Воспитание личности дошкольника сказками А.С.Пушкина.
статья

Воробьева Оксана Юрьевна

В статье раскрывается значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnosti_skazkami_pushkina.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание личности дошкольника

сказками А.С.Пушкина.

   В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда.  Сказки любят и взрослые и дети. Они  написаны простым, понятным для ребенка языком. Поэтому,  читая сказки детям, развивается детское воображение, воспитываются нравственные качества человека: умение сопереживать, понимать собеседника. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” — так писал великий русский писатель А.С. Пушкин неспроста. Сказка ненавязчиво учит слушателя правильному поведению в той или иной ситуации. Без нравоучений и наставлений в голове у ребенка складывается верный выход из положения.

«У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!» - писал С. Маршак.

Сегодня поэзия и проза А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. С произведениями великого поэта дети знакомятся с раннего возраста.

Дошкольники любят интересную сказку, особенно выраженную в поэтической форме красивым литературным языком Александра Пушкина: мысли и чувства, вызванные ими долгое время, не исчезают, они проявляются в действиях, рассказах, играх, последующих детских рисунках. Новые мотивы деятельности, сформированные в общем процессе развития ребенка в результате его воспитания, впервые позволяют реальное понимание произведений искусства, проникновение их идеологического содержания. Восприятие народных сказок-основа знания фантастики. Сказка -один из элементов культуры, а главное ее эстетическая составляющая. Он основан на национальной этической культуре, корнях фольклора и обладает богатым социальным, моральным и педагогическим потенциалом.

 Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

В жизни дошкольников большое место занимает поиск настоящего друга. Они начинают беспокоиться о социальных процессах, проблемах добра и зла. Именно в этом возрасте персонаж начинает развиваться. Поэтому вопросы гордости, чести и достоинства так важны для детей. И воспитателю необходимо воспользоваться этой возможностью и обязательно познакомить детей со сказками А. С. Пушкина и его детскими и юношескими годами.

Таким образом, мы видим, что произведения Александра Пушкина играют большую роль в воспитании чувств. Его также можно назвать источником воспитания чувств, так как он отражает всю реальную жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Но чтобы маленький читатель экспериментировал во всем богатстве эмоционального состояния чужой жизни, ему нужно говорить языком чувств, уметь читать их в сердцах персонажей. В этом случае эмоциональная культура должна органично сливаться с читателем. Ребенку, особенно маленькому, нужно читать вслух, чтобы ребенок эмоционально отвечал на прочитанное. Дети склонны ко всему яркому, необычному, как преувеличение, способны удивлять и удивляться. 

Современные "дети не знают названия чувств"; "Из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость - горе". А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., и у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. "Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, - пишет И.И.Тихомирова,- лучший воспитатель чувств. Сказки Пушкина  это кладезь словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость.

Среди терминов можно найти  целую коллекцию разнообразных глаголов, передающих эмоциональное состояния и их проявления: "вздуриться", "испугаться", "взмолиться", "дивиться", "повиниться", "потешиться", "озлиться", "осердиться" и др. Чувства передаются автором также посредством метафор ("грусть-тоска меня съедает"), восклицаний ("ах, и зарыдали оба"), эпитетов ("с грустной думой на лице", "ласковое слово", "сварливая баба", "злая доля", "изумлёнными глазами", "ободрённою душою"), сравнений ("а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком", "словно горькая вдовица", "выступает будто пава"), обращений ("свет мой, солнышко", "братцы вы мои родные", "ах ты, дитятко девица!"). Каждое из этих слов и сочетаний может стать материалом для беседы с детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств.

Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несет в себе какой-либо нравственный урок. В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

Велика воспитательная роль сказки во все времена. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. Настоящая сказка неизменно заканчивается торжеством правды и добра. В этом ее одно из основных воспитательных значений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сказки В.А. Сухомлинского в воспитании личности дошкольника"

Сказки В.А. Сухомлинского в воспитании личности дошкольникаВопрос воспитания здорового ребенка волновал умы многих ученых, философов, педагогов. Как показывают современные исследования и анализ педаго...

"Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника".

Сказка учит жить в мире и согласии. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культур...

Статья: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справед...

публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.

    Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...

статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.                Образованию отводит...