Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры
статья (младшая группа)

Колмагорова Светлана Евгеньевна

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых - накопление разнообразного сенсорного опыта.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее (К. Д. Ушинский). Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • - является основой для интеллектуального развития;
  • - развивает наблюдательность
  • - готовит к реальной жизни;
  • -  позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • - является основой для развития воображения;
  • - развивает внимание;
  • - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • -  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • -  влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети  легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

В своей практике для развития сенсорного опыта детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками. Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это такие игры как домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Играя  с предметами, использую как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие  игры очень важны,  потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Организацию дидактической игры осуществляла в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Перед проведением дидактической игры я смотрела на соответствие данной игры задачам, продумывала наиболее удобное время проведения дидактической игры и выбор места,  где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу. Также определяла,  с кем буду проводит  игру (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально), подбирала необходимый дидактический  материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал) планировала  весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой. Также  проводила предварительную работу с детьми: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Игру всегда старалась начинать с сюрпризного момента. Затем знакомила детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них), Объясняла  ход и правила игры (что они запрещают, разрешают, предписывают). Если игра новая, незнакомая детям, то показывала  игровые действия. Участвуя в игре, я  старалась направлять  действия играющих советом, вопросом, напоминаниями. В конце игры всегда давала детям положительную оценку результата, подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность, а также  спрашивала у детей, понравилась ли им игра, и обещала, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализируя дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, я прихожу к выводу, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.

При ознакомлении с цветом я сразу знакомлю детей с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым. Для этого я использую такие дидактические игры, как «Разноцветные бабочки», «Разноцветные стаканчики», «Прищепки», «Чайная пара», «Цветовое домино» и другие. После того, как дети научатся различать и называть все 6 цветов спектра, я знакомлю их с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней».

В связи с данными полученными при обследовании детей я начинала вводить игры на соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. На этом этапе давали словесное обозначение цвета. Детям предлагала  подобрать такого же цвета: например шары. На первых порах детям предлагала собрать 2- 3 наиболее контрастных цвета (красный, синий, желтый), затем добавлялись зеленый, оранжевый, фиолетовый. Для поддержания интереса вводила соревновательный момент, например в игре «Цветные комнаты»: «Кто быстрее расставит предметы в комнате?» Для детей, которые не смогли разместить цвета по наглядному образцу, предлагались игры с мозаикой, «Найди ключик», «Собери цветочек», где дети, опираясь на поэтапный образец, выкладывали соответствующие элементы. Все дети довольно быстро научились выкладывать цветочек. Более сложный вариант – выкладывание пирамидки, выполнялся сначала под руководством педагога, но после нескольких повторений дети самостоятельно выполняли задание успешно.

На следующем этапе - выбора предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого использовала игры: «Наведем порядок», «Найди игрушку» где дети давали предмет определенного цвета. В этих играх хорошо прослеживалось насколько дети хорошо стали ориентироваться в основных цветах при назывании их взрослым, что позволили сделать вывод о том, что дети усвоили представления о цвете. На следующем этапе вводила игры по размещению, называнию как основных, так и дополнительных цветов применялись такие игры, как,«Подбери пару», «Чудесный мешочек». В ходе игр стало ясно, что некоторые дети  стали называть цвета, но кто-то из  детей еще затрудняются в назывании. С ними я проводила индивидуальную работу: совместно с детьми мы создали альбом «Разноцветный мир», где каждая страница отводилась определенному цвету. Дети совместно с мной уточняли, что каким бывает. Я задавала вопрос: «Что бывает красным цветом?», на который дети отвечали, перечисляя картинки на странице альбома. В итоге проводилось обобщение: «Какого цвета все на этой странице?». По ходу рассматривания альбома, выяснялось, как дети самостоятельно называют цвета, при затруднениях оказывалась помощь, использовались такие приемы как подсказка, называние начала слова.

Для формирования навыков обобщения по признаку цвета, проводились игры: «Построй домик», «Собери коллекцию», «Разложи карандаши по баночкам», «Поезд». Большой интерес вызвала игра «Собери коллекцию», дети с удовольствием раскладывали предметы по мешочкам.

Также для того, чтобы закрепить названия цветов  детям давала задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?» и т.д.

Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с геометрическими фигурами. Использование дидактических игр дало детям более глубокое восприятие формы. Они могут не только находить называть квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, но и выложить из этих фигур предметы: грузовик, ёлочку, бабочку, домик. Здесь мне очень помогли такие игры как «Геометрическая мозаика» «Сложи картинку» и «Геометрическое лото»

Знакомство детей с величиной происходит в  сравнении нескольких объектов, существенно различающихся по величине («большой», «поменьше», «Средний» «маленький», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»). В формировании эталонов величины мне помогли такие игры как «Три квадрата», «Башня», «Что там», «Короткая и длинная дорожка», «Сбор овощей».

Затем я предлагала детям выделять в предметах и игрушках сразу несколько свойств (большой зеленый круглый мяч, красная маленькая квадратная коробка. Здесь мной широко использовалась игры такие как:  «Чудесный мешочек», словесные игры «Угадай по описанию», «Подскажи словечко».

Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общие дидактические принципы. Среди них:

Принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система знаний создается в той последовательности, которая определяется познавательными возможностями детей. Дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределяться от простого к сложному. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат необходимо соблюдать условие систематичности их проведения

Принцип доступности - дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

Принцип прочности - успешное проведение дидактических игр требует их повторности. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение дидактических игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых - накопление разнообразного сенсорного опыта.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее (К. Д. Ушинский). Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • - является основой для интеллектуального развития;
  • - развивает наблюдательность
  • - готовит к реальной жизни;
  • -  позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • - является основой для развития воображения;
  • - развивает внимание;
  • - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • -  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • -  влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети  легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

В своей практике для развития сенсорного опыта детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками. Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это такие игры как домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Играя  с предметами, использую как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие  игры очень важны,  потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Организацию дидактической игры осуществляла в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Перед проведением дидактической игры я смотрела на соответствие данной игры задачам, продумывала наиболее удобное время проведения дидактической игры и выбор места,  где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу. Также определяла,  с кем буду проводит  игру (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально), подбирала необходимый дидактический  материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал) планировала  весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой. Также  проводила предварительную работу с детьми: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Игру всегда старалась начинать с сюрпризного момента. Затем знакомила детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них), Объясняла  ход и правила игры (что они запрещают, разрешают, предписывают). Если игра новая, незнакомая детям, то показывала  игровые действия. Участвуя в игре, я  старалась направлять  действия играющих советом, вопросом, напоминаниями. В конце игры всегда давала детям положительную оценку результата, подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность, а также  спрашивала у детей, понравилась ли им игра, и обещала, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализируя дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, я прихожу к выводу, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.

При ознакомлении с цветом я сразу знакомлю детей с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым. Для этого я использую такие дидактические игры, как «Разноцветные бабочки», «Разноцветные стаканчики», «Прищепки», «Чайная пара», «Цветовое домино» и другие. После того, как дети научатся различать и называть все 6 цветов спектра, я знакомлю их с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней».

В связи с данными полученными при обследовании детей я начинала вводить игры на соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. На этом этапе давали словесное обозначение цвета. Детям предлагала  подобрать такого же цвета: например шары. На первых порах детям предлагала собрать 2- 3 наиболее контрастных цвета (красный, синий, желтый), затем добавлялись зеленый, оранжевый, фиолетовый. Для поддержания интереса вводила соревновательный момент, например в игре «Цветные комнаты»: «Кто быстрее расставит предметы в комнате?» Для детей, которые не смогли разместить цвета по наглядному образцу, предлагались игры с мозаикой, «Найди ключик», «Собери цветочек», где дети, опираясь на поэтапный образец, выкладывали соответствующие элементы. Все дети довольно быстро научились выкладывать цветочек. Более сложный вариант – выкладывание пирамидки, выполнялся сначала под руководством педагога, но после нескольких повторений дети самостоятельно выполняли задание успешно.

На следующем этапе - выбора предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого использовала игры: «Наведем порядок», «Найди игрушку» где дети давали предмет определенного цвета. В этих играх хорошо прослеживалось насколько дети хорошо стали ориентироваться в основных цветах при назывании их взрослым, что позволили сделать вывод о том, что дети усвоили представления о цвете. На следующем этапе вводила игры по размещению, называнию как основных, так и дополнительных цветов применялись такие игры, как,«Подбери пару», «Чудесный мешочек». В ходе игр стало ясно, что некоторые дети  стали называть цвета, но кто-то из  детей еще затрудняются в назывании. С ними я проводила индивидуальную работу: совместно с детьми мы создали альбом «Разноцветный мир», где каждая страница отводилась определенному цвету. Дети совместно с мной уточняли, что каким бывает. Я задавала вопрос: «Что бывает красным цветом?», на который дети отвечали, перечисляя картинки на странице альбома. В итоге проводилось обобщение: «Какого цвета все на этой странице?». По ходу рассматривания альбома, выяснялось, как дети самостоятельно называют цвета, при затруднениях оказывалась помощь, использовались такие приемы как подсказка, называние начала слова.

Для формирования навыков обобщения по признаку цвета, проводились игры: «Построй домик», «Собери коллекцию», «Разложи карандаши по баночкам», «Поезд». Большой интерес вызвала игра «Собери коллекцию», дети с удовольствием раскладывали предметы по мешочкам.

Также для того, чтобы закрепить названия цветов  детям давала задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?» и т.д.

Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с геометрическими фигурами. Использование дидактических игр дало детям более глубокое восприятие формы. Они могут не только находить называть квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, но и выложить из этих фигур предметы: грузовик, ёлочку, бабочку, домик. Здесь мне очень помогли такие игры как «Геометрическая мозаика» «Сложи картинку» и «Геометрическое лото»

Знакомство детей с величиной происходит в  сравнении нескольких объектов, существенно различающихся по величине («большой», «поменьше», «Средний» «маленький», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»). В формировании эталонов величины мне помогли такие игры как «Три квадрата», «Башня», «Что там», «Короткая и длинная дорожка», «Сбор овощей».

Затем я предлагала детям выделять в предметах и игрушках сразу несколько свойств (большой зеленый круглый мяч, красная маленькая квадратная коробка. Здесь мной широко использовалась игры такие как:  «Чудесный мешочек», словесные игры «Угадай по описанию», «Подскажи словечко».

Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общие дидактические принципы. Среди них:

Принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система знаний создается в той последовательности, которая определяется познавательными возможностями детей. Дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределяться от простого к сложному. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат необходимо соблюдать условие систематичности их проведения

Принцип доступности - дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

Принцип прочности - успешное проведение дидактических игр требует их повторности. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение дидактических игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, жив...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...