Приёмы и методы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду
материал

Кошелева Светлана Парфентьевна

Каждый воспитатель стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были

занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально

вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от

проведенного  занятия. А также  чтобы каждый ребенок имел возможность находиться в роли активного участника, а не пассивного слушателя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и методы  привлечения и удержания   внимания детей на занятии в детском саду

Каждый воспитатель стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были

занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально

вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от

проведенного  занятия. А также  чтобы каждый ребенок имел возможность находиться в роли активного участника, а не пассивного слушателя. Для того  чтобы занятия не были монотонными, не несли в себе скуку, усталость, используются игровые методы, методики, способы, приемы, доступные и увлекательные для детей данного возраста, а также активные формы проведения занятий: – занятие-сказка; – занятие-путешествие; – занятие-игра; – занятие-викторина; – занятие-фантазия; – занятие-сюрприз;

  • К проведению любого занятия подходите творчески, используя

план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что

план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить,

используя интерактивную доску, мультимедийный  проектор,

компьютер, планшет или просто интересную идею.

  • Начинайте  занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у

меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я

вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные

помощники, способные привлечь внимание детей.

( оригинальный интересный зачин занятия-беседы с игровыми элементами (так, например, изучение звуков и букв происходит с забавным героем Слышем и его необычными историями, а изучение геометрических фигур с волшебницей Точкой и ее загадочными путешествиями)

  • Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно

     отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на

развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на

создании положительного настроения каждого.

  • Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который

позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение

вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой

возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии

вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс

не доставит особого труда.

  • Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и

адекватной содержанию жестикуляцией. Пусть дети копируют ваши

действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим

     видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам

самим интересно.

  • Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте

интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая

монотонности. (Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.)

Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание

маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в

этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру.

Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная

форма занятия для дошкольников.

Игру недаром называют "ведущей: именно благодаря ей, ребенок

познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир

социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок

познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А.

Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые

не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь

внимание детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, кто быстрее

может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и

полную их вовлеченность в процесс.

  • Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему

могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не

может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о

жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с

возможностью вскопать почву и посадить семена – потом

перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким

образом, чтобы учебная информация поступала по этим каналам.

Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть,

потрогать или даже понюхать.

  • Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное

значение для привлечения внимания детей, особенно младшего

возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же

все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам

     покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое.

     Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых.

     Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень

точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает

слов языка.

     Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем

применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять

подрастающее поколение.

  • Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все

          любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые

          исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит

          лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать

          истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время

          рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя

         их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать

         некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центр их внимания.

  • Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя

эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество

  любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

       Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна

быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка

помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах,

вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли,

   стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир

     ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в

          повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время

          гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка

          обеднеет, если исключить музыку.

  • Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать

внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто.

Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов

деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном

чередовании педагогом в ходе занятия различных видов

деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также

повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь

посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем

речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При

смене вида деятельности внимание на какое-то время снова

концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела

человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-

4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин.

  • Очень эффективный прием привлечения к беседе — озадачивание детей вопросами (по содержанию и форме вопросы соответствующими уровню развития учащихся) в начале занятия и по его ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, а также побуждающие искать ответ в воображаемом плане (например, «Что произойдёт, если…?", «Что могла бы сказать…?", «Как сделать, чтобы…?", «Как поступить, если…?). Важно, чтобы предполагаемые вопросы нашли эмоционально положительный отклик у детей, а их решение потребовало познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

  • Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения: рисунок,

поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка,

аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и

ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом

вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям

справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение

от полученного результата, закрепляет полученные знания.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным

остается то, насколько он чувствует психологическое состояние

коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может

применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные

ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом

помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для начинающих педагогов «Приёмы привлечения и удержания внимания детей на занятии»

В докладе дано определение внимания, понятие о его свойствах и видах, освещены приемы управления вниманием на занятии. Имеется презентация.В конце доклада педагоги получают раздаточные материалы:...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему: «Дети на занятии в детском саду».

С детьми старшей группы было проведено занятие по конструированию из бумаги. Воспитанники проявляли свои умения в вырезании деталей, их склеивании и раскрашиванию. Занятия по конструированию способств...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду»....

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятиях в детском саду».

      Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и по...