Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панина Юлия Валерьевна

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_master-klassa.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

У п р а в л е н и е   о б р а з о в а н и я

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 57»

141507  Московская область, Солнечногорский район,  г. Солнечногорск-7  ул. Подмосковная ,

 тел./факс 8(4962)63-61-39

Лицензия: регистрационный № 76205  от 19.08.2016 г. серия 50 Л 01 №0008085

  ИНН 5044061056 КПП 504401001

e-mail: mdoy57@yandex.ru

Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

                                                                          Подготовила

                                                                          Панина Ю.В.

Солнечногорск – 7

2021 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Для достижения этой цели необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Около 50 лет назад отечественный ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал  очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др.

К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.

В основе ТРИЗ-технологии лежат:

  1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ)
  2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления)
  3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Цель

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

  • ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.  
  • “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
  • Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

       2.МЕТОДИКА ПОЛЕЙ

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям  заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата.

Например: Сказка «Три поросенка»

1.Химическое поле:

«Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..»

2.Механическое поле:

«Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….»

3.Аккустическое поле:

«Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..»

3.МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. (Сказки кота Потряскина)

4.МЕТОД СИНЕКТИКИ

Усовершенствованный  и упорядоченный «мозговой штурм» - фантастическая аналогия, эмпатия. (в презентации)

Цель:  учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.

Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).

  1. МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

«Хорошо-плохо»

Дидактические игры для дошкольников:

 l «На что похоже».

  1. «Дорисуй».
  2.  «Наоборот». Я – антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, А зовут меня… /зима/

Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ

  1. МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия.

Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить.

Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.  

  1. МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Методика проведения:

В младших группах простые вопросы:

-Как называется? Как играть? Какого цвета?

В старших группах вопросы сложнее.

Какие особенности? Чем можно заменить?

Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например: «Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…»  (соленый огурец).

(хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.)

  • Результат:

Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…

Развивает мышление, воображение,  познавательную активность…..

На основе накопленного опыта стоится

8.Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан …. (будет спрятано печенье)

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает взрослый.

Зрение: Какой он формы?

Какого он цвета? 

Какого он размера? (по сравнению с …–  маленький (-ая, -ое), по сравнению с вишней –…)

Сколько у него частей?

Осязание: Какой он на ощупь?

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (корица, ванилин, шоколад)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (сладкий вкус)

Это….. Правильный ответ.

9.Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

 Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей,  ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

 Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

 Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

 Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

 Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

10.Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».

Тема: «Игрушки»

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок (смотри фотографию).

Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Что он делает? (скачет, прыгает)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.  Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет.  Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы взрослый предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

 Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Начинать работу рекомендую со сказки «Новейшие приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких», сказки кота Потряскина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, тех...

Педагогическое консультирование в рамках семинара - практикума "Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО"

Что такое ТРИЗ. Основные этапы методики ТРИЗ. ПРописаны функции ТРИЗ. Описаны правила, которыми нужно придерживаться, для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фольклорных объекто...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте с ФГОС

ТРИЗ для детей  дошкольного возраста –это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мы...

Консультация «Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС до»

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческ...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышлени...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышлени...

Консультация для воспитателей.Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

Выступление на педчасе  с темой : Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО.ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективно...