Технологии организации режиссерских игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)
статья

Камышова Валентина Валерьевна

Технологии организации режиссерских игр детей (из опыта работы воспитателя

старшей группы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamyshova_valentina_valerevna_issn.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Камышова Валентина Валерьевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 Кировского района

Санкт-Петербурга

Технологии организации режиссерских игр детей (из опыта работы воспитателя

старшей группы)

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов.

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова).

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим каждый из них.

Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.

В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

1. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

Этапы педагогической технологии.

1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.

2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.

3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Организация игр режиссерского типа на основе готового сюжета.

Презентация готовых игровых сюжетов: фрагменты литературных произведений, письма с описание сюжета; организация игр по готовым сюжетам.

Перевод готовых сюжетов (литературные произ-ведения, мультфильмы) в сюжет игры режиссерского типа.

Совместный пересказ готовых сюжетов (хорошо знакомых детям), выделение в сюжете событий для игры и их фиксирование при помощи записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений, запись рассказов на аудиодиск.

Организация режиссерских игр на основе составленных сюжетов.

Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

Придумывание части игрового сюжета на основе частично заданного готового содержания.

Презентация частично готовых игровых сюжетов: получение письма с описанием сюжета, где часть текста отсутствует; модели сюжета игры с пропущенными карточками; ленты мультфильма (картинки) с пропущенными кадрами. Восстановление отсутствующего содержания.

Организация игр режиссерского типа на основе частично готового сюжета, придумывание и согласование недостающих фрагментов готового сюжета.

Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

Придумывание игровых сюжетов по аналогии с известными сюжетами литературных произведений или мультфильмов

Создание рассказов-аналогий, придумывание продолжения и завершения к началу сюжета. Фиксирование продукта сочинения: письмо лента мультфильмов; моделирование.

Организация игр режиссерского типа на основе созданных сюжетов.

Наблюдение за самостоятельными играми детей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

2. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателям деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.

Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.

Этапы педагогической технологии.

1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).

3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки

Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.

Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки.

Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала или совместная деятельность воспитателя и детей по созданию полифункционального игрового материала.

Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе полифункцио-нального игрового материала

Совместная игра воспитателя с детьми. Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета.

Развитие воображения на основе полифункци-онального игрового материала.

Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание. «Мозговой штурм» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма».

Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части поли-функционального игрового материала.

Внесение 2 части полифункционального игрового материала. Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр.

Организация игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов.

Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей.

Создание 3 части полифункционального игрового материала.

Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед и рассматривания иллюстраций. Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части игрового материала.

Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

Методика руководства режиссерскими играми Кириллова И.А.

Автор следующей методики выделяет следующие основные составляющие

развития режиссерских игр у старших дошкольников:

1. Чтение художественной литературы.

2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.).

4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).

И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.

Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.

Автор выделяет следующие типы макетов:

#1084;акет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.

Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.

Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме:

1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.

2. Придумывание оправдательных сюжетов.

Материал: набор одномасштабных игрушек.

Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.

Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка.

3. Придумывание сказки и показ.

Материал: набор мелких игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)...

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)...

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя). Сов...