Педагогическое кафе "Я все смогу"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогическое кафе «Я всё смогу»
Воспитатели: Бугаева О.А., Крисман Е.В
Форма проведения: встреча в кафе.
Участники: родители, воспитатели, педагог – психолог.
Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3 — 4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Место проведения: музыкальный зал
Оформление: в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная классическая музыка.)
Оборудование: презентация, карточки с проблемной ситуацией, ручки, листы бумаги, памятки.
Ход мероприятия:
«Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Приглашаю всех присесть за столы
Ведущая: Добрый вечер, уважаемые родители. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении со сверстниками и взрослыми было меньше. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3—4 лет.
Тема нашей сегодняшней встречи «Я все смогу» и пройдёт она в кафе. Предлагаю ознакомиться с меню.
Меню.
1. Первое блюдо: «Острая тема» (консультация педагога-психолога «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет».
2. Гарнир: Упражнение «Рисунок счастья»
3. Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций);
4. Напиток: «Тест» («Какой вы родитель?»)
5. Десерт: «Разное»
1.«Острая тема»:
Послушайте стихотворение.
Я негативен и упрям
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Третий год жизни ребенка... Кажется, совсем недавно ваши дети не умели ходить, говорить. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста — еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.
Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали?
Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет — это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс — это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Термин «Кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества, возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы). Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов».
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов» .
Симптомы кризиса 3-х лет.
1. Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняясь ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что он уловил в голосе матери повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
2. Упрямство. Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, он так захотел», т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение». Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!»
3. Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
5. Протест-бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
7. Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.
Таким образом…
Кризис 3 лет – это бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.
Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.
Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.)
Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность в разумных пределах, конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить характер временный, преходящий.
Задачи родителей:
Практические советы психолога.
Что могут сделать родители:
-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»
Следует обратить особое внимание на следующие моменты.
• Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
• Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
• Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
• Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
• Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
• Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
• Терпение не означает вседозволенности, а поддержка — беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
• Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
• Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды.
• Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.
Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением — может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится — но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет — придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.
Период «упрямого» кризиса — серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог ваших будущих отношений с ребенком.
2. Гарнир: «Рисунок счастья»
Упражнение «Рисунок счастья».
Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минут предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его себе представляют, затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок соседа слева, дорисовать его в течение 1,5 минуты и т. д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернутся к хозяевам.
Обсуждение (по Шерингу)
- Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка?
- Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок?
- Кому понравился рисунок в том виде, как он дошел до вас?
- Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?
3. Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций).
Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас выясним.
Мы проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.
Варианты проблемных ситуаций.
4. Напиток: «Тест» («Какой вы родитель?»).
Ведущая: Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье - начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.
2. Посоветуй мне, пожалуйста. - 0б.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а) - 1б.
4. И в кого ты только уродился? - 2б.
5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.
6. Ну на кого ты похож (а? - 2б.
7. Я в твоё время… - 2б.
8. Ты моя опора и помощник (ца) - 1б.
9. Ну что за друзья у тебя! - 2б.
10. О чём ты только думаешь! - 2б.
11. Какая ты у меня умница! - 1б.
12. А как ты считаешь, сынок (доченька? - 1б.
13. У всех дети как дети, а ты? - 0б.
14. Какой ты у меня сообразительный (ая! - 1б.
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.
4. Десерт: «Признание»
0 - 8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9 - 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11 - 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребёнку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13 - 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
5. Разное.
В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности — в нас самих: в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
«Любить ребенка — не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» (А. Гаврилова).
Рефлексия
В заключение этой темы, хотелось бы сказать, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
6. Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
"Я все смогу!" (продолжение)
продолжение программы "Я все смогу!"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-50921-1355052492.jpg)
Как Ох спортсменом стать смог
Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253660-1368268621.jpg)
Психопрофилактическая программа "Я все смогу!"
Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-698568-1539201588.jpg)
Педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста (область "Физическая культура") "Я здоровье сберегу, космонавтом стать смогу"
Министерство образования и науки РСО – АланияГБОУ прогимназия «Интеллект» Педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье сберегу, космонавтом стат...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1469409-1696350135.jpg)
Педагогическое кафе "Я все смогу"
развитие интереса к познанию своего ребёнка, привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений....
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...