Консультация для молодых специалистов "Сказкотерапия"
консультация

Карпаева Галина Владимировна

Консультация для молодых специалистов "Сказкотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №4 города Аши

Челябинской области

Консультация для педагогов «Сказкотерапия»

                                                                                             

                                                                                     Воспитатель: Карпаева Г.В.

                                                            2021

                                                            Аша

Консультация для педагогов «Сказкотерапия»

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Людям свойственно обмениваться историями, сказками. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому   сказкотерапия — естественная форма общения и передачи опыта,

органичная система воспитания новых поколений  

 Что же такое сказка? Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора. Что значит сказка для детей? Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Что же тогда такое сказкотерапия и ее функции в воспитании дошкольника? Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс

переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает детям с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку.

 Сказка — богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.

Цели коррекции при помощи сказок:

-Уменьшение эмоционального напряжения.

- Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.

-Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.

Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.

-Помощь в повышении самооценки.

-Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.

-Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

1)ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

2)ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

3) ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать.

Диагностика с помощью сказки выявления той или иной проблемы ребенка:

Основа методики – реакция ребенка. Именно благодаря ей педагог делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации. Для этого требуется соблюсти несколько условий:

- Создать доверительную атмосферу во время сеанса.

- Выказать ребенку искреннюю заинтересованность его проблемами.

-Искренность и открытость самого педагога.

Формы с работы со сказкой :

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь педагог и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

Алгоритм сочинения сказки:

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира,

 вымышленный персонаж).

 2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве...).

 3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (наделяем его характером, темпераментом).

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом.

5. Описываем реакцию героя на случившееся.

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему.

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

 3.Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, ребенок расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Ребенок входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает ребенку создать куклу по мотивам сказки. Это может быть любой герой понравившийся ребенку. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы ребенком и поиск решения через расслабление.

 5. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми Сочинение сказки, практическая методика Сеанс строится по следующему образцу:

1. Педагог вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.

2. Педагог рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.

3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.

4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике педагог обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Виды терапевтических сказок

1.Дидактические сказки

Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках, возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме

2.Художественные сказки

В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.

Издавна художественные сказки ширились и наполнялись, они содержат мудрость веков.

3. Диагностические сказки.

 Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав  себе в герои мышку- норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший  капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

 4. Профилактические сказки.

Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка

5. Лечебно-психологические сказки

Сказки, которые  проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами

6. Медитативные сказки.

Чтобы снять усталость и напряжение  - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться. 

Сказкотерапия считается очень древним и распространенным способом воспитания, обучения и лечения. Этот метод позволяет развить мышление, воображение, память, восприятие устной речи. Произведения улучшают эмоциональное состояние, помогают справиться с психологическими травмами, изменить поведение ребенка к лучшему.

Читайте детям – любите своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Консультация для молодых воспитателей по теме "Сказкотерапия"

Данная консультация по психологии поможет молодым воспитателям понять как сказка влияет на развитие личности ребенка дошкольного возраста...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»

Консультация для молодых педагогов«Советы молодым педагогам»...

Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»

Работа с родителями очень важный момент в работе любого педагога, так как родители и воспитатели - это союзники в развитии и воспитании детей. От того, как сложатся отношения двух сторон, зависит псих...