Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия с семьёй в ДОУ».
консультация

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 89 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

          

 

       Консультация для педагогов

«Эффективные формы взаимодействия с семьёй в ДОУ».

                                                                              

 

 

 

 

                                                                                      Составила: воспитатель              

                                                                                      I квалификационной   

                                                                                      категории Кремнева О.А.

 

 

 

 

 

 

 

                                    г. Ярославль,  2023г.

               «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше   

                   всего люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.»

                                                                                                     А.С. Макаренко

   Семья – это особенное сообщество людей, возглавляемое родителями, которые любят, заботятся и обеспечивают своих детей. Семья играет важную роль в обществе. Она является основой нашего счастья и благополучия.

   Порой бывает нелегко объяснить родителям, что именно они являются первым педагогом! Ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами, родители закладывают основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка еще в раннем возрасте.  Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям,. 

   Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

   Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами.

   Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

   Результатом плодотворной, планомерной,  целенаправленной работы должно являться понимание. Понимание – это способность понимать и уважать другие точки зрения внутри семьи. Оно позволяет строить благоприятные отношения и решать конфликты. Понимание можно достигнуть только с помощью общения. Общение – это способ, которым люди общаются между собой. Оно очень важно в отношениях между членами семьи. Хорошее общение помогает лучше понимать друг друга и решать проблемы.

   Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

   Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

   Основные задачи работы с родителями:

-  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

 объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 

   При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада семье (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
  • изучение семей воспитанников (учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.)

   В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

 

 

 

 

   Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводит целенаправленную и планомерную работу с родителями. Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации и другие формы взаимодействия.

   Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьёй, при единстве и сплочённости наших усилий. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения, социальных партнёров и всех членов семей воспитанников.

   Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого их них свои функции, свои методы воспитания…Но! Им, конечно, надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка!

 

                Научить человека быть счастливым нельзя,

       но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург.Детство-Пресс,2012г.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. Творческий центр, 2012 г.
  3. Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. ЛИНКА-ПРЕСС 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада

Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...

Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"

В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....

Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями».

Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями»...

Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия с семьёй"

Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...

Консультация "Современные формы взаимодействия с семьёй."

Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...

Направления и формы взаимодействия с семьёй ребёнка с ЗПР. Консультация

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР в ДОУ очень важна, однако сами по себе занятия не могут гарантировать коррекционного эффекта в развитии ребёнка или позитивных изменений в обучении и вос...

Консультация для воспитателей "Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО"

Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО. ...