"Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка".
консультация

Липатенко Виолетта Олеговна

Консультация для педагогов, студентов. родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igr_deyat.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.

Дошкольный возраст - это период активного освоения ребенком социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, со сверстниками и через игровые отношения.

Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Однако именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, и в ней должны формироваться важнейшие новообразования ребенка-дошкольника. Игра является основной формой детской активности, именно через игру ребенок познает мир. Игра является частью общечеловеческой культуры, она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира.

Умение играть – это залог будущего нормального психического развития ребенка. Игра – это и есть «работа» ребенка, основной процесс жизнедеятельности, через который он усваивает социальный опыт.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

 1. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя, учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремиться приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4.  Игра является действенной формой самопомощи ребенка. В игре ребенок может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.

5. В игре развивается знаковая функция речи, осуществляется переход мысли в действие в плане представлений. Действуя с предметом заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

7. В игре развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

8. Развивается мышление, воображение, развиваются произвольное восприятие, внимание и память. Для психического развития ребенка практическое решение задач гораздо полезнее из решения «в уме».

Влияние игры на психическое развитие ребенка

 В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя.  

Мотив игры лежит не в ее результате, а в содержании самого действия. Овладение ребенком более широким, недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре. Игра благодаря этому  приобретает своеобразную форму, которая становится теперь на этой более высокой стадии психического развития ребенка, ведущей деятельностью.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.    

По мере того как дети младших возрастов все больше отстраняются от деятельности, совместной с взрослыми, значение развернутых ролевых форм игры для развития детей возрастает. В игре могут удовлетворяться некоторые потребности в той мере, в какой действия носят реальный, а не воображаемый характер. Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях различные функции взрослого человека, и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания обобщаются и на их основе формируются чувства.

На ступени одушевления происходит также интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Если ребенок вступает в игре в реальные отношения со своими товарищами, то эти реальные отношения могут удовлетворять определенным потребностям, например потребности в общении с товарищами. Симпатии к другим детям, возникающие в раннем детстве, переходят у дошкольника в потребность в общении со сверстниками. Развивается эта потребность на основе совместной деятельности детей в играх, занятиях, обслуживании себя и т.п.

 В условиях общественного воспитания, взаимодействия с другими детьми, складывается детское сообщество. В этом сообществе, в совместных играх и занятиях с другими ребенок приобретает навыки поведения в коллективе, учится взаимопониманию, сотрудничеству, умению встать на позицию другого, взаимопомощи.

Следовательно, в играх реализуются и получают дальнейшее развитие разные группы психологических качеств.  Развиваются и корректируются индивидные качества, которые в начале совместных игр и при их развертывании могут затруднять или, наоборот, облегчать игровые контакты, формируются базальные, коммуникативные свойства субъекта общения. В играх с профессиональными сюжетами складываются свойства, необходимые при выполнении различных видов трудовой и учебной деятельности. При этом образуются важные для субъекта познания и трудовой деятельности качества умение планировать, определять задания,  быть внимательным, умение реализовать намеченное. Игровой этап как форма развития важен тем, что здесь ребенок в наибольшей степени проявляет свою самостоятельность, становясь субъектом своего развития.

Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое значение для развития личности ребенка. Дошкольник будет более успешным, если его воспитание и обучение (например, подготовка к школе, формирование навыков саморегуляции) будут протекать в игре. И ролевые игры, которые так любят дети в этом возрасте, могут оказаться гораздо полезнее и нужнее для формирования волевых качеств, для развития внимания, памяти, мышления, чем многочасовое просиживание за развивающими книжками. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность порождает у ребенка внутриличностный конфликт. И если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и при этом эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре, как к источнику детской активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее онзнакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,...

Влияние игры на психическое и физическое развитие ребенка

Статья о значении игры в жизни ребенка....

Консультация для родителей «Влияние игры на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста

Цель: расширение знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это период активного освоения ребенком социального пространства. Ребенок пос...

Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запо...

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и ...

Консультация «Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка.»

laquo;Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка.»...