Консультация для педагогов: «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию»
консультация

Фазилова Ирина Владимировна

                                  Консультация для педагогов:

«Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию»

Воспитатель: Фазилова Ирина Владимировна

 

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Актуальность применения инновационных методов и форм экологического воспитания определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.

Слайд 3.Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы, такие как:

  • Игровые технологии
  • Кейс-технологии
  • Компьютерные технологии
  • Экологический театр
  • Конкурсы, викторины, брейн-ринги, праздники
  • Природоохранные акции
  • Метод экологической идентификации
  • Мнемотехника
  • Ошибана
  • Бионика

 

Слайд 4.Игровые технологии

Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Cодержанию сюжетно-ролевых игр можно придать экологический характер: «Путешествие в лес (осенний, весенний и т.д.)», «Путешествие в царство Нептуна», «В гости к лисенку (бобренку, медвежонку и т.д.)».

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

 

 

Слайд 5.Кейс-технологии

Метод «Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.

Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

 Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).

Примеры объявлений:

- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.

- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: «Комар – это хорошо или плохо?»,

«Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.

Деловая игра «Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Предлагается одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит бутылку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаются картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Одна картинка убирается, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Кейс - технология помогает формировать у детей:

• устойчивые знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

• бережного отношения к природе;

• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

• эмоциональной отзывчивости к живой природе;

• положительных эстетических ощущений от любования природой;

• умений познавать особенности окружающего мира.

Слайд 6.Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.При знакомстве детей с природой, используют разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Используют следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1. Звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
  2. Экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
  3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие  информации;
  4. Медиазанятия, которые проводят в группе  с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

Слайд 7.Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Эффективным методом расширения знаний по экологии  является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Слайд 8.Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра (СОРСИ)

Трактовка данной аббревиатуры: С- Спортивная. О- Оздоровительная. Р- Развивающая. С- Сюжетная. И- Игра  включающая в себя синтез различных видов деятельности, объединённых одним общим сюжетом. Игра СОРСИ строится следующим образом: Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию исследователя. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Развивают у них яркие положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию. Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д. Испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: «Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие. Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.

 

Слайд 9.Экологический ай-стоппер

Экологический ай-стоппер ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и смартфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Ай-стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, баннеры, плакаты. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах и уголках самостоятельной активности детей для побуждения их к самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе (здесь ай -стопперы могут одновременно служить указателями). Это могут быть  различные виды плакатов и информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т. д.

Слайд 10.Экологический сторисек                                                                                                         Экологический сторисек «мешочек историй» – это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме,  usb накопитель, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным. Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.

Слайд 11.Природоохранные акции

 В ходе таких акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

Слайд 12.Метод экологической идентификации

 - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я -сломанная ветка… », «Я- муравей… », «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно. Технология экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом является игровым приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени; Например, «Долго не было дождя, деревья и цветы стали плохо себя чувствовать? Как? Маша –ромашка: «Мои цветочки начали увядать (показывает руками), листочки опадают (показывает в движении), Наташа —  яблонька – наклонила свои веточки, стала сбрасывать листочки  и пр.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Слайд 13.«Живая книга»

Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи», «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком  и получить представление о профессиях смежных с экологией; социальных группах связанных с экологией;«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты, учителя и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.

Слайд 14.Экологическая тропа

Создание экологической тропы на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент. В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки- включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, замусоренных (или очищенных) водоемов за пределами детского сада. Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям:

поисковое (воспитанникам можно предложить проблемную ситуацию таким образом, чтобы дети нашли ответы на экологической тропе ДОУ);

природоохранное (на экологической тропе можно разместить баннеры и природоохранные лозунги. У детей с малого возраста будет формироваться экологическое сознание);

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе – ознакомительная прогулка, наблюдения, игры, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном и приобретённые знания о природе дети выражают в разных видах деятельности – изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Слайд 15.Ошибана

Большинству из нас хорошо известно слово «икебана» древнее искусство составления букетов из срезанных и засушенных растений. А что же такое ошибана?Ошибана (прессованная  флористика)  - основана на использовании разнообразного природного  материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших, благодаря этому свои природные форму и цвет.Отличительной особенностью является: разнообразие, простота, доступность, материала, общение ребенка с природой. Занятие флористикой расширяют кругозор детей, воспитывают экзотический вкус, делает их более чуткими и терпимыми, учат понимать природу. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще проще, ничего не нужно вырезать, остается лишь художественно наклеить на картоне сами листочки и цветочки, чтобы получилась красивая картинка.

Слайд 16.Бионика

Бионика – это самая молодая наука, которая получила в настоящее время широкое распространение и приобрела важное значение в современном мире. Понятие «бионика» состоит из частей слов «БИОлогия» и «техНИКА». Наука, которая позволяет соединить живую природу с техникой. Цель этой науки, сделать мир людей еще более удобным, при помощи техники, созданной подглядыванием за живой природой. Многие животные и растения наделены природой удивительными способностями и возможностями. Порой их организмы служат образцом для людей, создающих высокоточные приборы и устройства. В беседах о бионике развивается любознательность, дети узнают о тайнах природы.Во время наблюдений каждый ребенок первооткрыватель. Каждый ребенок думает, что он первый увидел. Поэтому детей нужно привлекать к созданию фантастических проектов, возможность изготовить модель, конструкцию.

Слайд 17.Ментальные карты.

«ментальные карты» - это информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Метод ментальных карт оказывается очень простым, доступным средством донесения информации.Цель составления Ментальных карт— на одном листе собрать всю необходимую информацию о предмете, объекте или явлении.

Алгоритм создания:

1.В центре листа обозначается общая тема (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и.т.п)

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций  по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно  вносят дополнения в карту. Подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.

 Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную

речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и

запоминать изученный материал.

 

Вывод:Применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в МДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании. Таким образом, данные формы и методы экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование инновационных методик в экологическом воспитании дошкольников » МДОУ «Детский сад «Солнышко» Подготовила: воспитатель Фазилова И.В г.Переславль-Залесский 2023г.

Слайд 2

Актуальность применения инновационных методов и форм экологического воспитания определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.

Слайд 3

Инновационные формы и методы: Игровые технологии Кейс-технологии Компьютерные технологии Экологический театр Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра (СОРСИ) Экологический ай-стоппер Экологический сторисек Природоохранные акции Метод экологической идентификации «Живая книга» Экологическая тропа Ошибана Бионика Ментальные карты.

Слайд 4

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 5

Кейс-технологии Первый этап: Подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Показывает фотографию, зачитывает текст Знакомятся с ситуацией Второй этап: Мотивационный Формирует суть проблемы; Формирует задание; Мотивирует к поиску решения Осознают проблему; Концентрируются на поиске решений данной ситуации Третий этап : «Мозговой штурм» Активизирует детей при помощи ключевых вопросов; Помогает проанализировать принятое решение Представляют свои варианты решения; Находят совместное решение; Формулируют выводы Четвёртый этап: Оценочно-рефлексивный Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания Размышляют, выдвигают аргументы; Применяют полученные знания

Слайд 6

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 7

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Слайд 8

Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра (СОРСИ)

Слайд 9

Экологический ай-стоппер

Слайд 10

Экологический сторисек

Слайд 11

Природоохранные акции

Слайд 12

МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Слайд 13

«Живая книга»

Слайд 14

Экологическая тропа

Слайд 15

ОШИБАНА

Слайд 16

БИОНИКА

Слайд 17

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ

Слайд 18

Использование инновационных технологий в МДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.

Слайд 19

Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Презентация "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Семинар-практикум "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...

Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы.Сейчас я приведу примеры разл...