«Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
тест

Методика служит для диагностики развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец). Может проводиться как индивидуально, так и в группе. Как правило, графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon graficheskiy_diktant_d.b.elkonina.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №5

Методика «Графический диктант»

Д.Б. Эльконина[1]

Методика служит для диагностики развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец). Может проводиться как индивидуально, так и в группе. Как правило, графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы.

На тетрадном листе (каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставится одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Ход выполнения задания

        Педагог предварительно объясняет: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Нужно постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, затем – на три направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)»

        После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

 На самостоятельную работу дается 1,5-2 минуты. Общее время проведения методики составляет около 15 минут. Детей предупреждают, что не обязательно занимать всю ширину страницы. Во время работы преподаватель наблюдает за ними и исправляет ошибки, допущенные испытуемыми. Диктовать следует медленно, соблюдать длительные паузы, чтобы они успевали закончить предыдущую линию.

        Последующий текст таков. Начинаем рисовать второй узор. Психолог обращается к учащимся со словами: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

 Далее рисуем третий узор. Педагог обращается    

к школьникам со словами: «Внимание! Три клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Теперь продолжайте рисовать этот узор»

 Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к ученикам «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна вверх. Одна клетка налево (слова «налево» выделяется голосом). Две вверх. Три клетки направо. Две вниз. Одна клетка налево (слова «налево» выделяется голосом). Одна вниз. Три клетки направо. Одна вверх. Одна налево. Две вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Анализ результатов

Анализируются результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать:

а) действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Оценивается умение ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаться на посторонние раздражители;

б) степень самостоятельности учащегося в учебной работе. В обоих случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

  1. Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.
  2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.
  3. Уровень ниже среднего. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.


[1] “Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей.”Редакция Райгородский Д.Я. Издательство Бахрах-М 2008 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая методика "Графический диктант"

Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....

графические диктанты

графические диктанты по математике для старшего дошкльного возраста...

графические диктанты

Графические диктантыНе отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившись, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить такие же фигуры в зерк...

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук, ориентации в пространстве...

Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по ука...

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

Направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взро...