Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
статья

Годынская Наталья Викторовна
Притча о наставнике
Наставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:
- Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения
цели и это спасло тебя. - Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не
попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?
- Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник. - Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

Аннотация:  статья содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Ключевые слова: наставник; молодой специалист; педагогический опыт.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросли требования к личности педагога и его профессиональным качествам [1, с. 8-9]. Дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) оказывает семейную помощь-образовательные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Профессионализм педагогов необходим для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Молодые педагоги, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, сталкиваются с различными проблемами: наблюдаются трудности в адаптации к новому коллективу, ведении различных документов, организации учебной деятельности, написании планов и конспектов, грамотном применении знаний на практике. Исходя из этого, чтобы обеспечить быстрый профессиональный рост, возникла необходимость найти форму работы с молодыми педагогами. Особенность работы начинающих педагогов заключается в том, что в первый день они полностью выполняют все служебные обязанности и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним стажем работы. Составляется перспективный план  наставника воспитателя – с молодым специалистом. Таблица 1

В первый год работы педагоги, которые не получают поддержки коллег и руководства, чувствуют  неуверенность в себе и разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагогу необходимо оказывать всестороннюю поддержку и содействие. Поэтому такая форма работы, как наставничество, все чаще используется в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель наставничества - помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном развитии. Наставничество начинающему педагогу дает возможность заручиться поддержкой более опытного коллеги, повысить его профессиональные компетенции и позволяет передать педагогу-наставнику – свой педагогический опыт [2, с. 56]. Только от опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.

Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать о психологической совместимости наставника и молодого специалиста. Перед наставником ставятся непростые задачи: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде. К педагогу-наставнику предъявляется много требований:

- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимоуважение, уважительное отношение к мнению доброжелателей);

Наставник - это человек, который заслужил доверие коллектива, способен организовать процесс профессионального развития молодого специалиста, поддержать его стремление к самостоятельной деятельности, имеет желание развивать свои педагогические навыки.

Рекомендуется, чтобы наставник начал свою работу, проведя опрос или собеседование, которое поможет выбрать наиболее подходящие формы работы с молодым педагогом и его содержанием. Наставник, опираясь на данные, полученные в ходе собеседования, и наблюдая за работой педагога, составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.

Используются различные формы работы, например:

 - педагог-наставник предлагает совместно планировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении планирования организованной образовательной деятельности (далее - ООД);

- рекомендует методическую литературу;

- посещает режимные моменты, смотрит на молодого педагога и анализирует их;

- приглашает понаблюдать за его работой;

 -организует открытые демонстрации выполнения режимных моментов, организацию прогулок, ООД и других мероприятий с обсуждением увиденного;

- консультации, собеседования;

- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь в подготовке консультативного материала для родителей;

- помогает в самообразовании, подготовке к педсоветам.

Наставничество - это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительными, терпеливыми, делиться своим опытом,  не забывать замечать положительные стороны в работе молодого специалиста, продвигать педагогические находки. С другой стороны, даже молодые специалисты должны стремиться правильно, выстраивать отношения с наставником.

Система наставничества успешно применяется в нашем ДОУ уже давно. На протяжении многих лет опытные педагоги ДОУ были наставниками для молодых специалистов. Наставники чувствуют большую ответственность за выполнение этой задачи. От этого зависит, прежде всего, будущий профессионализм молодого педагога.

Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо эмоционально поддержать молодого специалиста, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Наставник  знакомит молодого специалиста с детским садом, с ведением документации, в то же время молодой воспитатель может контролировать выполнение режимных процессов, прогулок, и других видов деятельности (игры, работа и т.д.). Демонстрация активности осуществляется таким образом, что воспитатель постепенно вовлекается в работу, набираясь опыта в общении с детьми.

Наставник обращает внимание  на то, что в его работе есть помощники не только в лице старшего воспитателя и наставника, но и его коллега в группе с практическим опытом тоже может быть помощником. Напоминает об отношениях между воспитателем и детьми. Он пытается показать на практике, что педагог всегда относится к своему помощнику с уважением, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа молодого специалиста строится под руководством и в тесной связи с воспитателем.

Когда молодой специалист начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные моменты режима, ООД. Затем вместе с молодым специалистом они анализируют, обсуждают, какие ошибки были допущены, как их устранить.

В дальнейшем молодой специалист изучает не только опыт наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие доклады, привлекают к работе в творческих группах, для подготовки педагогических советов.

По мере того как молодой специалист начинает все больше и больше вовлекаться в работу, положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Здесь важно замечать даже небольшие успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, педагоги стараются быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликтов, продумывании предварительной работы, игровых приемов. Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии. На последнем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекаются и другие специалисты дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог).

Таблица 1

Перспективный план наставника – воспитателя

 с молодым специалистом

п/п

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

Помощь в изучении Парциальной программы

художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества»

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

2.

Организация итоговых мероприятий по теме недели

Мастер-класс

Ежемесячно по теме недели

3.

Планирование. Постановка задач образовательной деятельности, их формулирование с учётом современных требований особенностей детей

консультация

1,2 неделя месяца

4.

Организация питания, культура питания, КГН.

консультация

ежемесячно

5.

Организация работы по воспитанию культуры поведения у детей.

консультация

ежемесячно

6.

РППС

консультация

Ежемесячно по теме недели

7.

Родительское собрание Моделирование педагогических ситуаций

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.

Октябрь

8.

Изучение методики проведения НОД, утреней гимнастики

Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника.

Ноябрь

9.

Проведение утренников

Помощь в проведении

Декабрь

10.

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом

Посещения НОД и режимных моментов молодого педагога.

январь

11.

  взаимодействия с родителями , участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов  для родителей.

Февраль

12.

Самостоятельная организация и руководство сюжетно – ролевыми  играми детей.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста(совместной игровой деятельности).

Март

13.

Использование современных здоровье сберегающих технологий.

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.

Апрель

14.

Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи.

Май

Таким образом,  использование системы наставничества в дошкольном учреждении позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, обеспечить правильный выбор профессии, наладить эффективное сотрудничество с коллегами, доказать, что эта система приносит наставнику не меньшую пользу.

Работа с молодыми специалистами помогает повысить их профессиональную компетентность: воспитатели стараются следовать новейшим методическим материалам, участвуют в педагогических конкурсах, конференциях, используют передовые технологии в своей работе. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новый взгляд на развитие и воспитание детей.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...

Наставничество в Дошкольном образовательном учреждении.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. М...

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...

«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...

Консультация: «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении».

laquo;Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко....

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....