Для вас, воспитатели.
консультация

Копылова Мария Анатольевна

Консультации в помощь воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка как средство адаптации детей к условиям в ДОУ

Консультация для воспитателей

Проблема адаптации детей 3-4-го года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым, людям зависит его физическое и психическое развитие. Адаптация помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также отвечает за дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.                                                        

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.                                                                                         Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Важным элементом успешной адаптации является тесное сотрудничество с семьёй ребенка.                                                        Главная цель адаптации – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. Основной задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей.        

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Связано это со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. По различным причинам мамам приходится выходить на работу, следовательно, ребенка младшего дошкольного возраста отдают в ДОУ.

Изучением адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации занимались как, отечественные так и зарубежные педагоги и психологи. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие.

Рассмотрим основные теоретические понятия.

         Адаптация - перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Под адаптацией подразумевается процесс приспособления (преодоление трудностей, формирование определённых свойств личности) и его результат. Это происходит на биологическом и социальном уровне.

Психическая адаптация — перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социальная адаптация — активное приспособление человека к изменившейся среде, в ходе которого формируются новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.

Выделяют три стиля, с помощью которых ребёнок может адаптироваться к среде:                

а) творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;                                        

в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.                

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.        

Существует три фазы адаптационного процесса.                                

1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2.  Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3.  Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:                                                                

  • Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.                                

Не рекомендуется отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации.

По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:        

1 группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость.                

2 группа - это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.                                                

3 группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.        

Главная задача педагога – помочь детям преодолеть стресс поступления и удачно адаптироваться в детском саду.

Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста

В последнее время происходит повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет. Оптимальным для поступления в детское дошкольное учреждение является возраст трёх лет.

     Эмоциональное развитие ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.

Взаимоотношения, которые ребенок устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.         Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое, взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.                                                                        

В младшем дошкольном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.                                                                                                 Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребѐнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы.

Признаки или симптомы кризиса трех лет:  своеволие , протест, бунт,  обесценивание, ревность, негативизм, упрямство, строптивость. Ребенок поступает вопреки не только взрослым, но порой даже своему собственному желанию. Ребенок в этот период может отказывается выполнять просьбы только потому, что его об этом попросили. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям.        Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.                                         

Речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления  малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.                                                                                         

К трем годам у ребенка начинает появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими.                                                                         

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.         Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 3–4-х летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.                                                                 

Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий, и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.                                                          

В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.                                

 У нормально развивающегося 3-летнего ребенка есть все возможности овладения навыками самообслуживания, которые основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.                                                                 Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию.                 Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами, способен верно выбрать формы предметов по образцу. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (он успешно выбирает больший или меньший.                                                 

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты, групповой комнаты в детском саду и т. п. На основании опыта у них складываются пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения.                                  

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Ребенок знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением.                         Внимание детей непроизвольно. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.                                        Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер, от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.                                                        

В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям.                                                                        

Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения.                                         

На 3 году у детей постепенно формируется умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками.          В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности.                        

Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения.                                                         

Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.         Мальчики в большей степени привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.        В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам.                                                                        

 Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда, увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе.                                                                                                

Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.         Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов.                                         Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации практической деятельности. Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко- низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ, заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме. Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).                                                                         

Целостная предметная деятельность, которая должна сложиться у ребенка третьего года жизни, включает в себя 3 компонента:

  1. Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике;
  2. Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логике представленной цели и могут привести к получению нужного результата.
  3. Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли он поставленной цели.

В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает теми умениями, которое существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.        

                                                

Музыка как средство адаптации детей к условиям ДОУ.

Проблема адаптации детей к условиям ДОУ остается особо актуальной т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.

Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и

момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Музыка – искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка – искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счёт специальных средств выразительности: лада, метроритма, мелодии, гармонии, формы.

Известно с древнейших времен, что музыка оказывает на человека огромное влияние. В работах В. М. Бехтерева и других ученых появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение.

С помощью музыкального ритма, считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители.

Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре.

Музыкальная деятельность играет огромную роль в жизни каждого ребенка и значительно облегчает адаптацию детей в детском саду.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и  вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях.

 Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Чтобы помочь   детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, можно использовать  музыку во всех видах детской деятельности: во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках, перед сном, после пробуждения и т.д.

Наблюдения показывают, что маленькие дети слушают и с удовольствием поют много раз одни и те же полюбившиеся им произведения («Вышла курочка гулять», «Собачка Жучка», «Пирожки», «Где же где же наши ручки?...», «Маленький ежик»). У них складываются свои впечатления, эмоции, поэтому они любят их постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию. Эти произведения используются во время утренней зарядки,  между режимными моментами, дети реагируют очень эмоционально положительно, радуются, хлопают в ладоши, просят повторить. Одно произведение должно исполняться не более трех раз, чтобы предотвратить снижение внимания и интереса детей.                                

Использование «фоновой» музыки  также благоприятно для создания «зоны комфорта» у детей. В промежутках между режимными моментами можно использовать: «Звуки природы», «Пение птиц».

 Прием детей можно проводить под фоновую классическую музыку Эдварда Грига («Пер Гюнт», «Утро», «В пещере горного короля», «Сольвеиг»), А.К.Лядова («Волшебное озеро», «Сказочный мир», «Баба-Яга», «Музыкальная табакерка»).

В воспитательной работе можно использовать детские песни, произведения С. И Е. Железновых и отрывки из классических произведений известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.), объединение музыкальных элементов с логоритмическими  и дыхательными упражнениями, игры под музыку, направленные на концентрацию внимания, расслабление, обучение ориентации в пространстве.

Колыбельные песни, используемые перед отходом ко сну, помогут снизить тревожность, возбуждение, действуют успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Дети успокаиваются  и быстрее засыпают.                

         В процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ очень важны музыкальные занятия. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности: слушание-восприятие музыки; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; музыкально-дидактические игры, способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

         Всем известно, что игра всегда стоит на первом месте и поэтому использование музыки педагогом полностью строиться на игровых моментах, что позволяет отвлечь ребенка от воспоминаний о близких. Образные игры вводят ребенка в сказочный мир, детки превращаются в зайчиков, мишек, лисичек и птичек. Участвуя в музыкально-игровой деятельности, ребенок, непринужденно, приобретает навыки пения и танца. Детки еще плохо говорят, но с каким удивительным выражением они изображают то, о чем поет педагог, а иногда и с удовольствием подпевают вместе с ним. И здесь, безусловно, незаменимым качеством педагога является артистизм и исполнительское мастерство.

Игра на шумовых инструментах привлекает внимание детей, и позволяет организовать слуховое восприятие малышей, а так же дисциплинирует их. Что полезно в период адаптации.
Важным составляющим является танец, который помогает малышам раскрепоститься и снять зажатость, довериться педагогу. Ведь именно в танце ребенок имеет возможность для самовыражения, что так необходимо в данный период.  Но для начала необходимо познакомиться с несколькими простыми и понятными деткам танцевальными движениями. Веселые притопы, звонкие хлопки, фонарики, кружение и т.д.

В процессе адаптации можно широко применять народный фольклор. Музыкальный фольклор – универсальный и один из самых совершенных инструментов общения между детьми, между взрослым и ребенком. Именно напевы колыбельных, пестушек,  потешек закладывают в память ребенка его первые музыкальные впечатления, развивают звуковые навыки. Естественно, что многие из таких песен запоминаются детьми и в будущем входят в их репертуар.

Детские песенки, прибаутки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают быструю адаптацию детей к условиям ДОУ.

Заключение

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ.        

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами.        Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов,  и т. п. Поэтому необходимо использовать         музыкальную деятельность, для создания комфортной обстановки в группе, способствующей снижению стресса у детей в период адаптации к детскому саду.         

Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся навыков;
  • активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

        Через приобщение ребёнка к разным видам музыкальной деятельности, формирование у него внимания и интереса к музыке и через развитие музыкальных способностей малыша наиболее благоприятно и комфортно происходит его социально-личностное развитие.                 

Музыкальная деятельность оказывает сильное положительное влияние на ребёнка,  предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, общения ребёнка со сверстниками, создаёт основу для эмоционального контакта между ними, поэтому является эффективным средством адаптации ребенка к условиям ДОУ.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Организация детского музыкального оркестра

 в детском саду»

C:\Users\Максим\Desktop\vep3.jpg

Организация детского музыкального оркестра в детском саду.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Детское музицирование:

  • расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника;
  •  повышает интерес к музыкальным занятиям;
  • способствует развитию музыкальной памяти, внимания;
  • помогает преодолению излишней застенчивости, скованности;
  • расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческиеи музыкальные способности. 

Детские музыкальные инструменты, используемые в работе с детьми.

Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно группируются по видам.
     
Неозвученные музыкальные игрушки и инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой.
     
Озвученные музыкальные игрушки и инструменты. 
 1.  Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки, маракасы, румба, кастаньеты, деревянные ложки).
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.

 3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, шарманки). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
 4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, баяны, гармоники, колокольчики,  балалайки, гусли и др.)

        Существует определённая классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.
        
Струнные  - домбры, балалайки. Звук на них извлекается при касании струн пальцами или медиатором.

        Духовые – флейты, дудочки, саксофоны. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента.

        Клавишно-язычковые – баяны, аккордеоны. Звук появляется, когда нажимают клавишу.

        Ударно-клавишные – игрушечные рояли и пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

        Ударные - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

В своей работе при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах опираюсь на программные задачи и требования музыкального воспитания. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляю  через разные формы работы: фронтальные и подгрупповые занятия; музыкально-дидактические игры; индивидуальная работа с детьми.  Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараемся проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Обучение детей игре в оркестре проходит в несколько этапов.

1 этап. Знакомство с инструментами. На этом этапе учу детей узнавать и различать звучание ударно-шумовых инструментов: барабана, деревянных ложек, маракасов, бубна и др.

2 этап. Обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд: металлофон, детское пианино, аккордеон. После того, как дети  запомнят, что звуки бывают низкими и высокими, короткими и долгими, громкими и тихими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Большое внимание на этом этапе уделяется ритму. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментов.

3 этап. Выбор произведения для оркестра. Дети слушают музыкальное произведение в исполнении воспитателей или аудиозаписи. Все партии с детьми разучиваются индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов в оркестр.

Итог наших занятий – выступление оркестра на детских праздниках и развлечениях.

        Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами.

        Знакомство с музыкальными инструментами начинается с первой младшей группы. Дети должны научиться различать звуки по высоте, знать и различать звучание бубна, колокольчика и погремушки.

        Во второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, знакомятся с новыми – барабаном и металлофоном.

        В средней группе дети учатся  приёмам звукоизвлечения на металлофоне, знакомятся со звучанием треугольника.

        В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставятся новые, более сложные задачи: научить исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Если в средней группе во время игры на металлофоне от детей требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию, то в старшей группе перед ними ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, своевременно вступать и заканчивать игру.

        Подготовительная к школе группа. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, колокольчики, треугольники, бубны, барабан, коробочки ит.д. В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

        К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объёмом знаний и умений.

        Дети должны знать:

  • названия инструментов;
  • правила пользования инструментами и хранение;
  • приёмы игры на них;
  • расположение высоких и низких звуков на различных инструментах.

Дети должны научиться:

  • владеть простейшими приёмами игры на разных инструментах;
  • играть в ансамбле;
  • играть индивидуально простейшие попевки;
  • импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведений классиков, современных композиторов и народной музыки

Роль воспитателя в обучении дошкольников игре

на детских музыкальных инструментах

    Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

                   Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя по музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с малышами, играет на погремушках, бубне, дудочке, выполняет ритмические упражнения. Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться.

        Воспитатели средней группы помогают освоить навыки игры на металлофоне,  треугольнике и др. (правильное звукоизвлечение).

       В подготовительной группе особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

       На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в группе в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить и на каком инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Педагог, зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении других детей.

Таким образом, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль, и умение исправлять неточности в своём исполнен.

Безусловно, далеко не все наши воспитанники станут профессиональными музыкантами, но мы твёрдо знаем, что они ещё долго, а может всю жизнь с большим удовольствием будут вспоминать об оркестре в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...