Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ
консультация

Злобина Ольга Николаевна

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует

нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ

Подготовила ст. воспитатель Злобина О.Н.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно- пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:

  • соответствие общеобразовательной программе ДОО;
  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • вариативное использование различных пространств (помещений) и

материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

  • наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном

пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

  • соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания и краеведения:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям;
  • воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Требования к оформлению:
  • эстетическая направленность;
  • рациональное размещение уголка по краеведению;
  • учет возрастных особенностей детей;

  • воспитательная и развивающая направленность;
  • целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала;
  • Безопасность.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель

взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Принципы:

  • первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы.
  • второй принцип открытости Культуре, т. е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места,

формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.

  • третий принцип открытости обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.
  • четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира.

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

пятый принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои

склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ И УГОЛКАМ КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ГРУППАМ

В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном

крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть:

  • Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной        город»;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • народные игрушки (свистульки)
  • Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

Младшая группа.

Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей

семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется

сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о

национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, в уголке должны быть:

  1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
  • тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
  • тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
  • фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты

живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

  • тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его

сверстники»(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);

  • тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
  • тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги,

рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

  1. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.
  2. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в

национальных костюмах.

  1. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал:
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
  • Родословные древа детей;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Брянского края;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства
  • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных

праздников. Тематические иллюстрации к Новому году , к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Средняя группа.

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам

русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о

национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

  1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
  2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям

жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

  1. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы

старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка,

резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

  1. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
  2. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
  3. Элементы областной символики (флаг, герб).
  4. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).
  5. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

В средней группе в уголке должны быть:

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,
  • Родословные древа детей;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
  • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых

Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка,

столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими

государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

  1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему

«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

  1. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые

земляки», , «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о

городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

  1. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Нижегородской области, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).
  2. Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах

России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).

Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки

  • славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война

1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и

тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,

«Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуля- нья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

  1. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям перво-начальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с

изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

  1. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
  2. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, Нижегородскую землю, их портреты.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента
  • Карта страны, глобус
  • Куклы в национальных костюмах
  • Альбомы с архитектурными памятниками страны.
  • Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»
  • Предметы декоративно-прикладного искусства;
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
  • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Различная познавательная и художественная литература;
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок», «Города герои»;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
  • Родословные древа детей;
  • «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.
  • Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
  • Наборы открыток «Русский быт».
  • Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через

содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

  • в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
  • в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно
  • ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
  • в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
  • в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые

фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Критерии оценки патриотических уголков:

  1. Логика размещения материала

  1. Эстетичность оформления

  1. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)

  1. Соответствие материала возрасту детей

  1. Творческий подход педагога в оформлении уголка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах

Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах...

Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ

ель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.Задачи образовательной деятельности в уголке краеведения:• научить ребенка пони...

Рекомендации по оформлению речевых уголков в разных возрастных группах (буклет)

В буклете описаны рекомендации для воспитателей, работающих на разных возрастных группах, по оформлению речевых уголков....