Консультация для педагогов "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "
консультация (подготовительная группа)

Карпова Мария Олеговна

Воспитание патриотических чувств, можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладывается основы мировозрения человека, его отношения к окружающему миру, формируются патриотические чувства - чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за свой город в котором ты родился и живешь, а самое главное чувство гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_oktyabr_23.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.

Старший дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, И.В. Виноградова, Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, П.А. Маркова, С.А. Козлова и другие.

Как показывают исследования, в этом возрасте:

- увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов (В.К. Котырло, Н.К. Непомнящая);

- развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственное побуждение, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям;

- эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер;

- значительно расширяется объем знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возрастными возможностями в умственном развитии. По мнению Л.Г. Смирновой, если патриотическим воспитанием не заниматься в дошкольные годы, то в последующем эта работа может оказаться бесполезной, это связано с особенностями психического развития детей.

Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или края, традиции предков.

Патриотические чувства связаны с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

Кроме того педагог должен отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Основными формами ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.  Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о стране.

Воспитание патриотизма старших дошкольников строится  на ознакомлении их с традициями родного города, села, края. Детей знакомят также с героическим прошлым края и  страны и с ее настоящим. Полученные знания и впечатления отражаются в играх детей, в которых они строят родной город, ездят по его достопримечательным местам. Подобные игры захватывают детей.

Основное содержание патриотического воспитания определяется в программе «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева). В данном документе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуют проводить следующую работу, направленную на патриотическое воспитание: расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.; продолжать формировать интерес к «малой Родине»,  рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения; формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины, познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна; продолжать расширять представления детей о Российской армии; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Таким образом, процесс формирования патриотических чувств у старших дошкольников имеет свою специфику, которая заключается в установлении и поддержании связи между сообщением детям знаний, формированием на их основе отношений и организацию доступной деятельности. Важной составляющей для решения задач патриотического воспитания является создание условий для формирования у детей чувств и отношений. Эффективность работы во многом зависит от отношения педагогов и родителей к данной проблеме. Если взрослые поистине любят свою малую Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, то и работа по патриотическому воспитанию даст необходимый результат.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема консультации для воспитателей: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

рассказать как можно воспитывать патриотические чувства у дошкольников...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Самым главным в нравственном воспитании, является приобщение ребенка к культуре своего народа, так как воспитание личности в ребенке возможно только через приобщении его в культуру собственного народа...

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они дошкольнику? Можно сказать, что ему доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма.Уже в дошкольн...

Консультация для родителей: «Кубанские казачьи сказки как основа формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

В связи со сложившейся ситуацией в мире и актуализацией культурно-цивилизационной, геополитической и религиозной концепции «Русский мир» возникла потребность в возрождении традиций русског...

Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей, где описываются разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств....