Эссе. Детский рисунок - это шедевр или продукт детской изобразительной деятельсти.
материал

Надежда Валерьевна Матвеева

Эссе. Детский рисунок - это шедевр или продукт детской изобразительной деятельсти. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе. Детский рисунок - это шедевр или продукт детской изобразительной деятельности!?

«Творчество- это сохранение детскости»

Л.С. Выготский

Дети очень любят рисовать. На мой взгляд, каждый детский рисунок- это шедевр! Шедевры создают художники. Художники воплощают в произведениях свои мысли, чувства, явления жизни, объясняют их сущность и смысл, выражают свое понимание мира.

Поэтому,  даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое - то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, он начинает творить: все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Чем больше ребенок знает о мире, тем шире тематика его рисунка. Если подробно рассмотреть стиль детского художественного творчества, который предложила Е. А. Флерина и назвала стиль детского художественного творчества «наивным реализмом» и выделила следующие характерные черты:

Безусловность - где ребенок рисует с нескольких точек зрения или как бы прозрачными, не нарушая их подлинную форму срезами горизонталей. Ребенок оказывается реалистом стремящимся передать предмет таким, каким он есть в действительности, не ведая при этом об условности изображения пространственной формы.

Множественность точек зрения на предмет. Ребенок рисует, как знает и как видит, как образно представляет себе предмет с его признаками и качествами. Зрительное восприятие в объединении с моторным дает в рисунке полноту образа путем множественности точек зрения на предмет.

Прозрачность присутствует в детском рисунке, когда он изображает не только то, что видит, но и что знает о предмете, какое действие с ним предполагает.

Незаслоняемость. Своеобразие стиля является жизненный опыт ребенка в том, что каждый предмет имеет сое место в пространстве, а не поглощается другими предметами. Это знание не позволяет один предмет покрыть другим.

Отсутствие перспективы. Ребенок не передает «пространственного сокращения» предметов с их удалением. Происходит это в силу того, что ребенок руководствуется подлинным знанием реального. Предмет с удалением не становится реально тем же. Это знание ребенка не нарушает конкретного представления предмета на рисунке.

Разложение предмета, показ многих его сторон. Сложность рисования, требующего показа на плоскости трехмерного предмета, ребенок упрощает и решает задачу методом разложения предмета путем воображаемого обхода его с разных сторон, показа многих сторон предмета, «прозрачность предмета»

Многоэпизодичность. Это связанно с прямым перенесением признака времени на рисунок. Функциональная сущность предмета с развертыванием действия, которое совершается последовательно, переносится в таком же виде на рисунок. В дальнейшем ребенок переходит к изображению действия во времени от множественно действенных моментов к единству действия.

Схематизм детской изобразительной формы. Намерение изображать знаки, выражающие «внутренний смысл» предмета, далеко и чуждо детскому еще наивному сознанию. Живой предмет с его функциями и реальными признаками близок и понятен ребенку.

Динамика содержания изображения при статике формы. Долгое время форма изображаемых ребенком предметов оказывается статичной. Потом ребенок добавляет к образу атрибуты, убеждающие в совершенном действии. Ребенок в творчестве идет от реального осуществления динамики к изображаемому.

Раскрывая вопросы "стиля" детского творчества, нельзя не отметить своеобразие использования цвета в детском рисунке. Е.А. Флерина выделила следующее особенности использования детьми цвета в рисунке:

 1. возникновение образа;

 2. возникновение образа по форме;

3. возникновение образов по соответствию их с цветом.

Так что же привлекает нас в детских рисунках, какие качества?

- искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств;

- содержательность. Рисунок ребенка несет в себе какое-то содержание;

- смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все;

- оригинальность. Показатель творческого воображения.

- яркость, красочность, декоративность.

- выразительность. Главный существенный признак художественного образа.

         Н.П. Сакулина, Л.А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира. В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и "подражательный ", близкий к реальному и "неподражательный "(термин введен В.С. Мухиной). Другое средство выразительности — линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие некрасивыми. Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

 Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутствует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В. Лабунской, — это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.

Копцева Т.А. наиболее полно раскрывает эволюцию рисунка в онтогенезе и выделяет семь ступеней развития детского рисунка:

1. Стадия бесформенных изображений (процессуальность): 1–3 года.

2. Стадия примитивных изображений (ассоциация следа, головоноги): 3–5 лет.

 3. Стадия схематических изображений (упрощенные изображения): 4–7 лет.

4. Стадия правдоподобных изображений (головастики): 5–10 лет.

5. Стадия пластических изображений (пропорциональнообъемное видение): 10–14 лет.

6. Стадия символических изображений (абстрактно-логическое видение): 13 лет — 22 года.

 7. Стадия индивидуального стиля (формируется с детства, может оформиться в подростковом возрасте и развиваться в юношеском, иногда как озарение, открытие собственного стиля приходит в преклонном возрасте).         

Почему же именно 7 стадий? Потому-то , каждая предшествующая фаза развития детского рисунка внутренне обуславливает последующую, является для нее фундаментом. Перепрыгнуть через фазы невозможно. Поскольку ребенок способен создать свой изобразительный стиль как форму самовыражения, то нужно поддерживать в нем эту творческую инициативу, способствовать проявлению его индивидуальности.

Исходя из выше изложенного, хотелось бы подвести итог, что каждый ребенок уникален и имеет свой стиль передачи художественного произведения. И не важно, каракули это или четко выстроенная композиция – это шедевр выражающий смысл, или чувства ребенка! Нужно способствовать сохранению и развитию индивидуального изобразительного стиля ребенка, его уникальности, самобытности детского видения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Конкурс детского рисунка в "Челябинском государственном музее изобразительных искусств"

В ноябре 2014 года состоялся конкурс "Боготворю природы красоту". В конкурсе учавствовали юные художники со всей Челябинской области. Поздравляем Анастасию Шевченко за 3 место в конкурсе. Молодец! Из ...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ ИОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки Вселенной (приурочен...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки В...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ  ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ  КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ВОСПИТАНИЕ  И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА",  ...