Статья "Территория дошкольной организации как часть образовательной среды"
статья

Тимофеева Татьяна Александровна

Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметно-пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей. Чтобы обеспечить максимальную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка, считаем необходимым организовать окружающее пространство не только в групповых помещениях, но и в пространстве прилегающей территории дошкольной организации.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dou_46_kansk.docx947.69 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Тимофеева, старший воспитатель,

МБДОУ № 46, г. Канск

        

Территория дошкольной организации как часть образовательной среды

        В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС организация образовательного процесса, его содержание и форма зависят от интересов детей, от образовательной ситуации «здесь и сейчас», от индивидуально-групповой картины развития детей и сформированных инициатив. Изменилась и позиция взрослого по отношению к ребенку. Взрослый выполняет роль партнера, а не учителя, что позволяет ребенку приобрести общие культурные умения во всей их полноте.                                Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметно-пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей. Чтобы обеспечить максимальную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка, считаем необходимым организовать окружающее пространство не только в групповых помещениях, но и в пространстве прилегающей территории дошкольной организации.         

        Организация макросреды, с одной стороны, позволяет расширить социальные границы детей, наладить коммуникативные связи со взрослыми и сверстниками, расширить кругозор детей, обогатить сенсорный опыт и способы взаимодействия с объектами живой и неживой природы. С другой стороны, организованная макросреда позволяет повысить двигательную активность детей, стимулирует проявление самостоятельности. А это в целом играет огромную роль в развитии детской деятельности.                                                                                Территория дошкольной организации – один из важных элементов образовательной среды, неотъемлемая часть всей системы детского развития. Учитывая все это, общими усилиями педагогического коллектива и родителей воспитанников создаются комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе, озеленяются и оформляются групповые участки дизайнерскими элементами, оборудуются тематические площадки для организации различных видов совместной и самостоятельной деятельности. На территории дошкольной организации созданы тематические площадки в соответствии с направлениями детского развития.                                        Мемориал «Мы помним! Мы гордимся!», являясь частью образовательного пространства, направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Каждый год праздник День Победы завершается на улице около мемориала. Традиционными стали такие мероприятия: чтение стихов, зажжение «вечного огня», возложение цветов к подножию мемориала.C:\Users\User\Downloads\2022-09-22_13-48-12.png

        

        «Веревочный городок» и «Детский скалодром», оборудованные на спортивной площадке, обеспечивают реализацию задач физического развития и организации разнообразной двигательной деятельности детей. Прохождение детьми специального маршрута препятствий - эффективный инструмент развития выносливости, координации движения, ловкости, силы.                                                                                 В дошкольной организации большое внимание уделяется познавательному развитию дошкольников, в том числе и обучению их игре в шахматы. Для эффективной реализации данного направления в достаточном количестве имеются наборы шахмат, дидактические игры и пособия, нетрадиционное оборудование.  С целью закрепления имеющихся игровых навыков и организации свободной самостоятельной игры в шахматы на участке оборудована  «Шахматная площадка» и приобретены большие шахматы.C:\Users\User\Downloads\P1050879.JPGE:\конференция\разное\Играем в шахматы.JPG

        Мини-зоопарк «Снегиренок» создан с целью  обобщения и систематизации представлений детей о животных разных стран. Медведь, лиса, обезьяна, зебра и даже бегемот удачно соседствуют в одном дворе.                                                         E:\конференция\зоопарк\IMG_7432.jpgE:\конференция\зоопарк\IMG_7365.JPG

        

        «Когда я вырасту, я хочу стать….»  - вот, пожалуй, с каких слов начинаются детские рассуждения при посещении арт-объекта «Роботландия». Каждый робот несет определенную смысловую нагрузку, например робот с компьютерной клавиатурой – это компьютерный гений. Если ребенок хочет в дальнейшем работать с компьютерами, то он загадывает желание и ставит перед собой такую цель. Есть робот – водитель, робот – ученый, читающий робот, робот-исследователь.C:\Users\User\Downloads\2022-09-22_13-43-29.pngC:\Users\User\Downloads\2022-09-22_13-45-54.pngE:\конференция\Роботы улица\1661172467438.jpg

        E:\конференция\Роботы улица\1661172467415.jpg

        

        Ознакомление дошкольников с родным городом включено в целостный образовательный процесс и является частью основной образовательной программы дошкольного образования. Создание композиции, посвященной городу Канску «Любимый  город!» позволило привлечь детей, родителей и жителей микрорайона к формированию личного отношения детей и взрослых к фактам, событиям, явлениям в жизни города, приобщения детей к социальной действительности. C:\Users\User\Downloads\IMG_7340.JPGE:\конференция\разное\канк.jpg

        В результате оборудованная территория позволяет организовать системную работу с детьми с практическим применением тематических площадок (прогулки, беседы, игровая и самостоятельная детская деятельность) и является основой для организации увлекательной, содержательной жизни, выступает средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...

«Часть образовательной среды – логопедический кабинет ».

    «Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространства, материалами, оборудованием  и инвентарём для развития дошкольников в соответствии с...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»

Консультация для молодых специалистов ДОУ«Музыка как часть образовательной среды в детском саду» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно с...

«Музыка как часть образовательной среды в детском саду»

        Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, опре...

«Музыка как часть образовательной среды в детском саду»

        Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, опре...