Методическая разработка " Что за чудо расписное"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аннотация к  комплексному занятию по рисованию " Что за чудо расписное" Горлова Надежда Александровна . Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать память , воображение, устную речь, словарный запс, воспитывать эстетическое отношение к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.komp_.zan_.chudo_raspisnoe.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад

комбинированного вида№8 села Успенского муниципального образования Успенский район

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Что за чудо расписное!»

                                                                     Подготовила воспитатель:  

                                                                     Горлова Н.А.

                                                    2023год

Цели: приобщать детей к истокам русской народной культуры; развивать память, воображение, устную речь, словарный запас ; упражнять детей в адекватном применении произведений устного народного творчества на практике; воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Оборудование: слайды с изображением дымковских игрушек, дымковские игрушки из соленого теста.

Предварительная работа: лепка из соленого теста дымковских барышень; рассматривание дымковских игрушек.

Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим о Дымковской игрушке.

Посмотрите внимательно на эти картинки, здесь изображены дымковские игрушки. Как вы думаете, почему их называют дымковскими? Хотите я вам расскажу.

Дымковский промысел родился в древнем русском городе Вятке. Затем мастера игрушечники переселились в отдельную слободу возле реки Дымково. Отсюда и название дымковская игрушка. Послушайте стихотворение.

Пестрый хоровод.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Я слеплю лошадку, я её поглажу

И седельце с бахромой на спине приглажу.

Слепим, высушим и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.

А в печи - не калачи, а в печи - не куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи – игрушки!

Не кастрюли, чугуны, а лошадок табуны.

За лошадками, козёл, из печи и прыг на стол.

Вылезай скорей медведь! В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают, уточек-свистулек стаи,

А за ними в свой черёд кукол пестрый хоровод.

Распишу я уточку разными цветами,

Свищет моя уточка разными ладами.

Из какого материала делают дымковскую игрушку?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Правильно дети.

А какие игрушки делали дымковские мастера?

Дети: Индюки, барышню, козлика, коней.

Воспитатель: А знаете ли вы, почему дымковские мастера лепили фигурки животных, людей? Я вам расскажу.

В древние времена люди верили во множество богов.

В бога солнца, которого называли – Ярило, в богиню домашнего очага – Роженицу.

Их образы люди лепили из глины, а рядом ставили фигурки того, что хотели попросить у них, у богов.

Они ставили перед своими богами фигурки домашнего скота, младенцев.

Образы богов нашли отражение и в росписи игрушек.

Скажите ребята, какое настроение передают эти игрушки?

Дети: Хорошее, весёлое, радостное.

Воспитатель: Подумайте, почему дымковские игрушки передают нам радостное настроение?

Дети: Потому, что они яркие, красивые, пёстрые.

Воспитатель: И правда, здесь можно увидеть, и коня с эмблемой солнца на груди, и яркий без хитростный узор юбки у барышни, и неимоверно пестрый хвост индюка, расписанный разноцветными кружочками и точками. А теперь ребята отгадайте загадки.

Кофточки цветные юбки расписные,

Шляпы трёхэтажные статные и важные.

Дымковские барышни.

Хвост узорами сапоги со шпорами,

Очень рано встаю детям спать не даю.

Петушок.

Вот и он нарядный, весь такой он складный.

У большого, вот так диво, все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок и высокий гребешок,

Красной горкою горя как корона у царя.

Индюк.

После загадок, народная игра “ жмурки с колокольчиком”.

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать понравившуюся игрушку. Это для закрепления пройденного материала.

Итог выставка лучших рисунков. “ Что за чудо расписное!

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пёстрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье!

Всем на удивление!

Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.

Дети: Это дымковская кукла!

Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?

Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.

Вос-ль. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?

Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у  них радостное, веселое.

Воспитатель: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.

А вот кого еще делали дымковские мастера,  мы с вами сейчас  скажем, если заглянем вот в этот конверт (3 конверта: открываю  конверт, показываю разрезные картинки).

Ой, ребята, что здесь?

Дети: Разрезные картинки.

Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.

Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось, рассказывают стихотворения.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?

   

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.


Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

(проходят на стульчики)

Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет....)

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с презентацией по изобразительному искусству "Лес точно терем расписной"

Методическая разработка с презентацией по изобразительному искусству "Лес точно терем расписной"Для того, чтобы у нас подольше сохранились воспоминания о красоте осени, воспитатель предлагает детям за...

Методическая разработка по математике "Чудо-дерево"

Программное содержание:                   1. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.2. Продолжать учить ра...

Методическая разработка детского проекта "Чудо семечко"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности. На...

методическая разработка дидактическая игра "чудо яички"

Дидактическая игра «Чудесные яички»Подготовила: воспитатель ГБДОУ №17 Василеостровского районаЛяцкая Наталья Николаевна   Игра может быть использована в работе с...

Методическая разработка «По страницам "Чудо-книжки» (Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»

Цель: уточнить правильное произнесение звука С в словах.Задачи:- автоматизировать звук С;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...

Методическая разработка на тему "Чудо - дерево "для раннего возраста детей ( 2 - 3 лет )

Образовательная область:социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,речевое развитие,художественно-эстетическое развитии.Задачи:Формирование элементарных математических представлений...

Методическая разработка по математике "Чудо-дерево"

Формировать представление детей о свойствах предметов: цвет, форма, величина...