Проект "Мы идем в детский сад" для первой младшей группы
проект (младшая группа)

Клена Анатольевна Николаева

Цель:

Способствовать благоприятной адаптации в детском саду. Установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мы идем в детский сад!" 38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Светогорска»

ПРОЕКТ

«Мы идём в детский сад!»

(первая младшая группа № 3 «Совята»)

Участники проекта:

Воспитатель: Николаева К.А.

Воспитатель 1 кв. кат. Дмитриева Е.С.

г. Светогорск, 2022г.

Проект «Мы идём в детский сад!» (для детей раннего возраста).

Сроки выполнения проекта: среднесрочный (3 месяца)

Воспитатели: Николаева К.А., Дмитриева Е.С.

Тип – социальный, игровой

Вид –средней продолжительности, групповой

Сроки реализации – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Руководители проекта: воспитатели группы.

Актуальность:

    Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Поэтому необходима работа по сопровождению социального развития ребенка раннего возраста.


Гипотеза

Реализация данного проекта покажет эффективность и возможность использования системы работы по адаптации детей к ДОУ.

Цель:

Способствовать благоприятной адаптации в детском саду. Установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе.

Задачи:

Развивающие:

- Стимулировать развитие познавательных способностей.

- Развивать мышление, память, любознательность, ориентацию в пространстве.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Образовательные:

- Учить детей взаимодействовать друг с другом.

- Стимулировать детей к общению.

Предполагаемый результат

(Критерии эффективности):

-Большая часть детей с высоким и средним уровнем адаптивности.

-Проявляют положительные эмоции при встрече, в игре.

1 этап: подготовительный

Цель: Сбор информации о детях, разработка плана реализации проекта (конкретизация содержания деятельности)

Мероприятия

1. Первичное анкетирование родителей

2. Создание предметно – развивающей среды в группе:

- уголок для ролевых игр;

- уголок дидактических игр;

- уголок развивающих игр;

- книжный уголок;

-уголок по театрализованной деятельности;

3. Благоустройство прогулочной площадки

Предполагаемый результат

Составление плана совместной деятельности с родителями. Определение содержания индивидуальной работы с детьми.

Конкретизация плана реализации проекта

Предметно-развивающая среда оформлена в соответствии с требованиями ФГОС, возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2 этап: Практический

Цель: Организация работы по успешной адаптации дошкольников. Реализация плана проекта.

Мероприятия.

-Работа с детьми: Поэтапный приём детей в группу.

Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.

Совместная игровая деятельность с детьми

Использование малых фольклорных форм при поведении режимных моментов

-Работа с родителями: Родительское собрание (Знакомство, анкетирование потребностей и запросов, ознакомление родителей с системой работы ДОУ)

Консультация «Характеристика возрастных возможностей и показатели развития детей»

Консультация «Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение»

Индивидуальные беседы

3 этап: заключительный

Цель: Подведение итогов адаптационного периода, определение направлений индивидуальной работы с детьми и родителями.

Мероприятия.

1. Анализ адаптационного периода

- Прогноз и анализ периода адаптации после первых недель адаптации

-Итоговое собрание с родителями: круглый стол «Какие мы!»

-Выставка детско-родительских работ «Золотая осень».

Предполагаемый результат.

Успешная адаптация детей к детскому саду.

Удовлетворенность родителей посещением детей детского сада

Определение направлений индивидуальной работы с детьми и родителями.

Оформление фотоальбома группы «Наша жизнь в детском саду» (на сайте группы).

В процессе реализации проекта у детей:

  1. Сформировалось умение общения со взрослыми и сверстниками.
  2. Сформировалась привычка к аккуратности и чистоте, привились простейшие навыки самообслуживания.
  3. Расширился кругозор и мыслительная деятельность.
  4. Расширился словарный запас детей.
  5. Развился познавательный интерес, любознательность.
  6. Сформировалось умение слушать потешки, проговаривать их при повторном чтении, активизировалась и обогатилась речь.
  7. Сформировалось умение слушать сказки («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.), используя наглядные изображения, фигурки кукольного театра.

В процессе реализации проекта у педагогов:

  1. Повысился уровень компетентности в организации адаптационного периода.
  2. Активизировались знания о проектной деятельности с детьми младшего возраста.

В процессе реализации проекта у родителей:

  1. Появилось желание к сотрудничеству.
  2. Сформировалось эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
  3. Повысился уровень компетентности в воспитании и обучении ребенка.
  4. Появилось желание к совместной деятельности с ребенком.

Приложение

Беседа:

«Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад», «Кто у нас в группе живет», «Давайте познакомимся», «Мой друг, кто ты», чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей» - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение обращаться друг к другу по имени.

Беседа:

«Наша группа», дидактическое упражнение «Вверх-вниз» -познакомить детей с расположением групповой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся.

Беседа:

«Детский сад для ребят» -продолжать знакомить детей с именами воспитателя, младшего воспитателя, детей, ориентироваться в помещении группы.

Пальчиковые игры:

«Этот пальчик…», «Капуста», «Ёжик», «Сорока-сорока», «Семья», «Пальчики здороваются» «Наши алые цветки» - формировать умение выполнять движения согласно тексту, активизировать и обогащать словарь, развивать мелкую моторику.Игровые ситуации:

«Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились», «Научим Пяточка умываться», «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться» - формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, последовательность в их выполнении. Дать представление о предметах одежды, ее функциональном назначении.

Игровые ситуации:

«Мы едим», «Научим куклу Катю правильно держать ложку», «Зайка с нами обедает», «Разноцветные салфетки» - продолжать знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения за столом во время приема пищи, продолжать закреплять умение есть с ложки.

«Кукла Катя заболела», «Чаепитие с куклами-малышками» - разнообразить ролевое участие детей в игре, желание заботиться о кукле.

Чтение художественной литературы:

Потешки - «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка», «Чики-чики чикалочки» - формировать умение слушать потешки, проговаривать их при повторном чтении, активизировать и обогащать речь детей.

Сказки - «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» - формировать умение слушать сказку, используя наглядное изображение, фигурки кукольного театра.

Стихотворения из серии А. Барто «Игрушки», Е. Янковской «Я хожу в детский сад», С. Капутикяна «Маша обедает» - вызвать радость от прослушивания литературных произведений, желание участвовать в их рассказывании.

Музыкальные произведения:

«Колыбельная», «Баю-бай», «Спи, мой мишка», «Осенью», «Ты собачка не лай».

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Мы топаем ногами», «Догони меня», «По ровненькой дорожке», «Курочка-хохлатка», «Бегите ко мне», «Зайка серенький», - формировать умение слышать слова воспитателя, выполнять движения согласно тексту, бегать «стайкой», друг за другом, в разных направлениях.

Сенсорные игры:

«Собери пирамидку», «Покажи, что назову», «Волшебный кубик», «Разноцветные ключики», «Где, чей домик» -способствовать развитию восприятия у детей.

Рассматривание игрушек в группе - продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.

Рассматривание картин:

«Дети моют руки», «Дети играют в кубики», «Мама моет дочку» - формировать умение рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.

Дидактические упражнения:

«Поздороваемся с игрушкой», «Покажем кукле Кати, как мы умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье», «Скажем песику Бобику «спасибо» за вкусное угощение» - знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения.

Консультации родителей (располагаются в приёмной либо на сайте группы):

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста»

«Как одевать ребёнка в детский сад»

«10 правил для родителей, часто болеющих детей»

«Чистые руки – залог здоровья!»

Игры в адаптационный период.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Иди ко мне.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Выдувание мыльных пузырей.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Прячем зайку.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, зайку) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где зайка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с зайкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Хоровод с куклой (проводится с 2-3 детьми)

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).
Вариант: игра проводится с мишкой.

Догонялки (проводится с 2-3 детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Вариант: игра проводится с мишкой.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
 Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Собирание сокровищ

Материал.  Корзинка.
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подсказывает дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Делаем коллаж

Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т.п.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра с кистями рук

Ход игры: (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослы добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все  звукосочетание – громко и четко.
Игра развивает речевую активность.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры: Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый по отдельности. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

Подуй  на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.

 

Вместе с мишкой.


Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравиться пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

 Чертим разные фигуры

Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствую развитию творческих навыков.

Игра с куклой

Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

Собираем игрушки

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля их на место убираем».

Дети 2-х 3-х летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Передай колокольчик


Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Позови


Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Мяч в кругу

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше


Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Упражнение повторяется с другим ребенком.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Огуречик, огуречик …

Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)

В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....

Проек "Я пришел в детский сад"(первая младшая группа)

Данный материал будет полезен воспитателям и психологам. Проект направлен на формирование у детей раннего возраста основных новообразований социального развития, поможет педагогам содействовать успешн...

Книга «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989 г.

Ред. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова  «Музыка в детском саду». Первая младшая группа  М. «Музыка» 1989г.Скачать здесь:  https://yadi.sk/i/Xa48UI-ZnDdyC...

Проект : "Я пришел в детский сад" (первая младшая группа)

Данный материал будет полезен воспитателям и психологам. Проект направлен на формирование у детей раннего возраста основных новообразований социального развития, поможет педагогам содействовать успешн...

Зимняя сказка приходит к нам детский сад (первая младшая группа). Оформление участка

Возьми пушистый снег в ладоши,Смотри, как он блестит, искрится,Верь в волшебство, как можно дольше,Верь в сказку – и она случится.цели: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, пушистый...

ЦИКЛОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НЕДЕЛЮ Тема: Мой детский сад (первая младшая группа 2-3 года)

ЦИКЛОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НА НЕДЕЛЮТема: Мой детский сад   (первая младшая группа 2-3 года)...

Тематическое занятия «8 Марта» в детском саду. Первая младшая группа

Цель: создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования международного женского дня.Задачи:- приобщать детей к культуре празднования 8 Марта;- развивать музыкальные и творч...