конструкт "Капуста"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Широносова Наталья Алексеевна

конструкт "Капуста", для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_shironosova_n.a.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Капуста».

Ф.И.О. педагога: Широносова Наталья Алексеевнв.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: НОД

Форма организации: фронтальная (10-12 детей).

Средства:

Литературные: закличка для организационного этапа, физкультминутка, игра.

Музыкальные: русская народная музыка

Оборудование: корытце, сечка, кочан капусты, раскраски с овощами, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и иллюстраций с различными видами капусты и полезных продуктов; разучивание игры «Капуста», пословицы, поговорки о капусте, загадки об овощах; чтение художественных произведений об овощах; рисование и лепка овощей.

Цель:

Задачи

Познакомить детей с народными обычаями, с культурой и бытом русского народа.

1. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике "Капустник", обычаях связанных с ним, о пользе капусты для человека. Расширять словарный запас детей словами: сечка, корытце, «капустник». Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать правила в игре.

2.Развивать: внимание, память, речь, мелкую моторику рук. и творческие способности детей.

3.Воспитывать интерес к народным традициям; доброе отношение к окружающим; поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Дети приходят в гости в музей «Русской избы», встречает их воспитатель в русском костюме.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие!

Вижу, как вы подросли

До чего же хороши!

Я на вас погляжу,

     Много чего  расскажу!

Вы на ус всё намотайте,

Да и мне помогайте!

Не грусти, улыбнись!

Рассказ дарит нам сюрприз!

Дети проходят в избу, встают на полукруг, приветствуют друг друга и хозяйку.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент; художественное слово.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Воспитатель. Сегодня утром, дети  захотели пирогов, вкусных, домашних. Вот думаю, с какой начинкой их сделать? Девчонки молчат, улыбаются, только оставили записку с загадкой, а сами в школу убежали

Ребята, мы можете мне помочь?

Воспитатель:

Лоскуток на лоскутке –

Зелёные заплатки,

Целый день-деньской она

Нежится на грядке.

сто одёжек и все без застёжек? Что это? (Капуста)

Воспитатель: Капуста. Назовите, какая она? Ответы детей: большая,  крупная, круглая, белая, хрустящая.

Воспитатель: Да, ребята. Она растет кочаном и похожа на голову.

Воспитатель: А какие сорта капусты вы знаете? Ответы детей: Кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби (Хозяйка показывает картинки видов капусты).

Воспитатель: Чем полезна капуста? Ответы детей: В ней много витаминов, калия, натрия, фосфора, содержится клетчатка, сахароза, крахмал. Капуста и капустный сок очень полезны для здоровья. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм.  Капустный лист - это пища и лекарь. Привязав его к больному месту, нередко на утро боль уменьшается, и человеку становится легче.

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают письмо и принимают решение об оказании помощи.

Дети отвечают на вопросы. Настраиваются на предстоящую деятельность.

Дети внимательно слушают воспитателя, высказывают своё мнение.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Постановка проблемы.

Применялись: сюрпризный момент (письмо) рассказ воспитателя, проблемная ситуация, вопросы к детям.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

Обобщение и закрепление знаний детей о капусте. Развитие внимания, памяти, речи детей.

3. Основной

Воспитатель: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Парни - женихи приходили с гостинцами и высматривали себе невест- "капустниц". Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю зиму. После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Пока молодежь веселилась, хозяйки готовили угощение. Главным блюдом на праздничном столе были пироги с капустой. Солили капусту на Руси и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и красивой и вкусной получалась, приятно на стол подать!

Физкультминутка

Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)

Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)

Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)

Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)

Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)

Раздается в доме стук

Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)

Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)

Посолили, (движения по тексту)

И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)

Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)

Воспитатель. А как вы думаете, как раньше резали, рубили капусту? Ответы детей: резали, шинковали ножом.

Воспитатель: капусту рубили в корытце сечкой (показать, как это делали). Спросите своих бабушек, помнят ли они об этом.

Знаете ли вы, что про капусту сложили пословицы?

* Капуста не пуста, сама летит в уста!

*Ни один рот без капусты не живет!

*Капуста любит воду да хорошую погоду.

 *Для чего огород городить, коль капусту не садить?

 *Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.

* Без капусты щи не густы.

*Щи капустою богаты, а солью вкусны.

Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру ИГРА «КАПУСТА"

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи). За кругом зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

заинька усатый, медведь толстопятый!

Неожиданно из-за печки раздаётся грохот - это дед свалился с печи. Он встаёт, берёт прут и замахивается на детей.

ДЕД: Вы чего тут расшумелись, a? Только я пригрелся, уснул, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать. Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

Дети начинают дразнить деда, прыгая вокруг него и приговаривая:

Дед хотел уху сварить

И пошёл ершей кормить,

А за дедом - кот Лаврентий,

За котом - петух Терентий.

Тащат удочки вдоль улочки,

Деду бедному невмочь,

Надо старому помочь.

Воспитатель наблюдает за игровой деятельностью детей, оказывая при необходимости педагогическую помощь.

Воспитатель: Сейчас вам предлагаю побыть в роли «хозяйки» раскрасить на картинке только все овощи.

Дети внимательно слушают воспитателя, друг друга, подсказывают

Выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответа.

В соответствии со словарным сопровождением  выполняют игровые действия

Дети раскрашивают карандашами картинку, выбирая нужное, не выходя за контур.

Обобщение и закрепление представлений детей о традиции русского народа, расширение словарного запаса словами: корытце, сечка.  Развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей детей.

Воспитание интереса к истокам народной культуры, поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Снятие психологического и физического напряжения.

Использована физкультминутка.

Поддержка стремления детей к самовыражению.

Снятие психологического и физического напряжения.

Использована музыкальная игра.

Развитие умения правильно держать карандаш, выбирать цвет.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Воспитатель. Скажите, ребята, в какую игру мы с вами сегодня играли? Что было самым интересным в игре? Почему? А что не понравилось? Почему? Чему сегодня вы научились? Что нового вы для себя узнали?  Дома, поделитесь с родителями, что сегодня узнали. Спасибо всем! Я вас угощаю пирогами с капустой!

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям.