картотека Дидактические игры
картотека (старшая группа)

Минаева Евгения Федоровна

Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Название игры  

Программное содержание

«Как ты поступишь?».  

«Разговор по телефону».  

«Найди предметы,  которыми детям нельзя пользоваться»  

«Два мастера»

«Переход».  

«Кто пришел?»

«Не ошибись»

 «Самый большой друг»

Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни. Формирование представлений об опасностях для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту, их необходимости и правилах использования. Знакомить с дорожными знаками («зебра», «внимание», «осторожно дети»), светофором. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

«Изобрази себя».  

 «Узнай по голосу»  

  «Ты и твое имя»

 «Что ты любишь поесть?»

«Проба на вкус и запах»

 «Что ты хочешь носить?»

 «Что ты умеешь делать?»

  «Какой ты, что тебе нравиться?»

  «Красивое – безобразное».

 «Робкий».

Помочь детям адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку. Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос. Развивать представления детей об имени и отчестве. Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. Определять вместе с детьми их предпочтения во  вкусах и запахах, сравнивать их с предпочтениями других. Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других. Определять вместе с детьми их умения. Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности. Определять вместе с детьми, что они считают красивым, а что – безобразным. Определять вместе с детьми, кого можно считать робким.

Игры на дифференциацию звуков: «Назови  картинку», «Не ошибись», «Что пропало?», «Комары и осы», «Звуковые загадки»

Игры на развитие фонематического слуха: «Скажи, как я», «Подбери игрушки», «Помоги кукле», «Слушай внимательно», «Зоопарк», «Свистит – шипит», «Узнай, что звучит»

Дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация пар звуков (с—з, с—ц, ш—ж, ч—щ, с—ш, з—ж, ц—ч, л—р), т.е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и предложениях. Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов для отработки дикции (четко и внятно), силы голоса (шепотом, вполголоса, громко), темпа речи (медленно, умеренно, быстро). Продолжить обучение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.  Совершенствовать речевой слух. Развивать звуковую речь детей

Игры, направленные на обогащение словаря: «Назови предмет», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто назовет больше слов о…»,

Игры на подбор словс противоположным и сходным значением: «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Подбери слово», «Что сначала, что потом», «Какое настроение», «Кто знает другое слово?», «Я начну, продолжи».  

Игры на обобщение и классификацию: «Назови одним словом», «Магазин».  

Игры, направленные на обогащение и использование образных выражений в пословицах и поговорках: «Кто больше вспомнит пословиц и поговорок», «Объясни, почему?», «Выбери (подбери) «красивое» слово»  

Расширить запас слов названиями предметов качеств, действий, активизировать словарь, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков. Обогащение словаря детей именами существительными: названиями - машин, растений, фруктов, овощей, домашних животных, их детенышей; глаголами (моет, вытирает, готовит, стирает, гладит, лечит,   возит); прилагательными, обозначающими цвет, вкус, качества предметов; наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). Упражнять детей в правильному потреблении множественного числа существительных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении прошедшего и будущего времени глагола. Учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы): сильный — слабый, быстро — медленно, стоять — бежать; со сходным значением (синонимы): веселый — радостный; прыгать—скакать; использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.). Учить понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Учить детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, качеству; подбирать слова, близкие и противоположные по     смыслу (большой, огромный, громадный дом, старый дом — новый; легкий портфель — тяжелый). Активизировать словарный запас детей.

Игры на развитие словообразования: «Кто как голос подает?», «Эхо», «Назови слова – родственники», «Объедини слова», «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?», «Придумай необычные слова»  

Игры на развитие словоизменение: «Чего не стало?», «Спрячь мячик», «Скажи чей», «Чей детеныш», «Чего – кого много в лесу?», «Подбери признаки», «Прогулка по зоопарку», «Где сейчас машина?»  

 Игры на использование в речи предлогов: «Овощной магазин», «Кто, спрятался?», «Помоги маме найти детеныша», «Прятки»  

Учить детей самостоятельно использовать простые и сложные предложения в разных видах речи – монологической и диалогической. Учить использовать разные слова для названия одних и тех же объектов (заяц—зайчик—заинька); образовывать слова — названия людей по профессиям, по личным качествам, догадываться о смысле незнакомых слов (строитель, ворчун, весельчак и т.д.).Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные формы слов (лошадок, где ленточек, матрешек, грузовичков и др.). В играх с предметами и картинками упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении разнообразных предлогов (на, в, за, под, из). Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных их детенышей в единственном и множественном числе (утка—утенок — утята). Учить согласованию имён прилагательных и имён существительных (особенно среднего рода), образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении (пойди, ляг и т.п.). Учить находить в контексте родственные слова («В саду растут желтые цветы», «Трава осенью начинает желтеть», «Листья на деревьях желтеют»). Учить образовывать имена существительные с уменьшительными  и ласкательными суффиксами (береза — березка — березонька), различать смысловые оттенки глагола (бежал — забежал — подбежал), прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький) и употреблять их в речи в разнообразных высказываниях. Продолжать работу над смысловым значением слов (почему шапку называют ушанкой). Учить использовать в речи разнообразные глаголы. Развивать логическое мышление детей.

Деформированное предложение: «Путаница», «Расколдуй предложение». На распространение предложений: «Волшебная цепочка», «Договори предложение», «Дополни предложение» «Раз – словечко, два – словечко».

Игры на обучение перессказыванию: «Запомни – повтори»,   «Я начну, а ты продолжи», «Любимые сказки».

Игры на выразительность речи: «Скажи красиво», «Маленький артист».

Игры на обучение описанию предметов: «Опиши предмет»,  «Кто больше», «Как об этом говорят?», «Волшебный  мешочек»

Игры на обучение рассказыванию: «Выращивание дерева»,    «Испечем печенье», «Разговор по телефону», «Что увидел, расскажи», «Разложи и расскажи», «Ситуации».

Учить связно, последовательно и выразительно передавать небольшой текст без помощи взрослого. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке описательного или повествовательного характера, с указанием места и времени действия, события. Учить самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок (2—3), определять последовательность действий и событий, изображенных на картинках, придумывать название к рассказу. Учить составлять рассказ или сказку об игрушке, соблюдать композицию и выразительность текста; составлять рассказы из собственного опыта (описательные, повествовательные и контаминированные — смешанные). Учить детей слушать и понимать речь взрослого, отвечая на его вопросы, воспроизводить хорошо знакомые сказки и короткие рассказы, отвечать на вопросы по содержанию картинки и при описании игрушки. Учить самостоятельно составлять описательный или сюжетный рассказ по картинке (серии картинок).

«Разложи от самого светлого к самому темному» «Теплые-холодные оттенки» «Волшебные превращения цвета» (на смешивание цветов) «Придумай свой хохломской (дымковский) узор»  «Цвета и оттенки» «Темный, светлее, самый светлый» «Найди все желтое (красное, зеленое и т.д.) «Обведи по трафарету» «Дорисуй картинку» «Составь узор» «Какой детали не хватает?» «Что бывает круглым? (квадратным, треугольным)»

Продолжать обучать детей техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов; Продолжать  знакомить детей с изобразительным искусством различных жанров (живопись, графика, натюрморт, скульптура, декоративно –  прикладным, дизайном), учить рассказывать о них; Продолжать знакомить детей с различными приемами работы краской; Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить детей приемам декоративного украшения, поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую, декоративную трактовку образа; Способствовать тому, чтобы каждый ребенок мог нарисовать или слепить то, что для него интересно или эмоционально значимо и получить удовлетворение и радость от собственной созидательной деятельности;

«Стройка» «Гараж» «Высотный дом» «Самолет» «Мост» «Забор»

Продолжать формировать доверие ребенка к взрослому как к партнеру по ситуативно – личностному общению; Учить детей слушать друг – друга. Поощрять желание и готовность высказать свою точку зрения, приветствовать готовность ее отстаивать. Продолжать укреплять детей в позиции  созидателя и творца. Продолжать формировать предпосылки трудовой деятельности. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Продолжать знакомить с трудом взрослых. Дать детям представление о существующем в обществе обмене товарами и услугами. Зависимость чувств. Настроения людей от качества труда других. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами. Подчеркивать его значимость. Продолжать привлекать детей к выполнению общего дела, участию в решении коллективных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

Картотека дидактические игры по развитию речи

Подбор практического материала для использования в работе с дошкольниками по развитию всех сторон речи (силы голоса, дыхания, слухового внимания, правильного звукопроизношения)....

картотека "Дидактические игры"

в данной картотеке собраны дидактические игры для средней группы...

картотека Дидактические игры

КАРТОТЕКАДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»«Догадайся, что звучит»Цель: Познакомить детей со звукам...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...