НОД Балалайка
план-конспект занятия (старшая группа)

Федорова Юлия Сергеевна

Приобщение детей к национальным традициям родной страны — одна из важнейших задач музыкального воспитания и образования в целом. Понимание и осмысление детьми богатого культурного наследия России, любовь к её природе и истории являют источник источник подлинного патриотизма, без которого невозможно представить сплочённого и сильного народа, способного противостоять любым сложностям и невзгодам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalayka.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

"Балалайка-символ России"

Описание материала: Приобщение детей к национальным традициям родной страны — одна из важнейших задач музыкального воспитания и образования в целом. Понимание и осмысление детьми богатого культурного наследия России, любовь к её природе и истории являют источник источник подлинного патриотизма, без которого невозможно представить сплочённого и сильного народа, способного противостоять любым сложностям и невзгодам. Помимо общепринятых мероприятий патриотической направленности (День народного единства, День Победы, День независимости) я стараюсь включать в работу мероприятия, расширяющие знания детей о родной культуре: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, играми, песнями, постановка музыкальных спектаклей на основе народных сказок. Всё это, несомненно, формирует в детских сердцах чувство любви и уважения к своей Родине, способствует укреплению связи между поколениями, является базой для формирования народного самосознания.

Цель: Расширение кругозора детей.

1. Закрепляющая:

- формировать музыкальный вкус, культуру слушания, обогатить музыкальные впечатления, закрепить умения различать изобразительность музыки. азвить музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;

2. Обучающие:

- научить высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения; научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;

3. Развивающая:

развивать чувства ритма, музыкально-ритмический и интонационный слух.

4. Воспитывающая:

- чувство патриотизма, гордость за свою страну.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, деревянные ложки, музыкальный центр.

Методы и приемы:

- Наглядный (слуховой и зрительный, словесный, практический, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, частично-поисковый.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых знаменитых русских народных инструментов. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!

Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!

Дети: Балалайка!


В: Верно, ребята, это балалайка. Вы, наверное, узнали её звучание, когда заходили в зал. Как вы думаете, почему балалайка так называется? (Ответы детей.) Первые балалайки были очень просты в устройстве, и звук их напоминал бренчание. Поэтому их называли «бруньками», «балабайками», «балалайками». Последнее название и закрепилось за этим инструментом.


Первое упоминание о балалайке встречается ещё в XVII веке. На ней играли крестьяне, скоморохи, бродячие музыканты. А в XVIII веке балалайка проникла даже в царские дворцы, где придворные музыканты исполняли на ней популярные в то время танцы.


Но потом балалайка была надолго забыта, сохранившись только в некоторых отдалённых деревнях. Однажды её случайно услышал русский дворянин, создатель первого в России оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Он так заинтересовался балалайкой, что решил её серьёзно видоизменить и превратить в настоящий концертный инструмент. Для этого он ввёл ряд усовершенствований, благодаря которым балалайка стала звучать ярче и красивее.


Такой балалайку впервые увидели за границей в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Инструмент настолько поразил иностранцев, что с тех пор стал считаться одним из символов России, наряду с матрёшкой и шапкой-ушанкой.


И действительно, сложно поверить, что столь незамысловатый инструмент, в котором всего три струны, может так звучать. Сейчас мы с вами послушаем настоящего виртуоза современности, балалаечника Алексея Архиповского. Обратите внимание, какой разнообразный тембр может быть у балалайки, какие интересные приёмы исполнения!

Дети слушают запись с концерта Алексея Архиповского, после чего делятся своими впечатлениями.
В: Понравилось вам, как звучала балалайка в руках Алексея Архиповского? (Ответы детей.) Не удивительно, что балалайку так любили в народе, правда? Послушайте, какие о ней сложили пословицы и поговорки:

1. Наш Исайка — без струн балалайка. (Говорили о тех, чьи слова часто расходились с делом.)
2. Только дурак двор продаст да балалайку купит. (О том, что нужно внимательно относиться к своим поступкам.)
3. Баять байку про балалайку. (Значит проводить время в пустых разговорах.)
4. Что мне соха — была б балалайка. (Так говорили про тех, кто не любил трудиться.)
5. На словах — что на гуслях, а на деле — что на балалайке. (О тех, кто много и красиво говорит, но мало делает.)

Вот такой замечательный инструмент — балалайка. Не случайно именно её считают символом России и дарят в качестве сувенира многим иностранцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"

статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...

Музыкально-ритмическая композиция Танец "Балалайка"

Танец для детей старшей группы. Можно использовать для постановки на праздники....

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"

Краткосрочный проект  "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"

Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...

Танец с балалайками для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (муз. "Чудо-балалайка")

Танец предназначен для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (6-8 чел.)....