Диагностика детской одаренности
материал

Гуреева Кира Вадимовна

Диагностика детской одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detskoy_odarennosti.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центра образования №36»

Диагностика детской одаренности

Составитель: Воспитатель

Гуреева К.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. В настоящее время наука утверждает, что одаренность определяется врожденными задатками, но сможет ли она развиваться зависит от влияний окружающего мира. От окружения ребенка зависит, осознает ли он свои способности и насколько сможет их реализовать. Поэтому необходимым условием эффективной работы с одаренными детьми является создание соответствующей, творческой образовательной среды, способствующей развитию природных задатков.

Понятие одаренности имеет комплексный, синтетический характер и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку практическая деятельность. Б.М. Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще", поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим дифференцируются два вида одаренности:

  • специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;
  • общая одаренность, которая в отличие от специальной рассматривается применительно к широкому кругу деятельностей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети:

  • имеют        более        высокие        по        сравнению        с        большинством        интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки;
  • остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;
  • не могут четко развести реальность и фантазию;
  • хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми;
  • постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий;
  • чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно   высокими   общими   интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • воспитанники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип   максимального        разнообразия        предоставленных        возможностей        для развития личности;
  • принцип возрастания роли дополнительной образовательной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип        создания        условий        для        совместной        работы        воспитанников        при минимальном участии педагогов;
  • принцип        свободы        выбора        воспитанниками        дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательной организации. Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными воспитанниками;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  • в         какой форме может проявиться    одаренность: явной,        скрытой, потенциальной;
  • какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Диагностика вида и уровня развития одаренности детей сегодня – одна из основных форм практического приложения профессиональных возможностей педагогов. В настоящее время известно большое количество разнообразных диагностических тестов, опросных листов и анкет, используемых в целях выявления и замера уровня развития разнообразных способностей дошкольников.

Одной из методик, которые мы используем в своей работе, является «Карта одаренности» А. И. Савенкова. Эта методика создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен "Лист вопросов", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована педагогам и родителям. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики мы количественно оцениваем степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определяем, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет нам увидеть индивидуальный, свойственный конкретному ребенку, "портрет развития его дарований".

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым мы оцениваем ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Мы сможем обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые представляются наиболее ценными.

Для изучения уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного мы используем диагностическое обследование «Дорисовывание кругов» Т.С. Комаровой.

ИНСТРУКЦИЯ К МЕТОДИКЕ «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» А.И. САВЕНКОВА

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать

свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  1. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку,         видит необычную   скульптуру,   красивую        (художественно

выполненную) вещь.

  1. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  2. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
  3. Интересуется актерской игрой.
  4. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  5. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  6. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  7. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  8. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  9. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  10. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  11. Хорошо поет.
  12. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  13. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  14. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
  15. Легко общается с детьми и взрослыми.
  16. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  17. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  18. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  19. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  20. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  21. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  22. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  1. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  2. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  3. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  6. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  7. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  8. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  9. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  10. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  11. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  12. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  13. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  14. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  15. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  16. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  17. Обращается к рисунку или лейке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  18. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  19. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  20. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  21. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  22. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  23. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  24. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  25. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  26. Умеет делать выводы и обобщения.
  27. Любит создавать объемные  изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  28. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  29. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  30. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  31. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  32. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  33. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  34. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  35. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  36. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  37. Может        высказать        свою        собственную        оценку        произведениям        искусства,        пытается воспроизвести то, что ему поправилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.
  38. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  39. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  40. Любит игры-драматизации.
  41. Быстро и легко осваивает компьютер.
  42. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Нужно сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты пишутся внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;        6.Литературная;
  2. Творческая;        7.Артистическая;
  3. Академическая;        8.Техническая;
  4. Художественно-изобразительная;        9.Лидерская;
  5. Музыкальная;        10.Спортивная.

ИНСТРУКЦИЯ К МЕТОДИКЕ «ДОРИСОВЫВАНИЕ КРУГОВ» Т.С. КОМАРОВОЙ

Задание на дорисовывание шести кругов, состоит в следующем: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см).

Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво.

Диагностическое        задание        должно        стимулировать        творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом:

  • по критерию «продуктивность» количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл:
  • оценка 6 б - если в образы оформлялись все 6 кругов,
  • оценка 5 б -  если в образы оформлялись 5 кругов,
  • оценка 4 б - если в образы оформлялись 4 круга,
  • оценка 3 б - если в образы оформлялись 3 круга,
  • оценка 2 б - если в образы оформлялись 2 круга,
  • оценка 1 б - если в образы оформлялись 1 круг.

Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

  • по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:
  • оценка 3- высокий уровень - предмет наделён оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверей (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа;
  • оценка 2 -средний уровень - допущено почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.);
  • оценка 1- низкий балл - не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы ли характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Диагностика детской одаренности

Диагностика детской одаренности. Методические рекомендации для специалостов,работающих с одаренными детьми....

Диагностика детской одаренности

Каждый ребенок талантлив по-своему. Как диагностировать талант ребенка дошкольного возраста?...

Диагностика детской одаренности

Каждый ребенок талантлив по-своему. Как диагностировать талантливость ребенка дошкольного возраста....

Диагностики для выявления детской одаренности

Каталог диагностических методик для выявления детской одаренности...

Диагностика детской одаренности

Диагностические методики для выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей,  обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в научн...

Диагностика детской одаренности по методике А. И. Савенкова

Диагностика детской одаренности по методике А. И. Савенкова...