечки, «мы стали деревом, металлом. Стеклом и камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.

«Значит если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если просто будем стоять рядом, то будем жидкостями-сказали человечки. ( картинка на экране –модели «жидких Человечков»)

А самые не послушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. ( картинка на экране-модели газообразных человечков»)

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась история?

-Что случилось с маленькими человечками, когда они крепко взялись за руки?

-Почему маленькие человечки превратились в жидкость?

-Почему маленькие человечки превратились в дым, воздух?

Воспитатель: (обобщает): Так теперь и живут маленькие человечки: в твердых веществах они крепко держаться за руки, в жидкостях они стоят рядом друг с другом, в газообразных веществах они бегают и прыгают.

Воспитатель: Маленькие человечки приглашают нас в свою страну, где ждут нас интересные игры. Хотите, отправиться туда? Закрывайте глаза. Вокруг себя повернитесь, в Стране маленьких человечков очутитесь. Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в Стране маленьких человечков. И первыми, кто нам повстречался на пути. Это «твердые маленькие человечки». Ребята, найдите, пожалуйста, в нашей группе предметы, где живут «твердые человечки» и положите их на стол.

Воспитатель: Возьмите деревянную палочку, попробуйте проткнуть ей ваш предмет.

Воспитатель: Почему не получается проткнуть палочкой предметы?  (индивидуально спросить у детей)

Воспитатель: Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества какие? (твердые)

Воспитатель: Ну что, мы познакомились с «твердыми человечками», теперь отправляемся дальше. Мы оказались на берегу реки, присядем на бережок.

Воспитатель: Давайте, поближе познакомимся с другими маленькими человечками. Кто же они такие? Эти маленькие человечки ведут себя по- разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лед «человечки крепко  держатся за руки». Когда наступает весна становится тепло, они отпускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

Воспитатель: Что бывает жидким?

Воспитатель: Что же умеют делать «жидкие человечки»?

Задание-эксперемент

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вам поискать в нашей группе вещества, где живут «жидкие маленькие человечки» и поставить на стол. Возьмите деревянную палочку и проткните жидкость в емкости. Получилось у вас это сделать? Почему вам удалось легко проткнуть их палочкой? (индивидуально спросить детей что у них в стаканах)

Воспитатель: Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все таки они рядом, иначе бы мы не увидели воду, молоко, или сок! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются-жидкими.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Мы с вами пришли на цветочную галерею. Какой аромат от цветов. Закройте глаза, вдохните, почувствуйте этот аромат. Нас здесь должны встретить «газообразные человечки». Только где же они? Что-то их не видно (Ответы детей).  Их можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в разные стороны, кто куда захочет.                                                                                                  

Задание-экперемент.

Воспитатель: Ребята, где же нам взять воздух? (ответы)

Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закрутить. Ой,а что же это у нас в пакете появилось? Сожмите сильно пакет ( лопните его). Воспитатель: Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте  проткнуть его рукой-проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые не дружные человечки! Некоторых « газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Воспитатель: Газообразные человечки очень любят двигаться, давайте и мы свами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Воспитатель говорит: камень – дети берутся за руки, сок – дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух- дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Воспитатель: Очень интересно в Стране маленьких человечков, но нам пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза , вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

        Дидактическое упражнение «Покажи бутылку лимонада» Воспитатель: Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали секреты маленьких человечков.

        Бутылка сделана из чего? ( из пластмассы) Пластмасса это твердое вещество? Поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку. А лимонад-какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад-встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести  добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?.

        Дети с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Рефлексия деятельности:                                                                                                                               Где мы с вами побывали?                                                                                                                   О каких  «маленьких человечках» вы узнали?                                                               Чем они отличаются друг от друга?