Консультация «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
консультация

Шибкова Инесса Владимировна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.po_pdd.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно- транспортного  травматизма»

Подготовил: старший воспитатель Шибкова И.В.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — овладение педагогическими компетентностями, необходимыми для создания условий, позволяющих ребенку накапливать опыт безопасного поведения.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда владеют знаниями правил дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

 Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

Поэтому в дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

Данную работу необходимо вести в течение всего учебного года. Важно отметить, что в этом процессе должны быть задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Работа по обучению детей правилам дорожного движения включает два направления:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

-работа с педагогами.

Работа с детьми.

 В детском саду используются фронтальная, групповая, индивидуальная, традиционная, практическая, проблемная, игровая, интегрированная формы обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Целью работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов. 

Значимое место в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения имеют практические формы обучения: экскурсии, наблюдения, целевые прогулки во время которых дети на практике изучают правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, происходит закрепление ранее полученных знаний. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного учреждения делает организованную образовательную деятельность нетрадиционной яркой, насыщенной.

Это специально организованные игровые занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. Д

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится игровой форме обучения: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, спортивные игры

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование. 

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

  • знакомство с улицей;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за транспортом;
  • пешеходный переход.

Средняя группа:

  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором.

Старшая группа:

  • улица;
  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за транспортом;
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
  • пешеходный переход (подземный и наземный);
  • островок безопасности.

 Работа с родителями

Работа, проводимая в детском саду, не даст желаемых результатов без работы с родителями. Большое значение по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет взаимодействие с родителями дошкольников, которое предполагает использование различных форм работ.

 Это клуб для родителей, выпуск информационной газеты, оформление информационного уголка для родителей, участие в акциях, конкурсах, фотоконкурсах, организация выставок детского творчества, проведение родительских собраний, посвященных профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

 Осуществляя работу в детском саду по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, можно быть уверенным что знания и навыки по формированию основ безопасного поведения на дороге служат фундаментом для подготовки ребёнка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность, осознанность и культуру поведения на улицах города. Систематическая, целенаправленная работа по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма создаёт прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Консультация для воспитателей. «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма»...

Консультация для воспитателей «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы   с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма"...

Консультация "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма".

Консультация на тему: "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"....

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" консультация по обж

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"...

Консультация для воспитателей: «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

В материале представлена организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...