«Как развить у детей дошкольного возраста инициативу и самостоятельность» (сентябрь)
консультация

Литош Екатерина Николаевна

         Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_initsiativa_detey.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как развить у детей дошкольного возраста инициативу и самостоятельность»

        Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

        Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

        Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации. Необходимо создать  условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

- включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование;

- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

        Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

- выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

- поощрение в процессе деятельности;

- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

- положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

- проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

- личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

- отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

- предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

- создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой;

- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

-проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

        Организуя свою образовательную работу в этом направлении, мы придерживаемся следующих принципов:

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развите речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Материал может применяться в работе воспитателя Доу...

Статья на тему: " Как развить у детей дошкольного возраста интерес к художественно-продуктивным видам деятельности"

Эта статья рассказывает для чего и почему ребенок должен развивать свои качества в художественно-продуктивной деятельности....

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы пред...

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать гр...

Дипломы победителей Международной викторины для детей дошкольного возраста «Весёлая география. Евразия», сентябрь 2021

Дипломы победителей Международной викторины для детей дошкольного возраста «Весёлая география. Евразия», сентябрь 2021...

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.

Графомоторика -имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать г...

«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....