Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Избранова Елена Фёдоровна

Цели:

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.

Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.

Дать представление о планетах Солнечной системы, спутнике Земли.

Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.

Закрепить знания о свойствах песка.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.

Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление  к самостоятельному познанию и размышлению.

Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksper._skoro_v_shkolu_nam_shagat.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Родничок»»

Конспект открытого занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

Тема:

«Скоро в школу нам шагать —

что там будем изучать?»

                                                                              Подготовила: воспитатель высшей

                                                                              квалификационной категории Избранова Елена Фёдоровна

                                                                             

Цели:

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.

Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.

Дать представление о планетах Солнечной системы, спутнике Земли.

Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.

Закрепить знания о свойствах песка.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.

Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление  к самостоятельному познанию и размышлению.

Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Оборудование:

Аудиозапись школьного звонка.

Картины «Солнечная система», «Пустыня».

Картинки с изображением «химия», «физика», «география», «астрономия» и «номером кабинета».

Вода, сода, лимонная кислота, 2 стакана.

Видео «Планеты солнечной системы», ёмкость с мукой мячики-прыгуны, изображение поверхности луны.

Корзинка, предметы имеющие разный вес. Кубики.

Каждому ребёнку: 3 листа бумаги, 2 кубика,  различные фигурки человечков, животных, машинки.

Глобус; 3 комплекта: пластиковые стаканчики с песком, 3 подноса, стакан с водой, 3 чайных ложечки.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Скажите пожалуйста, вы из какой группы?( Ответы детей).  Из подготовительной группы. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

(Звенит звонок)

- А что это за звук? (Ответы детей).

Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока.

Воспитатель. Он звенит, звенит, звенит, очень многим он велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись.

   -И сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов. Каждый урок будет проходить в определённом кабинете (зоне). У кабинетов есть свои номера. Каждый кабинет как маленькая лаборатория, а в лаборатории нужно находиться в спец. одежде. К этому мы с вами подготовились.

(Звенит звонок) 

Воспитатель. Звонок зовет нас на урок химии. А номер кабинета вы узнаете, отгадав загадку: Смотрит мама с нетерпеньем на страницы дневника.
Ждет заветную оценку у сынка-озорника.
Но опять одни четверки. Нет красавицы…(пятерки)

Пройдемте в Кабинет № 5.

  Воспитатель. Химия — наука о веществах, о том как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.

Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.

  Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без … (Ответ: Воды)
   
Вода- это жидкое вещество. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток. 

   Без воды невозможны многие химические реакции. Проведём такой опыт. Давайте вспомни Правила поведения во время опытов

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Без разрешения ничего не трогать.

5. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

Реактивы и оборудование: 2 стакана, сода, лимонная кислота, вода

Воспитатель. Возьмём два стакана. Насыпаем в них в равных количествах соду и лимонную кислоту. Затем сначала в один из стаканов наливаем воды, потом в другой. В одном стакане, стал выделяться углекислый газ.

Обсуждение: Данный эксперимент объясняет, что произошла обменная реакция, в результате которой выделился углекислый газ. И из этого можно сделать вывод что не все вещества можно смешивать. Некоторые соединения могут быть опасными для здоровья.

(Звенит звонок) 

Воспитатель. Звонок зовет нас на урок астрономии. Чтобы узнать номер кабинета, скажите сколько месяцев в году?

- 12.

Воспитатель. Переходим в кабинет №12.

   «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Как вы думаете, что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия — наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.

     Представьте себя на уроке астрономии. Присядем и посмотрим видео о планетах солнечной системы.

Показ видео «Планеты солнечной системы»

- Сколько планет? (8) А земля какая по счёту? (Третья)

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

 Отгадайте загадку. Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна)

   Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?
— Он вращается вокруг земли.

Воспитатель. Правильно, ребята, спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело. На Луне нет ни воды, ни воздуха, ни погоды. А ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было?
— Да!
Воспитатель. Тогда, предлагаю пройти к столу, на котором стоит ёмкость с мукой.
— Ребята, посмотрите, перед вами ёмкость с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – прыгуны – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают мячи-прыгуны в ёмкость с мукой с разной высоты.
— Что происходит с мукой?
— В ней образуются ямки.
Воспитатель. Одинаковые ли они?
— Нет!
Воспитатель. От чего зависит размер ямок-кратеров?
— От размера мяча-прыгуна.
Воспитатель. А глубина ямки?
— От того, с какой высоты его бросили.
Воспитатель. Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера?

- Да. Она становится шире.

Воспитатель. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
— Да.

(Звенит звонок)

Воспитатель. А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!

Дети встают лицом к экрану, хаотично. Выполняют движения под видео.

Физминутка «Будем спортом заниматься»

 (Звенит звонок) 

 Воспитатель. Звонок зовет нас на следующий урок. Который будет проходить в другом кабинете. Отгадайте-ка, ребятки,что за цифра-акробатка?
                        Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (Девять)

  Кабинет №9. Урок физики.

   Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут и многое другое.

   Сейчас представим себя на уроке физики и попробуем разобраться, почему все падает вниз.

«Почему все падает на землю?»

  Земля обладает силой притяжения. Благодаря земному притяжению мы знаем, где верх, а где низ. И не только мы, а все звери, птицы и даже растения. Потому-то деревья и растут корнями вниз. Ну, и все упавшие предметы летят вниз. Только надо помнить, что Земля - она круглая. И предметы падают не вниз, а по направлению к центру Земли.

   Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. Что могло бы случиться, если бы не было силы притяжения?   (Варианты детей) Не будь силы притяжения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетали в космос.

Педагог: Предлагаю увидеть силу притяжения наглядно. Проведем с вами небольшие опыты.

«Книга на руке»

Вот мы кладем книгу на руку - она нам кажется тяжелой, мы скажем "у нее большой вес". Вес - это то давление, которое чувствует наша рука, преграждая книге путь к Земле. Мы уберем руку - книга упадет на пол. Пока она будет падать - веса у нее не будет. А когда книга упадет на пол, она опять станет весить. Потому что книга станет упираться в пол, который загораживает книге путь к центру Земли. В тот момент, когда книга падала, она была в невесомости! Потому что не имела веса и не давила своей массой на опору или подвеску.

Воспитатель: Итак, что называют весом? (ответы детей). Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Какие предметы быстрее падают на Землю, легкие или тяжелые? (ответы детей).

Правильно, тяжелые. Давайте проверим. Возьмите все по одному предмету из корзины, подержите их в руке (как бы взвешивая), поднимите их повыше, на счёт три отпускаем.

Вывод. У кого предмет упал первым тяжелее, у кого медленнее лёгкие.

Опыт «Строим мост».

Воспитатель: Предлагаю провести еще один наглядный опыт.

Каждому ребенку раздается по 3 листа бумаги, 2 кубика, на столе лежат различные фигурки человечков, животных, машинки.

Педагог просит детей построить мост из кубиков и листа бумаги, который выдержит хотя бы одну фигурку. Дети пробуют. Детям разрешается бумагу мять, складывать, резать. Когда все идеи у детей закончатся и если результата не будет, педагог демонстрирует, объясняя свои действия. Если кому-то удалось построить «крепкий» мост, педагог просит ребенка объяснить, почему его мост крепкий, или помогает объяснить.

Воспитатель: Сначала мы попробуем просто положить листок бумаги на кубики. Проверим выдержит ли? (Педагог ставит фигурку, фигурка падает).

- Этот мост не крепкий. Попробуем бумагу сложить гармошкой.
Проверим этот мост.
(Педагог ставит фигурку, она не падает. Можно поставить несколько фигурок).

Педагог предлагает детям построить свои «крепкие» мосты, продемонстрированным способом.

Воспитатель: Есть еще один способ построить мост. Под простой лист подставим арку из такой же бумаги. Проверим, какой мост будет надежнее.

(Звенит звонок)

  Воспитатель. Звонок зовет нас в кабинет №? Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка. Единицу сложишь с двойкой, и получишь цифру …
(Тройку).

  Кабинет № 3. Урок географии. «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География — наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты — с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.

  Ребята, знаете ли вы, что это такое? ( Показ). (Ответы детей). 

- Это глобус.

Воспитатель Города, моря найдём, горы, части света.
Умещается на нём целая планета.

  А что означает жёлтый цвет на глобусе? (Ответы детей).

-Пустыни.

Воспитатель Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.

Разделитесь на группы по три человека.  Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? (Ответы детей). В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.

   А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Ответы детей). Подуть на песок? (Ответы детей). Подуйте слегка на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок стал двигаться.

   Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду. Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.

  Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.

(Звенит звонок)

   Вот и закончилось наше путешествие в будущее. Пора возвращаться в детский сад. Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей) На каких уроках побывали? (ответы детей)

   Впереди у вас ждёт ещё много интересных открытий. Всем спасибо! Давайте скажем гостям до свидания!

 - До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Данное заняти направлено на развитие интереса к исследованию и эксперементированию, развитие умения делать выводы и четко излагать свои мысли, способствование развитию познавательной активности детей,...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес к ис...

Конспект итогового занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по теме: "Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?"...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цели:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цели:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы. Развивать интере...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цели:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес...