Условия для организации детского экспериментирования в ДОУ
статья

Набережных Татьяна Александровна

Условия для организации детского экспериментирования в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_dlya_eksperimentirovaniya_v_dou.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для организации детского экспериментирования в ДОУ

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к предметно-окружающей среде напрямую прописано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)» [3]

Организация экспериментирования в детском саду предполагает выполнение определённых психолого–педагогических условий. К таким условиям необходимо отнести три основные компонента:

  • содержание организации экспериментальной деятельности детей
  • предметно – развивающая среда
  • психологический комфорт.

Рассмотрим подробнее каждое из названных условий. Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержании, оборудовании, которое необходимо для опыта и фиксирования ожидаемого результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания.

Ещё одним важным условием является разнообразная предметно – развивающая среда. Существуют определенные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна являться открытой, незамкнутой системой, то есть периодически развиваться и пополняться. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, необходимо обдуманно и продуктивно прозонировать её.

В условиях ДОУ для детской исследовательской деятельности могут использоваться следующие виды работы [1]:

  • познавательная НОД;
  • совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты);
  • игры-эксперименты и дидактические игры;
  • проблемно-игровые ситуации.
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

Опытно - экспериментальную работу желательно строить по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Особенности детского экспериментирования:

- во время экспериментирования у детей должно сохраняться ощущение внутренней свободы;

- не следует слишком жёстко придерживаться намеченного плана;

- воспитатель должен радоваться открытиям детей, даже ошибочным, одобрять попытки делать выводы самостоятельно;

- дети не могут работать, не разговаривая;

- не стоит слишком увлекаться фиксированием результатов;

- не делать четких границ между обыденной жизнью и экспериментированием;

- нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, совершение ошибок, неумение самостоятельно сформулировать выводы;

- следует учитывать индивидуальные особенности ( кто работает медленнее – не подгонять их);

- следить за строгим соблюдением правил безопасности;

- детское экспериментирование должно быть схоже с игрой;

- нельзя подменять анализ результатов эксперимента анализом поведения детей и их отношения к работе.[2]

В условиях детского сада используются элементарные опыты и эксперименты.

Оборудование экспериментального уголка:

  • Прозрачные и непрозрачные пластмассовые ёмкости.
  • Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
  • Пластиковые пипетки, шприцы без игл.
  • Резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки
  • Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
  • Пластиковые контейнеры.
  • Рулетка, линейка.
  • Весы - разновесы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
  • Фартуки клеёнчатые, щётки, совки.
  • Цветные обработанные кристаллы,  лупы, зеркала, магниты.
  • Лопатки, грабли.
  • Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской работы.

Список использованной литературы:

  1. Захарова, А. С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы) / А.С. Захарова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 954-958. — [Электронный ресурс].URL https://moluch.ru/archive/103/23854/.
  2. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е.И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 104 с.
  3. ФГОС дошкольного образования  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [Электронный ресурс].URL https://fgos.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Организация детского экспериментирования в домашних условиях

консультация для родителей: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»...

Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Данная статья поможет родителям организовать детское экспериментирование в домашних условиях....

Консультация для родителей по теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»               Детское экспериментирование –...

Организация детского экспериментирования в детских условиях

Организация детского экспериментирования в детских условиях...