Дополнительная общеобразовательная программа "Юные друзья природы"
рабочая программа

Козлова Оксана Геннадьевна

Одной  из  приоритетной  целей  экологического образования  должно  стать  становление экологически  грамотной  личности,  способной  гармонично  взаимодействовать  с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_druzya_prirody.docx195.53 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Утверждаю:

Заведующий  МДОУ

«Детский сад №9 «Радуга»

               ___________ Т.С.Ивашкевич

                   __________________ 2023 г.

Дополнительная

общеобразовательная программа

«Юные друзья природы»

https://cdn.culture.ru/images/91d4d490-79b2-5421-8b46-3e1b98428354

    Выполнила

воспитатель

                                                                              высшей квалификационной категории

Козлова О.Г.

СОДЕРЖАНИЕ

 I. Целевой раздел

Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.2.

Цели и задачи реализации программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4.

Методы и приемы реализации Программы

5

1.5.

Характеристика особенностей развития детей от 3 до 7 лет

6

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы

8

1.7.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  2.1.

Особенности организации образовательного процесса,

принципы организации, интеграция.

10

2.2.

Объем образовательной нагрузки

13

2.3.

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями и социальными партнерами по реализации программы

13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Особенности создания развивающей среды

13

3.2.

Материально-техническое оснащение

14

3.3.

Методическое обеспечение

14

             Календарно-тематическое планирование

        15

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка. 

  Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

 Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. 

 Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

 В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

   

       Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной  образовательной программы «От рождения до школы»/ под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильевой.

         Для организации работы по  выполнению задач в каждом виде деятельности используем  парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».

         Программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Основная цель подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам

1.2.  Цель программы:

Формировать  человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

 Задачи:

- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек - природа» и в самой природе;

- Развитие интереса к миру природы;

- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;

- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;

- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;

- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.

- Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его

индивидуальных         этнокультурных         особенностей,         семейно-социальных

возможностей и условий для полноценного развития.

- Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.

- Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных         познавательных         способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.

- Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.

- Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.

- Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.

- Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.

- Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.

- Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

- Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

- Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

- Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения

всестороннего развития личности ребёнка.

1.4. Методы и приемы реализации Программы

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы: 

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: 

- проведение         разнообразных         игр         (малоподвижных,         сюжетно-ролевых,  дидактических, игр-драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы: 

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Направления реализации программы:

- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

1.5.Возрастные особенности детей.

Проявление экологического воспитания в разных возрастных группах.

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы      правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой, так как происходит формирование экологической культуры человека, так как начало ее становления падает на первые семь лет жизни ребенка. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности.

 Младшая группа (3-4 года)

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

 В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Средняя группа (4-5 лет)

Особый интерес представляют дошкольники среднего возраста. В отличии от малышей они увереннее во всех проявлениях: любознательны, внимательны, хорошо понимают и воспроизводят речь взрослого, активны на познание себя, окружающей социальной и природной среды. В среднем дошкольном возрасте знания о объектах и предметах природы переходят на уровень представлений, заключающийся в желании детей рассказать и поделиться впечатлениями о увиденном в природе.

Можно рассматривать, в целом, данный возраст как начальный этап становления осознанного отношения у ребенка к растениям, животным, себе как к части природы. Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.

Старшая группа (5-6 лет)
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

 Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

 Подготовительная группа (6-7 лет)

Старшие дошкольники уже много знают и умеют, у них проявляется интерес к проблемам, выходящим за пределы образовательной программы детского сада и личного опыта, их интересую события прошлого и настоящего, жизнь разных народов, животный и растительный мир разных стран; осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Непосредственное эмоциональное отношение к окружающей природе способствует воспитанию у детей многих положительных качеств личности, таких как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

 Содержание научных знаний о природе, по мнению Я. А. Коменского, должно быть доступным пониманию детей, то есть наиболее простым по содержанию, конкретным, неразрывно связанным с жизнью, опытом, играми детей. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка, то есть на примере родного края.

 Дети 6–7 лет способны рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения тем или иным явлениям. По мнению К. Д. Ушинского роль природного окружения способствуют развитию образного и логического мышления, формируют такие качества ума, как наблюдательность, любознательность (интерес к родному краю, к экологическим проблемам города, края, особенностям климатических условий особенностям животного и растительного мира).

1.6.   Планируемые результаты.

      Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

дети возрастом 3-4 года должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

- Ухаживать за  растениями в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

- Сформированность общих представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.

- Приобретение общих представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

дети возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

- Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения.

- Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

- Сформированность представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

- Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

дети возрастом 5-6лет

- Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.

- Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

- Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

дети возрастом 6-7 лет

- Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

- Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

- Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

       Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

Воспитанник должен:        

ЗНАТЬ        

- Правила поведения в природе.

- Растения и их характерные признаки.

- Основные признаки диких и домашних животных.

- Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

- О перелётных птицах. 

- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

- Об охране природы.

- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ        

- Выполнять правила поведения на природе.

- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

- Обеспечивать уход за растениями цветников

- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Ожидаемые результаты к концу года

Дети

  1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. 

Педагоги

  1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  2. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  3. Пополнится развивающая среда в группе.
  4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

1.7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.

Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование

Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая; групповая.

Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.

II. Содержательный раздел

2.1 Особенности Организации непосредственно образовательной деятельности.

     Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

-творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты; - развлечения;

 - проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). 

Принципы организации образовательного процесса:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; 
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и др.;

-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); 

-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; 

- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему; 

- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей; 

- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности; 

- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности; 

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности; 

- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха. 

Интеграция с другими областями: 

Образовательная область «Речевое  развитие»

1.        Развитие устной речи.

2.        Практическое овладение детьми нормами речи;

3.        Обогащение словарного запаса

                   Образовательная область «Художественно-эстетическое»

  1.  Развитие детского творчества.
  2.  Формирование эстетического чувства, эмоции, эстетического вкуса через объекты природы.
  3. Развитие интереса к живописи, литературе, народному искусству, музыке по средствам наблюдения за природными объектами и явлениями.

               Образовательная область «Познавательное развитие»

1.  Выявление признаков того или иного времени года;

2.  Установление причинно следственной связи.

3.  Экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе. 

        

Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»

1.   Формирование представления об экологической культуре;

2.   Участие в экологически ориентированной деятельности;

3.   Соблюдение правил поведения в окружающей среде;

4.   Расширение представления о типичных экологических системах (лес, луг, водоем).

Образовательная область «Физическое развитие» 

  1. Соблюдение  правил безопасности во время прогулок – экскурсий.
  2. Формирование экологической культуры посредством спортивно – экологических праздников и развлечений;
  3. Организация и проведение прогулок – экскурсий на природу;

         Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.

Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает пять блоков:

I блок «Где мы живем?»

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение нашего города, климатические условия, наша область, положение  на карте мира, почва, полезные ископаемые.

II блок «Многообразие растительного и животного мира

Дается характеристика основных групп животных и растений области, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений лесов, болот, водоемов (водохранилище, реки, озера), луга.

III блок «Сезонные изменения в природе »

Обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины.

Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.

IV блок «Природа и человек»

Информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети знакомятся с правилами поведения в природе; лесопосадки узнают о мини-зоопарках и целях их создания. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.

V блок «Человек и его здоровье»

Важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы.

2.2. Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации программы – 4 года

Форма обучения – подгрупповая, индивидуальная.

Количество детей в подгруппе – 6 человек.

Планирование воспитательно-образовательного процесса проводятся  в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.

Младшая группа: среда                                                                  15.30 – 15.45

Средняя группа:   среда                                                                  15.30 – 15.50

Старшая группа:   понедельник, среда                                         15.30 – 15.55

Подготовительная группа: понедельник, среда                          15.30 – 16.00

2.3 . Особенности взаимодействия воспитателя с родителями и социальными партнерами по реализации программы

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

Формы взаимодействия с семьей: 

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.

Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль.

Элементы эколого развивающей среды

Функциональная роль

Мини-лаборатории

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Столовая для птиц

Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.

Книжный уголок

Познавательная, формирование интереса к чтению.

Экологическая тропа

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.

Огород на окне, мини-огород на участке

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Территория детского сада

(ландшафтные архитектурные объекты)

Познавательная,         эстетическая,         развитие эмоциональной сферы.

Музыкальный зал

Эколого-эстетическая

Уголок в ДОУ «Мир экологии»

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие детей.

Уголки         в         группах

(природные, выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие,         развитие         воображения, приобретение         навыков         самостоятельной работы.

             3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

 

Технические средства обучения.

Расширить применение современных средств техники в процессе воспитания и развития дошкольников.

 Видеопроектор, ноутбук, компьютер, аудиоаппаратура, магнитофон,

печатно-множительная техника.

  1. Методическое обеспечение

      Все методические материалы используются в контексте комплексно-тематического планирования и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов.

Календарно-тематическое планирование

Младшая группа

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

ОД «Осень золотая»

Рисование: «Осень золотая» используя нетрадиционные техники

Чтение худ.лит-ры

И.Бунин «Листопад»,

М.Ивенсин «Падают листья», З.Александрова «Дождик»,

М.Булатова «Огуречик, огуречик»,

Ноябрь

ОД «Рассматривание осеннего дерева»

Наблюдение «Как деревья готовятся к зиме»

ОД «Перелетные птицы»

Наблюдение за птицами.

Чтение худ. л-ры

К.Ушинского «Ласточка»,

Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»,

Декабрь

ОД «Знакомство с зайцем, лисой, медведем»

ОД «Зимующие птицы»

Наблюдение за льдом и его свойствами, как оживить воду?

Рисование «Снежинка»

Январь

ОД «На деревенском дворе»

Наблюдение за синичкой на прогулке

Рисование «Раскрашивание синички»

Чтение р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко»

Февраль

ОД «Посадка лука»

Элементарный опыт «Окраска воды».

Наблюдение за снегопадом

Рисование «Аквариумные рыбки»

Рассказывание р.н.с. «Маша и медведь».

Март

ОД «Рассказ о жизни зверей в лесу»

Наблюдение за рябиной, березой

Коллективная аппликация «Дикие и домашние животные»

Чтение стихотворения Л.Леоновой «Кто что любит»

Апрель

ОД интегрированное «Птицы»

Наблюдение за солнцем, ветром.

Аппликация «Скворечник»

Чтение рассказа «Петушок с семьей».

Май

ОД «Божья коровка, черная головка»

Наблюдение за водой в луже после дождя.

Рисование «Солнышко лучистое»

Чтение сказки «У солнышка в гостях»

Работа с родителями

Месяц

Тема

1

Октябрь

1. Выставка «Дары природы» - овощи и фрукты, выращенные родителями.

2. Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком»

2

Ноябрь

1. Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки». Коллективная работа детей.

2. Консультация «Берегите воду».

3

Декабрь

1. Экологический стенд «Лечение лимоном».

2. Консультация  «Грипп – это опасно»

3. «Домик для птиц». Изготовление кормушек.

4

Январь

1. Экологический стенд «Соки – залог здоровья».

2. Альбом «Домашние и дикие животные».

3. Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»

5

Февраль

1. Папка-копилка «Бабушкины советы».

2. Выставка «мой любимый комнатный цветок»

6

Март

1. Экологический стенд «Аптека на окнах»

2. Альбом «Домашние и дикие животные».

3. Консультация «Домашние питомцы в жизни ребенка»

7

Апрель

1. Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство».

2. Консультация «Ароматерапия».

8

Май

1. Выставка «Весенний букет».

2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное».

Средняя группа

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

ОД «Что нам осень подарила»

Лепка «Что нам осень принесла»

ОД «Беседа о насекомых»

Чтение сказки «Смелый муравей»

Чтение рассказа Н. Павловой «Большое

Чудо»

Ноябрь

ОД «Что растет в лесу?»

Наблюдение за листопадом. Рисование «Листопад, листопад, листья кружатся, летят».

ОД «Что такое природа?»

Чтение сказки

К. Чуковского «Путаница»

Чтение рассказа

Ю. Дмитриева «Что такое лес?»

Декабрь

ОД «Кто живет в лесу?»

Лепка «Вылепи, какое хочешь животное».

ОД «Сравним ель живую и искусственную

Чтение стихотворений о елке.

Январь

   ОД «Живая и неживая природа»

Наблюдение за деревом. «Какой ствол у дерева?»

Рисование «Разноцветные снежинки»

Чтение худ. л-ры Акимушкин И. «Природа чудесница»

Февраль

Беседа о жизни животных зимой в лесу «Зимовье диких зверей»

Лепка «Три медведя».

ОД «Домашние животные»

Чтение С. Маршак

«Где обедал воробей?»

Март

ОД комплексное  «К детям приходит доктор Айболит»

Рисование «Зимние забавы

Опыт «Возьмем снеговика с собой»

Н. Сладков «Как медведя переворачивали»

Апрель

ОД В гостях у бабушки Арины «Птичий двор»

Создание макета «Птичий двор

ОД «Первоцветы»

Чтение рассказов Чарушина о природе

Май

ОД «Первые  цветы»

Рисование «Лесная полянка» нетрадиционной техникой

ОД «Наступ ает лето»

Досуг « Знатоки природы»

Работа с родителями

Месяц

Тема

1

Октябрь

1. Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».

2. Организация фото-выставки семейных фотографий «Природа и мы».

3. «Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе.

4. Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе».

2

Ноябрь

1. Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей.

2. Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги»

3

Декабрь

1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья».

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

3. Участие в празднике «Вокруг ёлки соберёмся»!

4

Январь

1. Экологический стенд «Соки – залог здоровья».

2. Альбом «Домашние и дикие животные».

3. Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»

5

Февраль

1. Папка-копилка «Бабушкины советы».

2. Выставка «мой любимый комнатный цветок»

6

Март

1. Круглый стол: «С детства – любовь к животным»

2. «Должны ли дома жить кошки и собаки?». Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными

3. «Домашние питомцы в жизни ребенка»

7

Апрель

1. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сад

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!»

3. Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ.

8

Май

1. Выставка «Весенний букет».

2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное».

Старшая группа

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1. ОД «Наш дом-природа»

2.Занятие – беседа обобщающая «Овощи и фрукты на нашем столе»

1.Опыты с песком и глиной (свойства)

2.Экскурсия на огород

«Что выросло на грядках?»

1. ОД «В саду горит огонь рябины»

2.ОД «Разноцвет

н ые листья»

1. Чтение худ. л-ры

Гребнев Н. «Наши братья меньшие»

2. Мошковская Э. «Жил на свете человек

Ноябрь

1. ОД «Уходит осень золотая»

2.Птицы осенью (обобщающая беседа о перелетных птицах)

1.Наблюдение за деревьями

2.Рисование «Золотая осень»

1.ОД«Лесное  ателье»-познакомить детей с приготовлением животных к зиме.

2. ОД«Кто играет на свирели» – познакомить с птичкой свиристель

1.Плавильщиков Н. «Времена года»

2. Чтение худ.л-ры

В. Бианки «Оранжевое горлышко»

Декабрь

1.ОД «Как лесные звери проводят зиму в лесу»

2.беседа «Как помочь больному».

1.Аппликация

«Наш любимый мишка» Т.С.Комарова

2.Рисование «Зимние развлечения»

1. «Зимушка – зима»

2.ОД «Золотистая сосна»

1.Наблюдение за снегом. Куда летит снег? Где он? Откуда падает?

2. Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка»

Январь

1.Рассматривание картины «Волки. Зима»

1.Наблюдение «Учимся находить птичьи следы на снегу»

2.Рисование «Птицы синие и красные»

1.ОД«Первый  друг человека» - Рассказать, как и почему человек начал одомашнивать животных

2.ОД «Птички на кормушке»

1.Чтение худ.л-ры

Беляев А. «Волчонок Уртчук»

2.Е. Чарушин «Что за зверь?»

Февраль

1. «От севера  до юга»

Показать, как климатические условия влияют на выбор помощника человека, учить детей быть ответственным за судьбу

животного.

2.ОД «Птицы весной»

1.Наблюдение за ростом лука.

Опыт «Пар – это вода»

2. Наблюдение за сезонными изменениями в природе

1. ОД «Уловки животных» .Помочь

детям понять, что единственной разрушительной силой в жизни

диких животных является человек

2.ОД «Гуманное отношение  к природе»

1. Смирнов Г. «Зачем луку луковицы?»

2. В. Бианки «Птичьи разговоры»

Март

1. ОД «Птицы весной»

2. ОД «Кому нужна вода»

1. Опыт с солью «Соль растворяется в воде»

2. Рисование «Ваза с ветками»

1.ОД «Удивитель ный мир насекомых»

2.ОД «Кто самый сильный» - познакомить с жизнью муравьев и устройством муравейника.

1.Чтение худ.л-ры

В. Бианки «Птичьи разговоры»

2. Авдеева Н. «Кто живет в воде: реке, озере».

Апрель

1. ОД «Соль и ее свойства»

2.ОД «Воздух и его свойства»

1.Наблюдение «Сравнение колеуса с геранью»

2.Рисование «Апрель, апрель – на дворе звенит капель»

1.ОД «. Весна в  лесу»

2. ОД «Пищевые цепочки леса»

1. Чтение рассказа «Откуда берется соль». Л. Мезинова.

2. Яхнин Л. «Дом, в котором мы живем»

Май

1. Беседа «Кто живет и что растет в пруду?»

2. ОД «Бабочка – красавица»

1.Наблюдение за Мать-и-мачехой

2. Наблюдение за изменениями в природе.

1.ОД

«Водоплавающие

животные» - Познакомить с водоемом, как целостной экосистеме. Животными, которые имеют приспособления для жизни в водной среде.

  1. Итоговое занятие

1. Пластилинография «Лебеди плавают в пруду»

2. Познавательная минутка «Для чего человеку зубы»

Работа с родителями

Месяц

Тема

1

Октябрь

1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей».

2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе».

2

Ноябрь

1. Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей.

2. Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги»

3

Декабрь

1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья».

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу».

4

Январь

1. «Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала

2. Консультация для родителей «Неизведанное рядом».

3. Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с пеной и воздухом».

5

Февраль

1. Выставка фотографий «Моё любимое животное».

2. Беседа: «Бродячие собаки».

6

Март

1. Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы нашей области».

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую поделку – «Птичий домик».

3. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона.

7

Апрель

1. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!»

3. Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ.

8

Май

1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе».

2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей».

3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему.

Подготовительная группа

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1.Беседа

«О лете»

2. ОД «Планета Земля в опасности»

1. Наблюдение за сезонными изменениями

2. Рисование «Лето»

Комарова Т.С.

1.ОД « Что такое экология»

2.ОД «Что растет в лесу. Съедобные и несъедобные грибы»

1.Чтение рассказа В. Бианки «У кого дом лучше всех»

2. Рассматривание Энциклопедии «Почемучка»

Ноябрь

1.ОД «Комнатные растения»

2. «Птицы осенью» Обобщающая беседа

1.Наблюдение за цветами в уголке природы

2.Рисование «Поздняя осень»

1. ОД «Осень»

2. ОД «Зимовка диких и домашних животных»

1.Снегирев Г. «Звери наших лесов

2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Декабрь

1.Беседа «Как растения приспосо-бились зимовать»

2.ОД «Лесные санитары»

1. Аппликация «Деревья»

2. Наблюдение за зимними деревьями

1. ОД «Лесник-хозяин леса»

2.ОД «Лес –

наше

богатство»

1. Рисование «Наша нарядная елка»

2. Чтение худ л-ры Л. Толстой «Как ходят деревья»

Январь

1.ОД «Жизнь на Севере»

2.ОД «Вода и её свойства»

1.Опыты «Свойства воды»

2.Наблюдение за снегом

1.ОД «Водоем – наш дом»

2 ОД «.Невидимые цепочки  реки»

1.Чтение худ. л-ры В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».

2. Чтение Г. Остер «Вредные советы»

Февраль

1.Беседа «Откуда берутся болезни»

2. Беседа «Февраль –конец зимы»

1. Наблюдение за солнцем (дни становятся длиннее).

2. Рисование «Катание с горки»

1.ОД «Моря и океаны»

2.ОД «Чудесная кладовая» - Дать понятие детям, что такое почва, показать ее многообразие, рассказать о ее использовании человеком.

Учить детей пользоваться лупой для определения состава почвы.

1.Чтение худ.л-ры Сладков Н. Белая земля.

2.Ф. Тютчев «Весенние воды».

Март

1.ОД «Путешествие за капелькой»

2.ОД «Чем богаты недра Земли»

1.Рисование «Рыбки плавают»

2. Рисование «Город, в котором мы живем».

1.ОД «Пришла весна красная»

2. ОД «Болото тоже        чей-то дом»

1.Чтение сказки

«Заяц Коська и родничок»

2. Рассматривание альбома «Природа родного края»

Апрель

1. ОД «Весна –красна»

2.ОД «Воздушная среда обитания»

1.Наблюдение за деревьями.

2. Рисование «Весенний ковер»

1. ОД «Путешес твие        по лесным тропинкам»

2.ОД «Родники»

1.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».

2. Чтение экологических сказок

Май

1. ОД «Связь живой и неживой природы»

2.ОД «Путешеств ие в удивительны й мир цветов»

1 Оригами «Кораблик»

2. Пускаем кораблики

1.ОД «Воздух и его чудесные свойства»

  1. Итоговый КВН «Юные знатоки природы»

1. Чтение худ. лит-рыВ. Даль «Старик- годовик»

2. ОД «На пороге лето»

 Работа с родителями

Месяц

Тема

1

Октябрь 

1. Консультация: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей».

2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе».

3. Конкурс по теме: «Экологические знаки».

2

Ноябрь 

1. Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные растения Красной книги».

2. Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края».

3

Декабрь 

1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья».

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу».

4

Январь 

1. Семинар Почемучек «Знаете ли вы?»

2. Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования».

3. Проведение опытов с водой.

5

Февраль 

1. Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира».

2. Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба».

6

Март 

1. Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление кормушек, скворечников)

2. «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с.

3. Домашнее задание: придумать речёвки, частушки по теме: «Встреча с птицами».

7

Апрель 

1. Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии.

2. Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья!»

8

Май 

1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе».

2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей».

3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему.

Методические  пособия для педагогов:

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.– Воронеж: Учитель,2002.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель,2002.
  5. «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000.
  6. Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2007.
  7. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) /Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998.
  8. Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007
  9. И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
  10. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
  11.  Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
  12.  Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
  13.  Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Друзья природы" для детей старшего возраста

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, характерная особенность современной педагогики. Важнейшая цель при этом - помочь р...

Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы»

Направленность: естественнонаучная Уровень реализации: дошкольное образование Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год ...

Развлечение по экологии для детей 2 младшей (общеобразовательной) группы «Друзья природы».

Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы»

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа круглый год"

Программа «Природа круглый год»  по изучению сезонных явлений в природе детей дошкольного возраста направлена  на расширение знания о природе, формировать у детей ряд конкретных ...

Дополнительное образование. Кружок: " Друзья природы".

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса природы"

     Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса природы» естественно – научной  направленности.     Актуальность программы в ...