Картотека бесед по формированию ЗОЖ
методическая разработка

Паршутина Юлия Римовна

Картотека бесед по формированию ЗОЖ .

 

Беседа No1: «Правила личной гигиены.»

Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля. Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения                                        К. Чуковского «Мойдодыр»:

 -Я – великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.-

-Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули?

-Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.

1.Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, да волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и у мышей.(Расческа)

2.Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.(Душ)

3.Ускользает, как живое, 

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.(Мыло)

Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_po_formirovaniyu_zozh.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека бесед по формированию ЗОЖ .

 

Беседа No1: «Правила личной гигиены.»

Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля. Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения                                        К. Чуковского «Мойдодыр»:

 -Я – великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.-

-Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули?

-Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.

1.Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, да волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и у мышей.(Расческа)

2.Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.(Душ)

3.Ускользает, как живое, 

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.(Мыло)

Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.  

 

Беседа No2: «Таблетки растут на грядке.»

Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.

Ход беседы:

 Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами. Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно. Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими. Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес.

Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год. Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» - узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.

 

Беседа No3: «Полезная и вредная пища.»

Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

Ход беседы. Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе.

- Сначала нужно решить, что мы будем готовить.

-Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.)

- Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить.

-А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)

- Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед.

-Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине. Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить.

В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется. Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.

 

Беседа No4: «Знакомимся со своим организмом.»

Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

Ход беседы:

- Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать одним словом? (Люди.)

-А одного из нас? (Человек.)

-Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые.

-Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга.

Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и мальчиков.

Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах.

Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения человека.

- Мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас, благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган в организме самый главный? (Сердце.)

- Правильно, его еще называют мотором организма.

Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети понимают, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.

 -Благодаря каким органам мы дышим? (Легким.)Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие.

- Какие органы вы еще знаете?

Дети рассказывают о желудке, кишечнике, мозге и других органах, находят их на плакате. Воспитатель уточняет и расширяет знания.

 : - Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему это знание?

Дети рассказывают, педагог дополняет и уточняет. Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.

- А как мы с вами можем заботиться о своем здоровье?

Дети рассказывают. Далее обсуждаются ситуации, неблагоприятные для здоровья, - долгое сидение у телевизора или компьютера, малая подвижность и т.п. педагог поясняет детям: если с детства они будут заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и смогут заниматься любимым делом.

 

Беседа No5: «Здоровье – главная ценность человеческой жизни.»

Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.

Ход беседы:

- Как люди приветствуют друг друга при встрече? Давайте поговорим о слове «здравствуйте». Что оно означает? Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку. Опишите здорового человека. Какой он?(Ответы детей.)

-Когда мы здоровы, нам хочется читать, учиться, играть; у нас доброе приветливое настроение, нам просто хорошо.

-Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек. -Вспомните, что чувствовали вы, когда болели.(Ответы детей.)Когда человек болен, ему ничего не хочется делать; у него плохое настроение; иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет?(Ответы детей.)

-Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши близкие или врач.(Ответы детей.)

-Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей. Всегда ли люди сами виноваты в том, что заболели?(Ответы детей.)Конечно, часто мы заболеваем из-за того, что не следим за своим здоровьем. Но это происходит не всегда. Ведь у человека, независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие органы. Впрочем, наиболее частых – простудных заболеваний мы с вами можем избежать. Что нужно делать для этого? Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель побуждает детей задуматься о правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с простудившимися, занятиях физкультурой, режиме дня. Все вместе рассматривают соответствующие иллюстрации.

- Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату, сестре?(Ответы детей.)

-Конечно, вы можете принести что-то по просьбе взрослого, выполнить посильную помощь, почитать книжку младшему брату или сестренке. А самое главное– вы можете помочь создать тишину и покой дома – не шуметь, не требовать к себе лишнего внимания, не капризничать.

 

Беседа No6: «Как организм человека перерабатывает пищу.»

Цель: Познакомить с пищеварительным трактом; воспитывать осознанное отношение к потреблению пищи; закрепить представление о здоровой пище; учить сервировать стол.

Ход беседы.

- Что значит – человек сыт, голоден? Когда человек бывает сыт? Сколько раз в день человеку нужно есть? Как называются регулярные приемы пищи? (Ответы детей.)

-Давайте посмотрим на картинку и поймем, как идет пища внутри организма. Сначала пища попадает в рот, смачивается слюной и идет по пищеводу в желудок. (Дети находят месторасположение желудка в своем организме.) В желудке есть специальная жидкость (желудочный сок), которая пропитывает пищу и растворяет даже твердые ее кусочки. Но когда в желудок попадает хорошо переваренная пища, ему легче с ней справиться.

Переварившись в желудке, пища переходит в кишечник – тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Длина кишечника – приблизительно 7-9 метров. (Показывает детям веревку соответствующей длины.)

-В теле человека кишечник свернут. Переваренная пища идет по кишечнику, и в это время ее полезные вещества забирают себе разные органы. А все, что организму не нужно, мы отбрасываем в туалет.

-На столе разложены карточки с изображением продуктов. Детям предлагается разложить карточки на три группы:1.продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, крупа и т.д.);2.продукты, без которых человек может обойтись (конфеты, вафли, торты, печенье и т.д.);3.продукты, вредные для здоровья (чипсы, гамбургеры, кока-кола и т.д.).

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации-инструкции по сервировке стола. Дети рассказывают о том, как сервируют стол дома и в детском саду. Правильно сервируют стол для куклы, которая принимает гостей.

 

Беседа No7: «Мои помощники.»

Цели: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относиться

к жизненно важным органам.

Ход беседы:

-Можем ли мы по изображению понять, чем занимается человек? Как мы это можем понять?(Ответы детей.)Да, действительно, по положению рук и ног человека, изображенного на рисунке, по его позе мы можем догадаться, что он делает. Мы уже знаем, зачем человеку нужны руки и ноги; почему мы называем руки и ноги своими помощниками. При помощи ног мы ходим, бегаем, приседаем; руки помогают нам выполнять необходимые для жизни действия. Какие?(Дети перечисляют, что они делают с помощью рук – держат ложку, причесываются, одеваются, рисуют ит.д.)Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная?(Ответы детей.)Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают ноги (руки) детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение.

-Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились разными, но все

же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы называем эти органы органами чувств. А почему им дано такое название?(Ответы детей.)Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет; ушами слышим, т.е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем.(Проводится беседа о значимости органов чувств, о необходимости бережного отношения к ним.)

 

 

Беседа No8: «Мой замечательный нос»                                                                   Цели: Рассказать детям о том, зачем человеку нос, каково его назначение. Объяснить, почему нужно заботиться о чистоте воздуха в помещении. Создать у детей представления о здоровом образе жизни.                                               Ход беседы:                                                                                                                 -Сегодня мы с вами поговорим о значении органов чувств. Отгадайте, о чем пойдет речь. Между двух светил посреди один. Вот гора, а горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит – То заходит, то выходит. ( Нос.) -Зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними: то с горки упадешь, да его разобьешь; то он чихает, даже платок для него придумали специальный – носовой. А дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы, и дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте. Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосиками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркале. Волосики исполняют роль охранников – они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Кроме того, пройдя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает теплым и очищенным. Нос первым вступает в бой с микробами. Когда человек простужается, в носу у него начинает вырабатываться много слизи, которая пытается задержать нашествие микробов и не дать им проникнуть в горло и легкие. Если слизи с налипшими к ней микробами становится слишком много, мы чихаем. И нос очищается. Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, чтобы своими микробами не заразить тех, кто находится рядом. Вспомните, что надо делать, если у вас начинается насморк? Во-первых, нужно теплее одеться. Главное, чтобы в тепле были ноги. Вечером дома возьмите тазик с горячей водой, добавьте сухой горчицы, опустите в него ноги и немного погрейте. Затем насухо вытирайте и поскорее наденьте теплые шерстяные носки. Во-вторых, нужно выпить что-нибудь горячее. Подойдет чай с медом, малиной, липовым цветом, с различными лекарственными травами. -Старайтесь, чтобы ноги ваши всегда были теплыми и сухими. Промокли – немедленно домой, переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят запасные носки и обувь. Они никогда не тронутся в путь, пока не высушат мокрые вещи у костра. Нос можно закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой. И не в коем случае не дышать ртом! Почему? (Холодный воздух, микробы). Наш нос первым сообщает мозгу о непригодном для дыхания воздухе: газ, химические запахи, запах гари при пожаре. Как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос? Ученые подсчитали, что человек способен различать до 400 различных запахов. Есть люди с обостренным обонянием, они могут заниматься созданием духов, туалетной воды. Давайте проверим, умеете ли вы с помощью носа определять знакомые запахи.  Я думаю, все поняли, какую важную роль в жизни человека играет нос. Поэтому соблюдайте следующие правила: - не ковыряйте в носу пальцем и тем более острым предметом; - не засовывайте в нос посторонние предметы; - при насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя, это может привести к заболеванию уха; - не пользуйтесь чужим носовым платком, он должен быть личным у каждого человека. Очень неприятно, когда человек не следит за носом и не использует вовремя носовой платок. Мальчугану скоро шесть. У него карманы есть, А добра в карманах этих И не счесть! Там – конфетные бумажки, Пряжки, пробки, Деревяшки, гвозди, Пуговки, катушки, Старый ключ от кладовушки – Всякой всячины полно, но! В двух карманах паренька Нету места для…платка! Так и ходит озорник: Носом – шмыг, Носом – шмыг, То и дело: носом – шмыг! Л.Деляну В народе говорится: «Береги нос в большой мороз». А вы знаете, как это надо делать? А в жару нужно беречь нос? Что вы будете делать, если из носа потечет кровь? Почему это происходит? Когда люди говорят: «нос не дорос», - это значит, что младшие учат старших; «нос повесил» - расстроился; «водит за нос» - обманывает; «держи выше нос» - не унывай!

 

 Беседа  No9:    «Скелет – наша опора».                                                   Цели: Познакомить детей со строением скелета и его функцией в человеческом организме, с механизмом работы мышц, их функцией, расширить знания детей о том, как нужно укреплять мышцы и кости, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета. Воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.                                                                                                  Ход беседы:                                                                                                                         -Ребята как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (нет)

-Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.

 Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета).

-Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг).

-Что защищает грудная клетка? (сердце, легкие).

-Назовите части скелета, покажите, где они находятся (череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).

-О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы –главные «силачи». Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.

 -Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

-Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.

-Какое значение имеют мышцы?

-Как они помогают человеку? (мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т.д.)

-Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.

 

Беседа No10 :«Осанка – красивая спина» Цели: Учить следить за своим здоровьем; побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.                                   Ход беседы:                                                                                                                    -В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две очень знатные семьи. Одна семья – горбунов – была очень гордой. Они так и говорили про себя: «Мы самые знатные, мы самые богатые, мы самые красивые. У нас круглые спины, а голова всегда смотрит вниз – мы все видим, что лежит на земле» (показать иллюстрацию). А семья стойкого оловянного солдатика была очень скромной. Отец всегда говорил сыну: «Смотри всегда вперед, сынок. Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою грудь навстречу всем ветрам, и никогда ничего не бойся» (показать иллюстрацию). - Ребята, как вы думаете, в какой семье люди красивее? (Ответы детей). - Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка). - У кого более красивая осанка: у горбуна или у солдатика? Игра-имитация «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов. Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика». - Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на сутулого? А вам как больше понравилось ходить: выпрямив спину или сгорбившись? (Ответы детей). - Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную. Об этом знал оловянный солдатик. Потому что с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: «Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!» - Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. - А в семье горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно. Они ходили, уткнувшись носом в землю, и не замечали, как прекрасен окружающий мир. Они никогда не говорили своим детям: «Следи за осанкой! Выпрями плечи» подними голову!» их дети часто болели, жаловались на боли в спине. Их спины все больше и больше искривлялись и горбатились.  - Ребята, а кто знает, почему у горбунов такие кривые спины? (Ответы детей). - У горбуна – нарушение осанки. Эта болезнь называется сколиозом. Это значит, что позвоночник деформирован, т.е. искривлен. Эта болезнь лечится трудно и долго. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник – это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены ребра, они защищают внутренние органы от повреждений. - Ребята, как вы думаете, может ли ребенок сам сформировать правильную осанку, или, наоборот, деформировать ее? Почему искривляется позвоночник у детей? Оловянный солдатик знал, что, если держать позвоночник в прямом положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде. Играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепятся, и осанка останется ровной. В семье горбунов дети были очень ленивые. Они считали, что их спины и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать осанку стройной. Но однажды случилась беда. У всех детей в семье горбунов заболели спины, они не смогли встать с постели, не могли ходить в школу. Что делать? И тут они вспомнили, как стойкий оловянный солдатик приговаривал всегда: «Я позвоночник берегу…Я от болезней убегу…» и решили позвать солдатика, чтобы он помог им. Оловянный солдатик сразу же пришел к ним на помощь и дал следующие полезные советы: 1.Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, в школе, на даче и т.д. 2 Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями. 3.Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову. 4.При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить ранней или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого. 5.Спать на жесткой постели с невысокой подушкой. 6.При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку. 7.Если при работе приходится долго стоять, следует через 15 минут обязательно поменять позу, подвигаться, дать позвоночнику отдохнуть. 8.Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол, в баскетбол, в волейбол, в теннис, в городки, играть с прыгалкой, обручами, мячами и т.д. 9.Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.

- После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного солдатика, произошло чудо. Все дети выздоровели и стали действительно красивыми, стройными, подтянутыми. А главное – они перестали гордиться. Кто умеет трудиться, тот не умеет гордиться.

Беседа  No11: «Глаза — зеркало души»                                                                                   Цели : развивать наблюдательность и восприимчивость психологического состояния окружающих.                                                                                                               Ход беседы:                                                                                                                                            -Ребята, мы с вами уже говорили о глазах, что они наши самые главные помощники. Можно ли узнать о человеке что- нибудь, если посмотреть ему в глаза? (Узнать, какого они цвета. )

-Но если вы видите, что у человека веки и глаза покраснели, о чем это говорит?  (Что человек плакал и глаза стали красные, глаза устали, человек заболел. )                                                                                                                             -Ч-то нужно сделать, чтобы глаза отдохнули? (Нужно закрыть их и посидеть спокойно. Когда глаза устают, надо поспать.

-А если глаза у человека сами закрываются, веки становятся тяжелыми, он хочет их открыть, но они слипаются? (Он спать хочет, ему отдохнуть надо. Может, человек заболел. )

- Да, ребята, когда человек устал или болен, это видно по глазам, они помогают нам понять, как лучше повести себя в такой ситуации. Если мы видим красные глаза у мамы, лучше не приставать к ней, дать ей отдохнуть; а если у друга такие глаза, наверно, надо быть к нему более внимательным. А можно по глазам узнать, что человеку весело? Какие тогда у него глаза?

(Радостные. )

-Но вот вы увидели что-то страшное, незнакомое, какими станут глаза?

(Большими, удивленными.)

-А когда человеку спокойно и хорошо — какие у него глаза? (Добрые, ласковые. )

-Если человек сердится, могут его выдать глаза? Какие они будут тогда?

(Глаза у сердитого злые, страшные, некрасивые. )

- Но вот человек прячет глаза, не хочет посмотреть в лицо другому. Почему? (Ему не нравится этот человек. Он стесняется, потому что обиделся; может с ним никто не играет; наверно, он что-то натворил и ему стыдно. )           -Ребята, есть такая пословица «Глазам стыдно, а душа радуется». Когда человек провинился и понимает, что это не хорошо и больше не хочет поступать плохо, ему становится спокойно и радостно.

А сейчас вы покажете мне ваши глаза, я догадаюсь, что вы хотели выразить.

Дети выражают глазами свое настроение.

Но вот я вижу, что у Димы глаза веселые, а у Саши — сердитые; Марина скромно опустила глаза, они у нее стеснительные. Вероника, а ты можешь узнать по глазам, какое сейчас настроение у Миши?

- Ребята, вспомните, что делают глаза у Тани в стихотворении А. Барто «Наша Таня»? (Глаза у Тани плачут. )

-Конечно, наши глаза могут плакать. А когда человек плачет, о чем говорят слезы? (Его кто-то обидел; человек плачет, если мама поругала; если книжку порвал или сломал игрушку. )

- Конечно, человек плачет от боли, обиды, жалости. А когда мама режет лук, у нее текут слезы, ей что, лук жалко? ( Лук глаза «ест», она и плачет. )

- А если дым от костра в глаза попадет? (Человек плачет, потому что дым «ест» глаза. )

- А может человек от радости плакать? Когда это бывает? ( Когда бабушка долго не приезжала, при встрече плачут мама и бабушка; когда игрушку новую купят, тоже радостно до слез. )

- Да, ребята, по глазам можно узнать, как чувствует себя человек. А мы должны подумать, можем ли мы ему помочь, успокоить? Как можно помочь человеку? ( Угостить чем-нибудь, по спине погладить, дать поиграть с любимой игрушкой, поцеловать, пожалеть, пригласить в гости.)

- Конечно, всегда приятно, когда кто-то может тебе посочувствовать, поддержать, когда человеку плохо. Глаза всегда скажут, как ты себя чувствуешь.

 

 

Беседа  No 12: «Берегите глаза и зрение»

Цели: Уточнять назначение частей лица, защищающих глаза; выделять действия, необходимые для охраны органов зрения; рассказать о правильном освещении при рисовании, раскрашивании; познакомить с применением контроля за положением головы при сидении за столом; учить ухаживать за глазами в различных ситуациях.

Ход беседы:

 Чтение детям стихотворения И. Орловой «Ребятишкам про глаза». Разберёмся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

Править быстрым самолётом.

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя.

Будет Николай танкистом.

А Сергей парашютистом.

Станет снайпером Илья…

Но для этого друзья.

Кроме знания и умения

Вам необходимо зрение.

- А сейчас, ребята, давайте с вами полюбуемся на наши глаза. Посмотрите в зеркало. Какие по форме ваши глаза? (Они круглые, как яблоко.)

- По-другому глаз называют глазное яблоко. Но оно не твердое, как яблоко, а мягкое. Как вы думаете, его легко поранить? (Да. )

- Поэтому оно и спрятано в ямочку — глазницу, а снаружи прикрывается веком. Само яблоко покрыто твердой оболочкой, она прозрачная — это роговица.

-Какого цвета бывают глаза? ( Синие, серые, черные. )

- Ау вас какие глаза? (У меня карие, а у меня голубые. )

- Цвет глазам придает радужная оболочка. В центре ее просматривается черная точка — зрачок (самая главная его часть), через него проходит свет внутрь глаза. С помощью зрачка человек видит. Все ли люди хорошо видят?

( Не все, некоторые плохо, некоторые старенькие бабушки и дедушки совсем не видят. )

- А как можно узнать, что человек не видит? (Он натыкается на предметы, спотыкается. )

- Что использует человек, чтобы лучше видеть? (Очки. )

- Как очки помогают человеку? (В них есть увеличительные стекла и маленькое становится как большое. )

- Да, ребята, если человек надевает очки, он лучше видит. И если он будет слушать врача и правильно носить очки, его зрение может исправиться. Если человек плохо видит, как мы про него говорим? (У него слабое зрение. )

- А когда человек вообще не видит света, для него всегда темно, как про такого человека говорят? ( Он слепой. )

- Плохо быть слепым. Вспомните, когда вчера вы были с закрытыми глазами, кого вы изображали, что не могли делать? ( Мы не могли ходить, не видели, куда идти, могли упасть, не видели игрушек. )

- Вот и слепые люди не могут делать разные дела, им необходима помощь. Как можно помочь слепым? (Отвести за руку в магазин, помочь перейти дорогу, самим что-нибудь купить там. )

- Кто может помочь слепому человеку идти по дороге? (Мама или дядя какой-нибудь.)

- Правильно, но еще, ребята, есть специально обученные собаки — поводыри, они водят слепых по улицам, помогают переходить дорогу. Еще вы видели, что иногда люди идут по дороге и стучат впереди себя тростью. Такая палочка помогает слепым понять по звуку, что впереди яма, камень или лестница, и осторожно двигаться. Эта палочка тоже поводырь. Как еще можно помочь слепым? (Посмотреть на дорогу и сказать слепому, что все машины проехали, можно идти. Сигнал подать. Есть такие светофоры, которые сигналят. )

- Кому легче ориентироваться в окружающем? (Людям, которые видят хорошо.)

- Плохо человеку, когда он теряет зрение. Другие глаза ни у человека, ни у животных не появятся, не вырастут. Поэтому их надо беречь.

- А что защищает глаза? (Брови, веки. )

- Когда мама моет вам голову и мыльная вода попадает в глаза, что бывает?

( Глаза щиплет. Слезы текут, глазам больно.)

-Как можно защитить глаза от мыла? ( Нужно зажмуриться, крепко их закрыть. )

- Если все же пот или мыльная вода попали в глаза и их начало щипать, текут слезы и смывают пот и мыльную воду, слезы помогают глазам быть чистыми. Как вы сами можете помочь глазам, если в них попал пот или мыло? (Надо промыть глаза, прикрыть их ладошкой или платочком.)

- Можно ли сразу мыть глаза? Что нужно сделать сначала? Чем вы будете мыть глаза?(Водой и руками. )

- А какие у вас руки? ( Ой, они грязные, их надо вымыть с мылом.)

- Да, руки сначала надо помыть, а потом промывать глаза чистой водой. Подул сильный ветер, несет в лицо пыль, что ее задерживает? (Глаза зажмуриваются, реснички соединяются и не пускают пыль. )

- Если все же пыль попала в глаза, что тогда надо делать? (Надо поморгать.)

- Чем моргает человек? (Веками. )

- Да, веки внутри влажные и все время работают, как «дворники» в машине, омывая глаза, смывая с них пыль. От чего глаза устают?(Когда долго телевизор смотрели, читали, от яркого света. )

- Что помогает глазам от яркого солнца и снега? ( Темные очки.)

- Чтобы глаза могли дольше работать и не уставать, есть специальные упражнения. Я вам расскажу про муху. Она любит летать с одного предмета на другой. Вот и наши глаза, как муха, будут скользить с дубового листочка на кленовый, с кленового на березовый, с березового на рябиновый, с рябинового на дубовый. А теперь обратно.

Дети выполняют движения глазами, не поворачивая головы.

Ребята, что может быть опасным для глаз? ( Острые предметы, опасно ими размахивать за столом, ходить с ними, если упадешь, они могут в глаза попасть. )

Рассмотреть с детьми картинки-знаки с изображением опасных для глаз предметов: ножниц, спиц, ножа, вилки, палки, карандаша и т.д.

- Глаза работают всегда, что бы мы ни делали. Они отдыхают, только когда закрыты, когда мы спим. Много они работают? ( Да, много. )

- Особенно напряженно они трудятся, когда вы рисуете или рассматриваете рисунки в книгах. Чтобы глазам хорошо работалось и они меньше уставали, надо правильно сидеть.

Глаза портятся, если человек низко опускает голову. Чтобы сохранить хорошее зрение, видеть хорошо при рисовании и просматривании картинок, книг, нельзя низко наклонять голову. Легко запомнить, как правильно нужно держать ее. Сядьте за стол, руки согните в локтях и положите одну руку на другую, ладонь у локтя другой руки. Дальше нужно поднять одну руку, поставить ее не локоть и указательный палец должен касаться уголка глазницы. Покажите, как можно узнать, правильно ли вы держите голову, чтобы сберечь остроту зрения. В таком положении нарисуйте на листе любую картинку, какую хотите.

Ребята, удобно ли глазам, когда читаешь книгу лежа?

Воспитатель предлагает ребенку лечь на скамейку и взять книгу. Что происходит с глазами? (Они прикрываются, плохо видно. )

- А сейчас давайте попробуем рисовать в темном углу комнаты. Глазам легче или труднее работается? ( Света мало, на листе плохо видны линии. )

- Посмотрите, когда вы сидите за столом, столы стоят боком к окнам. С какой стороны падает свет? ( Слева.)

- А вы какой рукой рисуете? ( Правой. )

Так правильно, потому что хорошо освещается листок или книга, и рука  не загораживает свет.

- С какой стороны должен падать свет, чтобы глаза могли хорошо видеть и не быстро уставали? (С левой. )

- Для сохранения зрения надо запомнить несколько простых правил и постоянно выполнять их.

• Не держи острые предметы (ножницы, спицы, нож, карандаш, вилку, палочку) острием вверх.

• Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа.

• Сиди за столом правильно, проверяй себя.

• Смотри телевизор не долго и не с близкого расстояния.

• Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету правильно.

 

Беседа No13    «Зубы — самые твердые части тела»

Цель: рассказать о назначении зубов.

 Ход беседы:

- Посмотрите в зеркало на зубы. Какие они, как расположены? (Зубы белые, близко расположены, между зубами щели, зубы редкие. )

- Зачем человеку зубы? ( Чтобы есть, кусать, хорошо жевать, говорить, улыбаться. )

- Как вы думаете, когда у человека еще нет зубов или уже выпали?

( У маленьких детей еще не выросли, а у стареньких дедушек и бабушек — уже выпали. )

- Да, у человека зубы выпадают. Но можно вставить искусственные, чтобы хорошо пережевывать пищу и говорить.

-Для чего животным нужны зубы? ( Для еды, чтобы жевать, защищаться. )

- Зубы выполняют очень важную работу: они разжевывают, перетирают пищу. Как вы думаете, если проглотить, не разжевав, черствый хлеб, что вы почувствуете? (Проглотить трудно, будет больно горлу.)

- А если долго жевать? (Хлеб будет мягким, мокрым, горлу не будет больно, нужно попить. )

- Почему взрослые говорят: «Жуй тщательно»? (Чтобы не подавиться, когда ешь; не надо торопиться, разговаривать. )

- Когда начинаете жевать, что во рту выделяется больше, чем обычно?

( Выделяется слюна. )

- Да, ребята, даже когда мы видим пищу, чувствуем ее запах, во рту начинает выделяться большое количество слюны.

-Возьмите яблоко, что сначала надо сделать?

( Откусить, начать жевать, чтобы оно стало мягким. )

- Что у вас во рту получилось? (Яблоко стало мягким, как варенье, без кусочков. )

- Да, зубами сначала откусывают кусочек хлеба, моркови, яблока и т.д. Потом хорошо измельчают, а слюна в это время смачивает мелкие кусочки, и тогда пища отправляется дальше.

-Скажите, вы любите конфеты, их можно есть сколько хочешь?

( Нет, их нельзя много есть, от них могут заболеть зубы. )

- А если вы съели несколько конфет, что нужно сделать? (Прополоскать рот, почистить зубы. )

- Зубы — самая твердая часть тела, но и они тоже боятся микробов. После каждого приема еды между ними остаются крошки, остатки пищи. В пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьем, даже в воздухе, которым мы дышим, всегда много микробов. Когда они попадают в рот, остаются в крошках, остатках пищи, между зубами, им там хорошо.

-Как избавится от микробов? ( Прополоскать рот, почистить зубы щеткой, пастой. )

- Когда нужно чистить зубы? (Когда ложимся спать — вечером; когда встали — утром. )

- Чистить зубы нужно утром и вечером зубной пастой, хорошо полоскать рот водой, чтобы вымыть остатки пищи. Жесткие волосики зубной щетки «выметут» микробы, поселившиеся между зубами.

-Когда зубы начинают болеть, ломаться?( Если перестать за ними ухаживать.)

- Некоторые люди открывают зубами пробки, откусывают ими проволоку. -Что же может случиться с зубами? (Они могут сломаться, начнут болеть, быстро будут портиться.)

- А если зубы болят? (Нужно лечить у стоматолога, ставить пломбы.)

- Чего, кроме микробов, твердых предметов, боятся наши зубы?

- Ребята, они очень боятся холода. Даже начинают болеть, когда в рот попадает большое количество холодного — мороженого, льда. Зубы могут так разболеться, что придется идти к зубному врачу, поэтому мороженое нужно есть понемногу, согревать его во рту.

Еще очень часто зубная эмаль трескается от того, что после холодного мы сразу же берем в рот горячее — суп, чай, кофе. Это тоже плохо для зубов. Через трещинки в эмали в зуб попадает много микробов, от этого он начинает портиться, чернеть, поэтому после холодного сразу можно есть только теплую пищу. Это зубам не повредит.

-Когда у дедушек и бабушек нет зубов, как они говорят? ( Плохо, непонятно, шепелявят, рот проваливается. )

- Попробуйте открыть рот и без зубов сказать: «рак», «лошадка». Что получилось?

-Не получается. Так зачем же еще человеку нужны зубы? (Чтобы хорошо говорить. )

- Да, ребята, человеку очень нужны зубы, чтобы тщательно пережевывать пищу, размельчать, четко, внятно говорить, красиво улыбаться. Для этого нужно тщательно следить за зубами, чистить, полоскать, посещать зубного врача. И зубы у вас будут здоровыми и красивыми.

 

Беседа No13 : «Слушай во все уши»

Цель: дать знания об органах слуха; закрепить правила ухода за ушами.

Ход беседы:

- Доброе утро, ребята. (Доброе утро, здравствуйте)

- Ребята, а как вы поняли, что мы с вами друг друга поприветствовали?

 (Мы услышали)

- С помощью чего вы услышали? - (Ушей).

- Значит, для чего нам нужны уши? (Чтобы слушать).

- Закройте уши, а я скажу вам фразу, посмотрим, услышите вы или нет.

(Дети закрывают уши, воспитатель произносит любую фразу, дети открывают уши.)

- Что я у вас спросила? Вы не услышали? Почему?

Ответы детей.

- У человека для улавливания и различения звуков существует специальный орган – ухо. Уши служат для того, чтобы слышать, а значит и разговаривать. С помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир. Наши уши могут слышать не только громкие звуки, но и тихие, Дети, скажите, сколько у вас ушей?(Два)  

- На самом деле у каждого человека 6 ушей: 2 наружных уха, два средних уха и два внутренних уха.  

- Ребята, а что нужно делать, чтобы наши уши не болели и слух оставался хорошим?

 -Нужно знать и выполнять такие правила (показ слайдов 4-7):

- не ковырять в ушах;

- не допускать попадания воды в уши;

- защищать уши от сильного ветра;

- защищать уши от сильного шума;

- не втягивать в себя слизь из носа;

- сильно не сморкаться.

-Ребята, за ушами надо ухаживать, так же как и за всем телом. И тогда ваши ушки будут всегда здоровы!!! Как вы думаете, чем чистят уши?

 -Ватные палочки не рекомендуется использовать при чистке ушей и детям, и взрослым. Уши нужно промывать водой с мылом и вытирать полотенцем.  

- А если ушки заболели, как надо поступить?  

 - Правильно, надо сразу же обраться к врачу. Берегите, ребята, свои уши и тогда вы услышите великое множество звуков природы, окружающей вас, и сможете общаться друг с другом, а это самое главное для человека.

 

 

 

 Беседа No14 : «Шаги воздуха в организме»

Цели: Закреплять знания о прохождении воздуха через организм человека при вдохе и выдохе; раскрывать влияние физических упражнений на укрепление дыхательной системы; закреплять правила дыхания (через нос).

Ход беседы:

- Ребята, сегодня я шла в детский сад и видела двух людей одного возраста. Они куда-то торопились. Один из них шел и спокойно дышал, другой же задыхался и все время дышал через рот. Как вы думаете, почему так по-разному дышали люди? (Один, может быть, догонял другого и задохнулся. )

- Как вы думаете, от чего еще человек может так тяжело дышать? (Ему тяжело идти, он слабенький. )

- Очень важно тренировать свой организм и легкие, чтобы при небольшой нагрузке не задыхаться, как тот человек, о котором я вам рассказывала. Что мы с вами можем сделать, чтобы наши легкие были тренированные? ( Делать гимнастику, больше быть на свежем воздухе. )

- Что вы выполняете после утренней гимнастики и перед выходом из физкультурного зала? ( Дыхательное упражнение. )

- Какое, например? ( Каждый день зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым! )

- Давайте сделаем упражнение «Надуй шар», которое мы выполняем на утренней гимнастике: медленный вдох через нос, руки разводим в стороны, медленный выдох через рот, сложенный трубочкой, руки сводим вперед. Правильно.

-Все люди вдыхают одинаковое количество воздуха? (Нет. )

- Почему? У каждого человека разный объем легких.

-Скажите, пожалуйста, почему человек должен дышать носом, а не ртом? (В носу воздух согревается; в носу есть волоски, которые не дают пыли попадать в легкие; в носу есть такая «липучка», к которой все микробы прилипают. )

- Вы все правильно сказали. Посмотрите теперь вот на эту таблицу. Что на ней изображено? (Наши легкие. )

- Правильно. Как вы думаете, какой путь воздуха для легких будет самый безопасный? Иди, Саша, выложи магнитами правильный путь воздуха в организм.

Ребенок подходит к таблице и выкладывает «вдох» через нос.

Объясни, почему такой путь ты считаешь безопасным?

( В носу воздух согревается, очищается от пыли и микробов. )                                    -   А теперь, как выполняется выдох, выложит магнитами Рита.

Ребенок выкладывает синими магнитиками «выдох».

-Почему ты так выложила? (Когда мы выдыхаем, воздух выходит через рот.) - Воздух при выдохе может выходить как через рот, так и через нос, поскольку для легких уже вреда от выдыхаемого воздуха не будет.

Всегда ли человек одинаково дышит? ( Когда бежит, может часто дышать.)           - Давайте проведем маленький эксперимент. Сейчас вы все дышите ровно и спокойно, а теперь я предлагаю вам немного попрыгать  под музыку.

В течение 30—40 с дети выполняют прыжки.

Теперь пройдем немного по группе и послушаем свое дыхание. Что с ним произошло? ( Мы дышим часто. )

- Теперь давайте проделаем дыхательное упражнение «Дровосек». Что стало с вашим дыханием? ( Стало легче дышать. )

- Запомните, ребята, чем чаще мы будем заниматься физической культурой, делать зарядку, лучше если на свежем воздухе, тем тренированнее будут наши легкие, сердце и здоровее весь организм. А если мы будем все время сидеть перед телевизором, лежать на диване и бездельничать, наш организм от этого здоровым не станет.

 

Беседа No 15: Беседа «Сердце — наш мотор»

Цели: Рассказать о работе сердца; помочь уяснить, что сердце работает по-разному в зависимости от степени физической нагрузки;  выяснить, что надо сделать, чтобы сердце было сильным и крепким.

Ход беседы:

  Предложить детям вспомнить, как они бегали на гимнастике, что проверяли после бега. (Проверяли, как стучит сердце.)

- Действительно, ребята, мы с вами слушали, как стучит сердце. Зачем оно нам нужно? (Чтобы не умереть, чтобы двигаться, жить, не болеть и не задохнуться. )

- Ребята, наше сердце — как мотор в машине: пока мотор работает, машина двигается. Сердце у человека работает всегда, даже когда мы спим. Покажите мне свои кулачки. Вот такого же размера у каждого из вас сердце. В какой стороне груди оно расположено? ( С левой стороны.)

 - Что оно делает, как работает? ( Сердце стучит: тук-тук. )

- Ребята, сердце работает так, как будто сжимается и разжимается кулачок. (Показывает.) Оно работает как насос, гоняет по сосудам кровь и заставляет ее бегать по всему телу. Если кровь перестанет бегать, то все клетки останутся без пищи и начнут погибать. Сердце находится внутри грудной клетки, поэтому его не видно. Как врачи могут узнать о работе нашего сердца, о том, нет ли сбоев в нашем «моторе»? ( В уши они вставляют трубку — фонендоскоп и слушают.)

 - Где можно хорошо услышать биение сердца? (Дети показывают на грудь. )

-Можно послушать свой пульс, его находят на запястье. (Показать детям и помочь нащупать пульс.)

-Послушайте, как стучит сердце. Оно работает так же, как на гимнастике?

( Нет, сейчас не так, медленнее. )

- Давайте попрыгаем и еще раз послушаем, как работает наше сердце.

 

- Теперь еще раз послушайте свой пульс. Как стало стучать ваше сердце?

( Сильно, быстро-быстро, часто. )

- Покажите кулачком, как работает у вас сердце. Дети выполняют.

-Покажите, как работает сердце, когда мы сидим спокойно?

Дети показывают медленные движения кулачком.

-Да, ребята, когда мы в спокойном состоянии, наше сердце тоже спокойно работает. Когда человек выполняет легкую работу, сердце бьется нормально. Чем труднее работа, тем чаще бьется сердце. Но к такой работе оно должно готовиться, чтобы быть сильным. Что помогает сердцу быть сильным? Может, больше отдыхать, не прыгать, не бегать, не лазать? Что же делать, чтобы сердце привыкло к такой тяжелой работе? ( Тренировать сердце, спортом заниматься, гимнастику по утрам делать, бегать лучше на улице — там воздуха больше. )

- Вы правы, ребята, занятия физкультурой тренируют сердце, помогают ему дольше не уставать от тяжелой работы.

-Как вы думаете, в каком настроении у человека сердце работает лучше?

( Когда он веселый, добрый. )

- А когда человек сердится? ( Он дрожит, напрягается.)

- Да, человек напрягается, и сердце тоже напрягается. Поэтому лучше не ссориться, не обижать друг друга, и тогда сердцу будет лучше работать.

Еще раз пощупаем пульс. Что делает сердце? ( Гоняет кровь, пульсирует. )

- Наше сердце работает, кровь течет по сосудам и венам, они похожи на речки и ручейки, пронизывающие все наше тело. Посмотрите на свои руки и найдите эти «ручейки». (Дети проверяют, находят вены на своем теле. )

-Если порезаться, что может потечь? ( Кровь. )

- Что надо сделать, чтобы не текла кровь из ранки? ( Надо прижать ее пальцем, руку согнуть, зажать ранку чистым платочком. )

- Что еще можно сделать, чтобы остановить кровотечение? (Йодом смазать ранку, пластырем заклеить. ) .

- Конечно, ранку смазывают йодом, он щиплет, но зато убивает микробов, ранка затягивается и образуется болячка. Если ее сковырнуть, что произойдет? ( Опять кровь пойдет.)

- Ранка тогда будет больше или меньше? ( Больше, потому что кровь сильнее потечет. )

- Да, она будет больше. Значит, надо дождаться, когда ранка заживет и корочка сама отпадет.

-Ребята, мы с вами убедились, что кровь есть во всем нашем теле, и сердце доставляет ее по «ручейкам» ко всем органам. Что же нужно делать, чтобы оно хорошо работало? (  Заниматься физкультурой, никого не обижать, чтобы люди не ссорились.)

-. Конечно, его надо беречь, но вместе с тем и тренировать, делать его сильным, выносливым.

 

 

Беседа No 16: Травма: как ее избежать.                                                                        Цели: Продолжать учить оказывать посильную помощь при травме; воспитывать чувство милосердия и сострадания; учить правильно вести себя дома и на улице; избегать получения травмы.

Ход беседы:

Дети рассматривают плакаты и иллюстрации, демонстрирующие оказание первой помощи при травме. Пытаются понять, что произошло с человеком в каждом конкретном случае, как и почему человек получил травму. Дети вспоминают аналогичные случаи из своей жизни: рассказывают, как были получены травмы; рассуждают, можно ли было избежать травмирования. Затем заводится разговор об общей осторожности, соблюдении правил безопасности дома и на улице. Дети должны понимать, что часто человек сам бывает виноват в том, что с ним происходит. Целесообразно наибольшее внимание уделять примерам из жизни детей (разбил коленку или нос, посадил занозу в палец, ударился, упал и т.п.) Важно объяснять детям, что в случае травмы следует немедленно попросить о помощи взрослых. Но в некоторых случаях можно и самим попытаться что-то сделать. Например, к обычной царапинке прикладывают чистый носовой платок или лист подорожника. Игра «Помощь при травме» с карточками или предметами. Дети выбирают «травмированного» (рисунок, игрушку) и оказывают ему помощь. Попутно рассказывают, что и как они делают.

  

 

Беседа No 17: «Роль лекарств и витаминов.»

Цели: Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах; дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов; подкреплять уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни.

Ход беседы.

-Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье – одна из главных

ценностей человеческой жизни.

-Скажите, почему человеку так нужно быть здоровым?(Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с удовольствием работает и играет.)

-А что должен делать человек для того, чтобы сохранить свое здоровье?(Он должен соблюдать режим дня, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.)

-К сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная простуда.)

-Эти болезни можно победить и в домашних условиях, но чаще всего с помощью врачей.

-Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-нибудь заболел.(Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в поликлинику.)

-Как же врач лечит заболевшего?(Он прописывает ему лекарства.)

-Лекарства бывают разными. В каких формах выпускают лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они хранятся?(Ответы детей.)

-Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос. И это хорошо. Взрослые должны всегда убирать лекарства в недоступное для детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться лекарствами самостоятельно дети не должны.

Показать яркие упаковки с витаминами.

 -А это что такое?(Витамины.)

-Для чего они нужны? Можно ли вылечиться, принимая только витамины? -Как вы думаете, витамины – это скорее лекарства или конфеты?

Правильно ни то, ни другое. Витамины не лечат организм, как

лекарства, а лишь укрепляют его, помогая противостоять болезням. И хотя витамины сладкие и вкусные, есть их как конфеты нельзя. Витамины съеденные в большом количестве, нанесут вред здоровью.

-Помните – детям нельзя есть витамины всегда, когда хочется.

 

Беседа No18: Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цели: Расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Ход беседы:

- Чтобы, расти и развиваться, человек должен правильно питаться. Человек употребляет в пищу разнообразные продукты. Есть продукты полезные и вредные. В продуктах содержатся очень важные для здоровья вещества, которые называют витаминами. В полезных продуктах – овощах и фруктах – больше всего витаминов. Витаминов очень много, но главные из них – это витамины А,В, С, Д.

Витамин А очень важен для зрения, он содержится в моркови.

Витамин В помогает хорошо работать нашему главному органу – сердцу. Его много в овощах и молоке.

Витамин С укрепляет весь организм, делает человека здоровым , неподверженным простудам. Его много в киви, шиповнике, смородине.

Витамин Д укрепляет наши ноги и руки, больше всего этого витамина в рыбьем жире.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

- Что вы любите есть на завтрак?

- Какие витамины вы знаете?

- Для чего нужны витамины?

- Назовите продукты, полезные для здоровья?

- Какие продукты вредные для детей?

Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

 

 

Беседа No19: «Разговор о правильном питании»

Цель: формирование у детей элементарных представлений о здоровой пище.

Ход беседы:

-Ребята, я приветствую вас в клубе «Здоровячки». Сегодня мы продолжим разговор о правильном питании. Вы уже знаете, что для поддержания хорошего здоровья питаться нужно разнообразными продуктами. Одни продукты дают нам энергию, чтобы двигаться, думать. Другие помогают не болеть, расти, становиться сильнее.

-Рассмотрите группы картинок и скажите: как можно назвать продукты одним словом?( Это мясные продукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, овощи и фрукты.)

- Я предлагаю назвать полезные продукты(Полезные продукты – это овощи, фрукты, молоко, сыр, масло, мясо.)

(На ширме под музыку появляется кукла – доктор Неболейка.)

Неболейка: Здравствуйте ребята!

Я доктор Неболейка

Был у вас уже не раз!

Сегодня я хочу вас познакомить вас с правилами питания.

Все едят: и зверь, и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овёс,

Кость грызет дворовый пёс,

Воробьи зерно клюют

Там, где только достают.

Утром завтракает Слон

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мёд,

В парке завтракает крот,

И ребята малыши

Тоже кушать все должны!

Чтоб расти и развиваться

Нужно правильно питаться.

А теперь запоминайте правила:

Правило № 1: «Не торопиться во время еды, хорошо пережёвывать пищу».

Правило № 2: «Не переедать».

Правило № 3: «Садиться есть в одно и то же время».

- Ребята, какие правила вы запомнили, давайте повторим.

(Дети повторяют правила).

- Уважаемый доктор Неболейка! Послушайте, какие пословицы знают наши дети.

Дети: «Когда я ем, я глух и нем»,

«Когда я кушаю, я никого не слушаю»,

«Сладостей много, а здоровье одно».

Неболейка: Молодцы! Будьте здоровы, не болейте! До свидания.

(Уходит).

- А  как вы понимаете пословицу «Овощи - кладовая здоровья».

( В овощах много витаминов. Овощи вкусные и полезные. Овощи помогают не болеть, расти здоровыми и сильными.)

- Какие вы знаете блюда из овощей?(Я знаю свекольник. Я люблю винегрет, овощное рагу, солянку, овощной салат, овощную запеканку.)

- Вспомните загадки об овощах.

 

- Оказывается, слово витамин состоит из латинского слова «vita», что означает жизнь и «амин» - полезное, необходимое вещество.

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен   витамин А! Витамин А содержится в моркови, салате, груше. 

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите плакать по пустякам, вам нужен витамин В. Он есть в мясе, сыре, хлебе. 

Витамин С: Если вы хотите реже простужаться, быть здоровыми, быстрее выздоравливать после болезни вам нужен я! Витамин С. Нужно есть овощи капусту, картофель, пить чай с лимоном. 

- Ребята, мы уже знаем, что в овощах и фруктах содержится много витаминов. Давайте послушаем стихотворение «Витаминная родня».

Чтобы быть здоровыми

Бери дары садовые.

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Тот, кто ест много морковки

Станет сильным, крепким, ловким!

А кто любит, дети, лук

Вырастает быстро вдруг!

Кто капусту очень любит.

Тот всегда здоровым будет!

-  Сегодня вы все были молодцы, правильно отвечали, выполняли задания. Я думаю, что вы уже поняли, что наше здоровье зависит только от нас с вами, от нашего питания, от того какие продукты мы выбираем. Недаром говорят: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

 

 

Беседа No20:   «Витамины на тарелке» 

Цели: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье. Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах, закрепить знания об овощах и фруктах, их пользе для человека. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Ход беседы:

- Ребята, вы пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А: - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

  -Витамин А, очень важен для зрения.

Помни истину простую -  Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьет.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

  -Витамин В - помогает сердцу.

Очень важно спозаранку Есть на завтраки овсянку, Черный хлеб полезен нам, И не только по утрам.

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

-Витамин С, укрепляет  ваш организм.

От простуды и ангины Помогают апельсины. Ну, а лучше есть лимон, Даже если кислый он.

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

-Витамин Д, делает ваши руки и ноги крепкими, укрепляет кости.

Рыбий жир всего полезней, Хоть противный, надо пить. Он спасает от болезней, А без них ведь лучше жить.

 

-А теперь  я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы поднимаете зеленый кружок, а если о том, что для здоровья вредно, поднимаете красный кружок

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам,

что вы умеете выбирать полезные продукты.

-Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

 

 

Беседа No21: «Беседа «Полезные и вредные привычки»

Цели :Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закреплять умение объяснять смысл поговорок. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Познакомить с опасными для жизни привычками: курение, алкоголь, наркомания.

Ход беседы:

- Ребята, вы помните стихотворение? Каждый день зарядку делай — Будешь сильным, будешь смелым!

Зачем люди делают зарядку? (Чтобы быть сильным и бодрым, чтобы мышцы сильными были, чтобы не болеть. )

- Действительно, ночью вы спали, мышцы ваши отдыхали, а утром их надо размять, подготовить к работе на целый день. Поэтому и надо сделать упражнения, чтобы разогреть, размять мышцы.

-Но только ли люди делают зарядку? Что делает кошка, когда проснется? Собака?  (Кошка потягивается, спинку выгибает, еще лапки вытягивает и царапает ими. Собака тоже потягивается, еще она подпрыгивает и бегает потом везде. )

- Вот видите, день всегда должен начинаться с зарядки, утренней гимнастики, где мы с вами выполняем упражнения легкие и трудные. Вспомните, какое самое трудное? («Наклоны к ноге», когда сидишь на полу; «Корзиночка», лежа на животе, и т.д. )

- Кто догадается, почему эти упражнения самые трудные? (Надо поднимать большую часть тела, она тяжелая. )

- Посмотрите на эти предметы. Что из них труднее поднять? Почему?

( Валик, потому что он тяжелее, мышцы будут сильнее напрягаться. )

- Попробуйте из этих предметов сложить человечка. Что подойдет для туловища? ( Валик. )

- А что для рук? ( Палки. )

- Для ног? (Бруски. )

- Для головы? ( Мяч. )

Дети из пособий выкладывают человечка.

- Что здесь самое тяжелое? ( Туловище. )

- Что тяжелее: рука или нога? ( Нога. )

- Вот поэтому для ног упражнения труднее, а для рук легче. Покажите легкие и трудные упражнения.

Дети выполняют на ковре упражнения для рук и ног.

Начинать зарядку всегда надо с потягивания. Какое упражнение вы бы поставили первым? ( «Поднимание рук вверх», «Поднимание палки», «Косички вверх». )

- Хорошо, затем легкие упражнения. А когда мышцы проснутся и разогреются, тогда какие нужно делать упражнения? ( Тогда трудные, для туловища. )

- А чтобы потом отдохнуть, какие будем делать? ( Снова полегче возьмем, можно первое упражнение повторить. )

-Давайте вместе попробуем подобрать упражнения для зарядки и выполнить их. Первое упражнение подберет Дима.

-Какими будут следующие упражнения?

Дети по очереди подбирают  комплекс утренней гимнастики.

-А теперь кто покажет всем детям, а они выполнят упражнение?

Ребенок называет упражнение, показывает исходное положение и выполняет его. Дети повторяют.

-Какие вы молодцы, ребята! Умеете и показывать упражнения, и выполнять их. Я даю вам поручение провести зарядку утром в субботу и воскресенье дома с мамой, папой, братом, сестрой, а в понедельник вы мне расскажете, что получилось.

 

 

 

Беседа No30: «Скажи здоровью — да!»

Цели: Познакомить детей с основными ценностями

здорового образа жизни. Формировать знания о здоровье, как его поддерживать и беречь.

 Ход беседы:  

 

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Кто хочет быть здоровым?

- Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Даже в старину говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье. Например: «Здоровье дороже всего», «Здоровье за деньги не купишь», «Где здоровье, там и красота», «Лекарств тысяча, а здоровье одно».

- Ребята, кто может ответить, что такое здоровье?

(Это сила, это красота, это ум, это счастье, это богатство, его нужно беречь, это хорошее настроение, это добро, это когда всё получается, это забота о себе)

- Ребята, а вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить здоровье.

Недаром говорится:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

- А как можно укрепить своё здоровье?(Заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться и много двигаться). Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведёт неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване, много ест, долго смотрит телевизор. Верно, не может!

- А почему?( Его мышцы, сердце не тренируется. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье. А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закалёнными!)

- Ребята, а что необходимо соблюдать каждый день, чтобы всюду успевать?

( Режим дня. )

 - Послушайте стихотворение:

Я люблю свой режим дня!

Он - помощник для меня!

Рано я встаю с утра,

В садик мне идти пора!

Не люблю я торопиться,

Не люблю я суетиться,

А режим не соблюдать,

Можно сильно опоздать!

Можно завтрак пропустить

И зарядку пропустить.

Я встаю и умываюсь,

Потихоньку собираюсь,

По погоде одеваюсь

И красиво заплетаюсь.

А чтобы мне здоровым быть,

Буду руки с мылом мыть

До еды, после прогулки,

Если я к врачу ходил,

Чтоб микробы вместе с булкой

И с борщом не проглотил!

Вот сончас! Он очень нужен!

Без него мне было б хуже!

Знаю я секрет большой:

Во сне я становлюсь большой!

Я расту и отдыхаю,

Сил побольше набираюсь,

Прихожу когда с прогулки,

Переодеваюсь я,

Ведь на улице валяюсь,

На качелях я качаюсь,

С горки долго я катаюсь,

Весело гуляю я!

Я всё грязное снимаю,

А для дома надеваю

И никогда не забываю

Руки с мылом вымыть я!

Есть время у меня играть,

А есть игрушки собирать!

Игрушку каждую возьму,

На своё место положу,

Теперь всегда свои игрушки

Я очень быстро нахожу!

Меня мама зовёт мыться –

Надо мне поторопиться!

Скоро спать уже пора,

Чтоб легко мне встать с утра.

Чищу зубы, умываюсь,

И в пижамку одеваюсь,

Маме, папе улыбаюсь

И спокойно засыпаю с-с-с-с-с!

Я люблю свой режим дня!

Он - помощник для меня!

- А какой спортивный инвентарь помогает нам проводить активную и веселую прогулку?( Велосипед, самокат, роликовые коньки, скакалка.

- А в какие игры мы с вами играем на прогулке? (ответы детей)

- Ребята, а как мы в детском саду укрепляем свое здоровье? (ответы детей)

- А ещё, помогает быть здоровым человеку, это чистая прохладная вода.

-Мы умываемся, обливаемся или обтираемся водичкой по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с неё грязь, пот и болезнетворные микробы. Если мы будем полоскать горло водой комнатной температуры – то эта процедура будет закаливать наш организм. Прекрасная закалка – это купание в речке или море летом, хождение босиком по влажному песку, по траве.

-Как вы думаете, что ещё помогает нам быть здоровыми? ( Тёплые

солнечные лучи и свежий воздух. Прогулки в лесу, ведь там чистый воздух.)

-В нашем саду тоже много деревьев и поэтому прогулка на воздухе помогает нам закаляться.

- А ещё есть один друг здоровья – это утренняя зарядка. После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает нашему организму проснуться и включиться в дневную работу.

Чтоб у вас здоровье было,

Не забудь про пасту с мылом.

С физкультурой подружись

И работать не ленись.

Я здоровье берегу —

Тело в чистоте держу.

Чтоб душа была здоровой,

С физкультурой я дружу.

Утром делаю зарядку,

Зубы чищу я всегда.

Приучаюсь по порядку

Выполнять я все дела.

- Ребята, и самое главное – это улыбка на ваших лицах. Ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Так давайте дарить друг другу свои улыбки и хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Беседы  для формирования безопасного поведения  детей дошкольного возраста...

Картотека бесед по формированию основ безопасности

Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста...

Картотека бесед по формированию здорового образа детей

Картотека бесед по здоровому образу жизни...

Картотека бесед по формированию здорового образа детей

Беседы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни для детей старшей  группы....

Картотека бесед по формированию ЗОЖ

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем ...

Картотека бесед по формированию основ безопасности для детей дошкольного возраста лет

Беседа: «Если в квартире начался пожар»Беседа: «Правила безопасного поведения детей на улице»          Беседа: «Правила ...

Картотека бесед по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста

                                                      ...