Виды театра в младшем дошкольном возрасте
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Филимонова Полина Сергеевна
В этом материале представлены виды театрализованной деятельности которые используются в младшем дошкольном возрасте. Подробно описаны их цели и задачи. Также объясняется ход действий которые выполняются детьми при использовании каждого вида театра. Представлен материал, с помощью которого эти игры становятся интересными и полезными для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_teoriya_2.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте  является театр и театрализованная игра, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных навыков, воображения, фантазии, инициативности.

Существуют самые разнообразные виды театр. Я расскажу, какие виды театра используются в младшем дошкольном возрасте.

Самый доступный и простой вид театра – это настольный театр. Название такого вида театра говорит само за себя – игровая деятельность проводится на столе.

Настольный театр бывает

1. Бумажный или картонный

2. Театр из природного материала, например из шишек, каштанов, желудей.

3. Настольный театр игрушек. Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети

Настольный театр помогает детям координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции по средствам мимики и речи.

Педагог садится за детский стол, перед ним садятся дети, педагог берет игрушки, говорит за них и передвигает их. Дети младшего дошкольного возраста  сами выполняют несложные игровые задания, передвигают игрушки по игровому пространству, озвучивают персонажей, могут использовать одновременно 2 игрушки.

Ребята с удовольствием используют настольный театр в самостоятельной деятельности, передают сюжеты знакомых сказок или  фрагменты из них.

Следующий вид театра – это наручный театр. В младшем дошкольном возрасте используется:

1. Пальчиковый 

2. Перчаточный театр

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладони у ребенка. Это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления, речи, мелкой моторики рук.

В ходе таких игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр  это куклы, сшитые из ткани, сделанные из бумаги или связанные из шерсти или ниток. Кукла должна свободно надеваться на любой палец кукловода. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Ребята младшего дошкольного возраста очень любят русские народные сказки, потешки и стишки, и они с удовольствием слушают и смотрят, как педагог показывает их с помощью пальчикового театра и играют сами.

В повседневной деятельности и в занятиях с ребятами мы активно применяем перчаточный театр. В нем используются куклы перчаточного типа, кукла внутри полая, она надевается на руку, при этом голову можно поместить в указательный палец, а в рукава костюма средний и большой пальцы.

Еще один вид театра, который используется в младшем дошкольном возрасте – это верховой театр.

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в 16 веке. Его особенность заключается в том, что кукла находится выше роста человека, который ими управляет.

1. В младшем дошкольном возрасте активно используется театр би-ба-бо. В принципе – это тот же перчаточный театр, т.к. куклы надеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и , таким образом, персонажи демонстрируются зрителю на уровне выше роста кукловода.

2. Также в младшем дошкольном возрасте можно использовать театр ложек. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого нам понадобится деревянная или пластмассовая ложка, на верхней ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку надевается одежда сказочного героя. Во время постановки такого спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

3. еще один вид верхового театра – штоковый театр. Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек). Они полезны для развития мелкой моторики рук малышей, также развивают гибкость пальцев, кисти и запастья.

Следующий вид театра – стендовый театр. Он представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации.

1. Театр на фланелеграфе или магнитный театр. Для организации такого вида театра требуется фланелеграф либо магнитная доска и фигурки-персонажи из выбранного художественного произведения. По мере развития сюжета ребенку предлагается прикрепить необходимые фигурки на доску или фланелеграф.

2. Теневой театр в садах самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации такого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань) фонарь или настольная лампа, картонные фигурки черного цвета. Вм масокесто игрушечных персонажей тени можно создавать непосредственно кистью руки или пальцами.

Еще один вид театра, который используется в младшем дошкольном возрасте – это театр живой куклы. В младшем дошкольном возрасте активно используется:

1. Ролевой театр

2. Театр масок

Ролевой театр – это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. В нашей группе есть уголок ряжания, который ребята активно используют в самостоятельной деятельности. Очень любят, например, надевать костюм доктора и брать на себя эту роль.

Для театра масок изготавливаются маски-шапочки по размерам головы исполнителя роли. Это могут быть вязанные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы. Для ребят нашей группы мы изготовили маски и выбрали несложную сценку, которую они с удовольствием обыграли с помощью воспитателя (видео).

Очень важную роль для качественной организации театрализованной деятельности в детском саду играет предметно-развивающая среда. В нашей группе есть театральный уголок, который постоянно пополняется различным материалом, в чем нам помогают наши родители.

С ними мы также проводим работу, знакомим с тем, как ребята осваивают различные виды театра, каждый день делимся фотографиями и видео с занятий, индивидуальных работ и самостоятельной деятельности детей. Также мы изготовили буклеты, чтобы познакомить родителей с важными задачами, которые решаются при помощи вовлечения детей в театрализованную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...

Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2017-2018 учебный год

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида...

Презентация на тему: "Виды театра" для старшего дошкольного возраста

в презентации рассказывается о видах театра...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Разнообразие видов театра для развития речи детей в младшем дошкольном возрасте

Одним из важных приобретений ребенка в детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянн...