Эксперименты с бумагой и ее происхождение
опыты и эксперименты (старшая группа)

Метлицкая Марина Владимировна

Рассказать детям  где впервые была произведена бумага, из чего можно сделать бумагу и познакомить детей со свойствами бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Свойство бумаги"29.9 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Познавательно – исследовательская деятельность

  2. НОД «Волшебная бумага»

Для воспитанников 5-6  лет 

База проведения: МАДОУ « Детский сад № 2 «Родничок» филиал ДОУ № 20»

Провела: Метлицкая Марина Владимировна

Тема: «Волшебная бумага»

Возрастная группа: средняя группа №5 (дети  5 6 лет)

Педагогическая технология: Опытно – экспериментальная деятельность с элементами эмоционального погружения

Форма НОД: занятие

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект: Примерная программа « От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, САНПиН, ФГОС ДО,  самостоятельная разработка (презентация), ноутбук, проектор.

Оборудование: емкости водой, подносы, листы бумаги на каждого воспитанника, деревянные кубики, деревянные брусочки, халаты по количеству воспитанников, столы, корзина с книгами, эмблемы

Предварительная работа: знакомства с различными видами бумаги, выполнение поделок из бумаги в технике оригами, беседа «Как изготавливают бумагу», просмотр видео ролика «Как изготавливают бумагу»

Методы и приемы:    Игровые – физ.минутка, дыхательное упражнение                        

                                     Словесные –  художественное слово,  вопросы проблемного характера, беседа, рассказ

                                     Наглядный – показ как рвется бумага, иллюстрации для чего нужна бумага, вода в тарелке

                                     Практический -  самостоятельная деятельность воспитанников, экспериментирование

Планируемый результат: используемые в ходе в совместной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств воспитанников: умение адаптироваться к ситуации, самостоятельность, любознательность; овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; умение работать в группе; творческое и абстрактивно-логическое мышление; распределение и переключение внимания; зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, внимательность, активность в процессе экспериментирования.
 

Цель: Закрепление знаний у детей 6-го года жизни представление о бумаге, ее свойствах

Задачи по образовательным областям

Образовательная область

        Задачи

Познавательное развитие:

- дать представление о свойствах бумаги (пластичная (поддаётся сминанию); не прочная (легко рвётся); легкая (взлетает под воздействием воздушной струи); боится воды (при намокании легко рвётся));

- создать условия для выявления свойств и качеств бумаги;

- развивать познавательные способности детей в процессе  совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие;

- обратить внимание детей на значение бумаги в нашей жизни: для чего нужна бумага.

Речевое развитие:

- развивать активный словарь воспитанников

- введение новых слов (пластичная, лаборатория, учёные);

- закреплять правильное произношение звуков [р].

Социально-коммуникативное развитие

- формировать доброжелательное  отношение друг к другу, аккуратность при работе с водой;

Физическое развитие

- выполнять разученные ранее движения под речевую инструкцию педагога;

- формировать умения сохранять правильную осанку в положениях, стоя, в движении.

Художественно-эстетическое развитие

Развивать воображение и фантазию детей посредством рисования

Дети заходят в зал, обращают внимание на окружающую их обстановку.

В. : Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.

А что это за материал, мы узнаем из загадки.

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…. (бумага).(Слайд1)

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага?

Предполагаемые ответы детей: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.

В; Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали – это же настоящая лаборатория

 Воспитатель обращает детей внимание на чей-то плач. Оказалось, что это плачет книга. (Звук)

К: - Мне все листики помяли

Все погнули и порвали

Картинки вырезали

И в лужу окунали

Мной играли во дворе

Вместо книжки стало две

Помогите ребятишки

В: - Ах какая ты бедняжка

Тебе очень тяжко

Гнать не будем тебя прочь

Нужно книжки нам помочь

В: - Поможем книге  дети?

В: - Как можно помочь книге?

Д: - Мы ее отремонтируем!

В: - А из чего сделана эта книга?

Д: - Из бумаги

В.: А кто из вас знает, как изготавливают бумагу? Беседа «Изготовление бумаги»

Ребята, впервые бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали её из размоченных растительных волокон. К нам в страну она попала уже намного позже. Оказалось, что её можно делать из дерева, тряпок и даже…. из старой бумаги – макулатуры (слайд 2).

Как же делают бумагу в наши дни? В настоящее время бумагу производят на бумажных фабриках (слайд 3).

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья : ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд 4).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки. Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд 5).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд 6).

Для этого щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту (слайд 7).

Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей, мусора. И обрабатываемая масса уже называется бумажным сырьем. После добавляют к бумажному сырью дополнительные вещества: клей, который помогает отталкивать влагу. Смола помогает сохранить написанное на бумаге, чернила не растекаются и легко распознаются (слайд 8).

Затем в бумажную массу добавляют красители, в зависимости от того, какого цвета бумага необходима. Потом превращенная в кашицу, бумажная масса попадает в бумагоделательную машину. Здесь сырая бумажная лента проходит через ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые паром, высушивают ее (слайд 9).

В конце бумажное полотно перемещается в секцию прессования. Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

Наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон (слайд 10).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд 11).

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

В: - Дети, чтобы помочь книге, нам предстоит выяснить, чего боится бумага. Как помочь бумажным вещам, попавшим в беду, обрести прежний вид. Я вас приглашаю в нашу лабораторию, чтобы получить ответы на эти вопросы.

К: - Возьмите меня с собой, я тоже хочу знать какими свойствами обладает бумага

В: - Ты будешь нашим помощником

Надеваем белые халаты, сегодня мы будем учеными.

В: - Сейчас мы зайдем в нашу лабораторию и самостоятельно проведем опыты.

Готовы ?

В: - Дети, а вы знаете, как вести себя в лаборатории (Правила поведения в лаборатории Слайд 11)

Предполагаемые ответы детей

Для начала я вам предлагаю сделать физминутку для наших рук, приготовьте руки -

В: -      Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумагу будем мять!

Мы бумагу будем мять!

Свои ручки развивать!

3. Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов 

В; Как вы думаете, бумага может летать?

1) А давайте проверим, обратите внимание, на столе лежат полоски бумаги. Мы с вами  встанем с одной стороны стола и все вместе подуем на эти полоски. Для этого делаем глубокий вдох носом и выдыхаем  ртом, при этом губы делаем трубочкой.

Что произошло с полосками?

А теперь давайте подуем на толстые картонные полоски, они ведь тоже из бумаги

Что произошло с картонками?

Предполагаемые ответы детей.

К; полоски бумаги очень легкие, поэтому, когда на них подуть они разлетаются, а картонные полоски тяжелые они не летают. Поэтому у меня такая толстая картонная обложка, чтоб мои странички не разлетелись.

В.: 2) возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается)(Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

3) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

4) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

5) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

К; бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный 

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? Вывод: бумага горит.

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Т. е., бумага падает по-разному.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Из бумаги можно сделать поделки.

6. «Бумага горит»

Молодцы! Много свойств мы с вами обнаружили у бумаги.

Зная, все эти свойства мы будем их использовать в дальнейшей работе.

4. Игра «Волшебная бумага»

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

5. Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

- Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать коллекционный альбом и назвать его «Виды бумаги»

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги в альбом)

- салфетка,

- газета,

- открытка,

- фотография,

- коробка,

- цветная,

- гофрированная бумага и картон,

- бархатная бумага и картон,

- обойная,

- тетрадная.

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились! 

В: - Дети, а из чего же делают бумагу?

К: - Если мы – книги, сделаны из дерева, значит каждая порванная ребятами книжка - это срубленное дерево. Чем меньше будет деревьев, тем хуже будет природа.

К: - Теперь Вы знаете,  как с нами нужно обращаться, не мять, не рвать, не бросать в воду. У меня в руках есть корзина, в ней  лежат мои подружки  - книжки их испортили..,  так жаль

В: - Дети заберём книги домой,  и попросим наших родителей отремонтировать книжки, а вы им поможете.

К: Спасибо Вам, ребята.

- Я думаю, что мои друзья книги вернуться в детский сад отремонтированными и будут радовать вас

6. Подведение итогов занятия

Ребята, скажите, что вы нового узнали о бумаге? Что вам понравилось, запомнилось? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Молодцы! Занятие наше окончено!

К: - Я предлагаю Вам не много размяться, и стать художниками

В: -На бумаге белой-белой

Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,

И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,

И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,

Поле – разводят руками от груди в стороны,

Дождик – стучат пальчиками по ладошке,

Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - эксперимент с бумагой

Отчет о проведении игры-эксперимента с бумагой с фотографиями...

Конспект НОД "Познание мира через эксперимент. Мир бумаги".

Конспект НОД «Познание мира через эксперимент. Мир бумаги» будет полезен не только воспитателям ДОУ, родителям дошкольников, но и учителям начальных классов. В процессе изготовления бумаги дети состав...

Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"

Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....

Фокус-эксперимент с бумагой и водой в старшей группе «Цветы лотоса»

Фокус-эксперимент с бумагой и водой в подготовительной к школе группе «Цветы лотоса»Цели: Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников....

Опыты и эксперименты с бумагой

Простейшие опыты и эксперименты для детей....

Эксперименты с бумагой.

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.- Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи...

Опыты и эксперименты с бумагой для детей: свойства материала (презентация)

Все мы знаем о том, что бумага – продукт необыкновенный! Она имеет множество различных свойств, качеств, размеров и способов применения.В предложенных ниже слайдах презентации  с бумагой дл...