Роль семьи в речевом развитии ребёнка
консультация

Игнатьева Елена  Викторовна

Консультация для родителей роль семьи в речевом развитии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_rechevom_razvitii_rebyonka.docx477.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №171»

 «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

http://u.jimdo.com/www67/o/s4ce025a6dbb241e1/img/i08254ce3f63ed4bd/1357639507/std/image.png

Подготовила учитель-логопед

                                                                                       Игнатьева Елена Викторовна

г. Зима, 2023 г.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

        Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.

       Слово представляет собой сочетание звуков, с одной стороны, а с другой – несёт смысловую нагрузку, определение, понятие. Слово всегда обобщает. Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление. Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит. Слово – отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе.

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

        Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

       Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи. На речь детей, в первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Ваша задача - помочь ребёнку овладеть правильной и грамотной речью.

В этом вам помогут следующие рекомендации:

  • Больше разговаривайте с ребёнком. Даже если вы очень устаёте на работе, ежедневно находите время для общения с ребёнком. Чем больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.
  • Чётко и правильно произносите слова. Вы должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не "съедайте" слогов и окончаний слов, правильно ставьте ударения.
  • Не подстраивайтесь под детскую речь.
  • Не подделывайтесь под "детский" язык. Это тормозит развитие. Не сюсюкайтесь с подрастающими детьми, иначе им будет трудно перейти к общеупотребительным словам.

И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагогов ДОУ, родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Нормы развития речи по возрастам.

0-1 год

  1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

  2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

   3 месяца — «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

   4 месяца - появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

    5 месяцев — ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

    6 месяцев — появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

    7 месяцев — ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых, находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

    8 месяцев — появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття).  Возникает реакция на незнакомое лицо.

    9 месяцев — ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

    10 месяцев - появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

     11 месяцев - ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого ("где часы?", "где кукла?" и т.д.)

       1 год — в речи ребенка 10-12 лепетных слов ("папа", "баба", "мама", "дай", "дядя", "кис-кис", "ту-ту" и т.д.),  понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

      1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе.

Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции.

Знает запрет «нельзя», «не трогай».

Требует предметы, используя указательный жест или слово.

Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

       1 год 6 месяцев — словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря.

Любит подражать голосам животных.

Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос).

Внимательно слушает чтение сказок, стихов.

Может по просьбе найти предмет вне комнаты.

Различает интонацию вопроса.

Обратите внимание, если ребенок в этом возрасте отворачивается от знакомого человека, когда тот хочет с ним поговорить, не реагирует на словесную инструкцию, понимает только жесты, не любит заниматься с игрушками, не рассматривает картинки в книгах. Возможно, потребуется работа со специалистом.

      1 год 9 месяцев - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет).

Общее звучание речи смягченное.

Говорит о себе в 3 лице (по имени).

Отвечает на вопросы словами "да", "нет".

Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними.

Слушает и понимает небольшие рассказы.

       К 2 годам называет предмет по просьбе.

Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик).

Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока).

Знает слова большой-маленький, хороший-плохой.

Различает понятие один-много.

Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

        2-3 года.

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря.

Появляются предложения из 2 слов («дай пи» - дай пить)

Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).

Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется.

Знает 1-2 цвета.

Задает вопрос «что это?»

Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»)

Слушает простые рассказы.

          С 2,5 лет  использует сложные предложения.

Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама").

Отвечает на вопросы "почему", "сколько"

Начинает говорить от первого лица («Я»).

Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе.

Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Обратите внимание, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распространенное предложение, не употребляет предлоги "в", "на".

           3-4 года.

Период интенсивного развития речи.

Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад).

Называет свое имя, возраст, пол.

Определяет пол людей (он — папа, она — мама).

Использует прошедшее и настоящее время.

Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне».

Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т. д.).

Подбирает рифмы к словам.

Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик).

Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела - до леса).

Произносит твердые звуки С, З. Ц.

        4-5 лет.

Словарный запас 2000 слов.

В речи появляются наречия.

Развивается «словотворчество».

Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

Использует в речи обобщающие слова.

Называет животных и их детенышей.

Читает наизусть небольшие стихотворения.

Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

Использует слова много-один.

Называет времена года.

Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.)

Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

         5-6 лет.

Звукопроизношение в норме.

Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению  в правильной логической последовательности.

В речи использует синонимы и антонимы.

Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог.

Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные.

Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).

Формируется внутренняя речь.

           6-7 лет.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений.

Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации.

Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова.

Пересказывает текст в логической последовательности.

Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта.

Сам может придумать сказку или рассказ.

Свободно употребляет простые и сложные предложения.

Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова.

Понимает и употребляет многозначные слова.

http://www.edu.cap.ru/home/8831/1%20%D0%B0.jpg

http://f.mypage.ru/53a18143f3b99b31f477844ec69541c3_7199846b66dd4191ada68e06c83ac058.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №171»

Подготовила учитель-логопед

Игнатьева Елена Викторовна

http://u.jimdo.com/www26/o/sc98a8d6089d4638f/img/i48294c39f08bfd77/1279459180/std/image.jpg

Уважаемые родители!

Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи. На речь детей, в первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Ваша задача - помочь ребёнку овладеть правильной и грамотной речью.

В этом вам помогут следующие рекомендации:

  • Больше разговаривайте с ребёнком. Даже если вы очень устаёте на работе, ежедневно находите время для общения с ребёнком. Чем больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.
  • Чётко и правильно произносите слова. Вы должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не "съедайте" слогов и окончаний слов, правильно ставьте ударения.
  • Не подстраивайтесь под детскую речь.
  • Не подделывайтесь под "детский" язык. Это тормозит развитие. Не сюсюкайтесь с подрастающими детьми, иначе им будет трудно перейти к общеупотребительным словам.http://s55.radikal.ru/i150/1111/ba/7e3fcc5e1a0b.gif

Советы учителя – логопеда

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  •  При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  •  Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
  •  Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  •  Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Статья о значении развития речи ребёнка в семье...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Материал представляет собой  конспект выступления на собрание в форме практикума и будет полезен воспитателям детских садов....