Консультация для педагогов «Учим малышей наблюдать».
консультация

Мазитова Светлана Айратовна
Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

«Учим малышей наблюдать».

                                   

2021г.

Наблюдения в детском саду – это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания и опыт ребенка.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и примечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решать задачи интеллектуального развития.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов, листочков на деревьях, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в цветнике или в огороде, где дети могут принять участие в посадке и уборке урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

К организации наблюдения воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Виды наблюдений на прогулке.

1. Наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными особенностями времени года. (изменения в жизни животных, птиц, изменения почвы, деревьев, растений, положения солнца). Учить детей наблюдать за сезонными явлениями в природе. Учить детей наблюдать явления природы, анализировать, устанавливать причинные связи и зависимость. Учить детей делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

2. Наблюдения за состоянием погоды. Отметить с детьми погоду. Учить детей определять и называть состояние погоды. Предложить ответить на вопросы: какая сегодня погода, холодно или тепло, солнечно или пасмурно, ветреный день или безветренный. Уточнить, почему дети решили, что сегодня такая погода.
Учить детей определять состояние погоды по характерным признакам: дует ветерок, деревья качаются, значит, ветреная погода; светит солнце, на земле тени – значит, погода солнечная, на деревьях иней, снег не липкий – погода морозная. Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Наблюдения за животным миром. Организовать с детьми наблюдения за птицами, за их поведением, внешним видом, окраской, оперением. Воспитывать желание ухаживать за ними, оберегать, подкармливать. Организовать наблюдения за животными, особенностями внешнего вида, повадками. Уточнить знания детей об образе жизни животных (домашних и диких, повадках, уходе за ними. Организовать с детьми наблюдение за насекомыми(место их обитания, особенности внешнего вида)
Учить детей распознавать животных, птиц, насекомых по окраске, звукам, способу передвижения, поведению. Дать детям представление о жизни животных, птиц, насекомых в разное время года.

4. Наблюдение за растительным миром (в лесу, поле, на лугу, в саду, на участке детского сада) Организовать с детьми наблюдение за растениями (деревьями, кустарниками, травами). Учить детей сравнивать их, находить общие и отличительные признаки. Дать детям представление о выращиваемых растениях, уходе за ними.
Учить детей правильно вести себя в природе, поговорить с ними о бережном отношении к растениям, об охране природы, о правильном поведении в природе (не ломать кусты, не рвать цветы). Дать детям представление о растениях в разное время года. Учить детей различать растения, деревья, кустарники по коре, листьям, цветам, плодам. Организовывать длительные наблюдения (за цветами на клумбе, за огородом, отмечая изменения за прошедший период.

5. Наблюдения за неживой природой. Организовать с детьми наблюдения за почвой, водой, песком, камнями, льдом, снегом. Организовывать опытническую деятельность с песком, со снегом, льдом (заморозка цветной воды, принесение снега в группу, лепка из сухого и мокрого песка, рассмотрение почвы под лупой и др.) Учить устанавливать причинно - следственные связи состояния неживой природы в зависимости от сезона.

6. Наблюдение за трудом взрослых. Продолжать знакомить детей с трудом дворника, шофера, строителя. Расширять представления детей об орудиях труда, трудовых действиях, название одежды, разнообразных машин, подчеркнуть значение труда рабочих для общества.
7. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Помогать детям перечислять виды общественного транспорта. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины. Наблюдение за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить детей со светофором, его сигналами. Целевая прогулка может быть младших дошкольников на участок старших детей. Может быть прогулка – экскурсия на площадь, где установлена новогодняя елка.

Структура наблюдения как метода познавательно- исследовательской деятельности:

1. Цель. Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание задач наблюдения педагогом. Роль взрослого состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у дошкольников уже в ходе наблюдения.

2. Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.
Мотивами включения в  познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.

3. План. В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной к школе группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.

4. Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.

5. Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.

В зависимости от цели, задач и содержания занятия, для наблюдения используются индивидуальные, групповые (4- 6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации.

Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Подготовка наблюдения включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринимать предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению;

- подготовка оборудования для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобится лупа, если животное – корм, вода, посуда.

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает полезное с приятным.

      «Наблюдение за деревьями зимой»

Цель: Закреплять умение детей узнавать деревья по характерным признакам и строению, признакам, отличающим каждое дерево друг от друга. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми разные деревья: березу, клен, тополь, иву. Спросить у детей как называются эти деревья, какое у них строение. Сравнить все деревья между собой: в чем их сходство и различие (рисунком коры, ее цветом, кроной, семенами и плодами). Обратить внимание на цвет и рисунок коры. На каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета. Рассказать детям, как можно отличить одно дерево от другого по кроне: у клена ветки прямые, заканчиваются «вилкой», у дуба все ветки неровные, словно покореженные, у березы крона словно кудрявая, веточки белые, у ивы ветки гибкие и длинные, почти до земли.

Исследовательская деятельность: Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.

Правильная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

Вот несколько полезных советов тем, кто любит комнатные растения и привлекает к этому полезному делу своих детей.

 1. Не стоит заставлять ребенка ухаживать за растениями. Если вы станете проявлять настойчивость в этом деле, то будет больше вреда, чем пользы и для растений, и для вашего ребенка.

 2. В то же время ребенок должен иметь возможность наблюдать за растениями; знать, что они живые, бережно к ним относиться; понимать, что они нуждаются в нашей заботе. Постарайтесь привлечь ребенка к работе тогда, когда он сам проявляет желание.

3. Привлечь внимание детей к комнатным растениям помогут простые, но всегда эффективные игровые методы. Например, вместе с детьми вылепите из цветного пластилина забавного зверька зайчонка или лягушонка, закрепите его на деревянную шпажку и «поселите» в горшочке с комнатным растением. Придумайте историю об этом зверьке, о том, что ему очень понравился именно этот цветок, и он с ним будет дружить. Такой помощник подскажет ребенку, что пора полить растение или он однажды попросит стряхнуть с листочков пыль.

4. Для каждого комнатного растения горшочек – это его домик! Вместе с вашими детьми вы можете превратить простой одноцветный и немного скучный горшочек в настоящий домик. Для этого вам понадобится цветная самоклеящаяся бумага, фантазия и немного терпения. Из бумаги под вашим руководством дети могут вырезать квадратики для окон, прямоугольники для дверей и т.д. Немного терпения и ваш горшочек превратится в настоящий домик. А когда готов домик для растения, вместе с вашим ребенком посадите в него комнатное растение, которое быстро приживается и не очень требовательно в уходе. Поверьте, к такому растению ваши дети проявят гораздо больше внимания, ведь они будут видеть результат своего труда.

5. Попробуйте вместе с детьми придумать имена для ваших комнатных растений. Возможно, это будут не простые имена, поощряйте фантазию ребят, и тогда Красавица, Беляночка или Ёжик приобретут для них особое значение.

6. Очень хорошо, если ваши дети могут назвать несколько настоящих названий растений, но это не должно стать самоцелью. Для того, чтобы сделать этот процесс легким и полезным можно использовать сказки, где у всех героев имена комнатных растений. Так в занимательной форме дети легко и быстро запоминают необходимые названия.

7. Использование в вашей работе сказок, стихов и других литературных произведений принесёт несомненную пользу. А как же при этом обойтись без любимых героев: домовёнок Кузя, Незнайка и веселый Карлсон в умелых руках станут настоящими помощниками в работе по ознакомлению детей с комнатными растениями. Постарайтесь использовать те характерные черты сказочных героев, которые детям понятны: так Незнайку можно чему-нибудь научить, например, поливу растения, а заботливый и домовитый Кузя может сам «рассказать» о пользе некоторых комнатных растений, Карлсон, - любитель поиграть пригодится вам во время дидактических игр и т.д.

8. Совсем не лишним может оказаться в вашей работе составление так называемого «паспорта растения». Прежде всего, на первой страничке поместите фотографию или четкую картинку данного растения, его бытовое и научное название. Важно знать из какой страны родом это растение, ведь от этого часто зависят условия его содержания. Экологические особенности такие как отношение к влаге и свету можно указать при помощи условных значков: например, знак «солнышко» может означать – светолюбивое растение, а «солнышко за тучкой» - теневыносливое. Влаголюбивое растение будет иметь значок с тремя капельками, а засухоустойчивое только одну.

          9. Систему значков можно использовать также при обучении детей правильному поливу. Для этого понадобятся мерные стаканчики, цветные метки, лейки. На мерном стаканчике, из которого позже наполняют лейку, снизу-вверх надо разместить цветные метки, например, кружочки. Такого же цвета кружочки наклеивают на цветочные горшки. Так, например, у вас есть бальзамин в большом горшке, на котором наклеен темно синий кружок, значит, в мерный стакан нужно налить воду до темно синей метки (она на самом верху стаканчика, т.к. воды для бальзамина нужно много, ведь это влаголюбивое растение). После этого воду из мерного стакана переливают в подходящую леечку с мелкой сеткой на носике – и можно поливать! Для маленьких горшков и для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана.

10.Всегда помните, проводя работу с детьми по ознакомлению с комнатными растениями, не забывайте о цели работы: воспитание бережного отношения к природе. Никогда не допускайте, чтобы ваши растения гибли, ведь они живые и нравственность при этом конечно важнее получения детьми каких-либо научных знаний.

Кстати, ваши опыты с растениями должны быть безопасными не только для растений, но и для ваших детей. Никогда не используйте растения, как бы красиво они ни выглядели, если это ядовитые, колючие или сильно пахнущие растения, во избежание травм или аллергических реакций. Следуя этим несложным советам, вы сможете не только привлечь детей к этой интересной работе, но и значительно расширите круг их представлений, пополните знания новыми интересными сведениями, сможете воспитать трудолюбивого, отзывчивого и всесторонне развитого ребенка.

 Игра «Закончи предложение»Хочу такой сайт

Я начинаю предложение, а ты сочиняешь вторую его часть, и начинаешь свой ответ со слов «для того чтобы…»

- Комнатные растения необходимо поливать (для того, чтобы… они не завяли).

- Листья на комнатных растениях нужно протирать (для того, чтобы… они могли дышать).

- Комнатным растениям нужен солнечный свет (для того, чтобы… они хорошо росли).

- Комнатные растения нужны человеку (для того чтобы… украшать его дом).

- А для чего ещё комнатные растения нужны человеку (для того чтобы… очищать воздух).

- Комнатные растения нужно удобрять (для того чтобы… растения росли красивыми и здоровыми).

Предложите ребёнку раскраски на тему «Комнатные растения».

Младшая группа:

«Наблюдение за сезонными изменениями осенью».

 Цель: Учить определять время года по характерным признакам. Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Ход наблюдения: 

Во время прогулки обратить внимание детей на небо: светит ли солнышко или на небе тучи (какого они цвета); на листву деревьев она изменила окраску или нет, какого цвета листьев больше; какой дует ветер – холодный или теплый.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Исследовательская деятельность: Найти дерево, которое раньше всех готовится к зиме. Составить узоры из опавших листьев.

«Прогулка в осеннюю рощу»

Цель: Формировать знания об осенних изменениях в природе. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Прочесть детям стихотворение.

Осень подойдет неслышно, тихо станет у ворот.

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины в нитях белой паутины.

Станет пасмурной река – третья верная примета.

Осень бродит близко, где – то.

Ранним утром на поляны лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди – моросящие дожди.

Пеленой затянет просинь, значит, наступила осень.

Спросить детей, какие имения произошли в жизни растений и животных (насекомые прячутся, птицы собираются в стаи лететь на юг, деревья готовятся к зиме).

Исследовательская деятельность: Поискать деревья, на которых больше всего желтых листьев, меньше всего желтых листьев. Пояснить детям, что листья желтеют не на всех деревьях сразу.

«Наблюдение за листопадом»

Цель: Учить определять признаки осени, развивать наблюдательность. Учить любоваться красотой родной природы.

Ход наблюдения: Подвести детей к такому месту, где роща видна издали и хорошо просматривается. Обратить внимание на красоту рощи осенью. Во время прогулки по роще обратить внимание на опавшие листья. Предложить детям побегать по опавшей листве. Спросить у детей у всех ли деревьев одинаковые листья. Предложить детям собрать листья с разных деревьев.

Исследовательская деятельность: Сравнить собравшие листья по форме, окраске. Попросить детей выбрать самые красивые на их взгляд листья, спросить, почему они им понравились.

Подвижная игра «Мы листочки»

Цель: Учить внимательно, слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения.

Мы листики, мы листики            Дети стоят в кругу, держа в руках листочки.

Мы – осенние листочки.  

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер – полетели,              разбегаются в разные стороны.

Мы летали, мы летали,                 бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали              садятся на корточки в кружок.

Ветер снова вдруг подул,              разбегаются в разные стороны.

И листочки с веток сдул,

Все листочки полетели, и на землю тихо сели.    Подбрасывают листочки вверх.    

«Рассматривание осеннего дерева»

Цель: Формировать знания об основных частях дерева (ствол, ветки, листья, плоды, корень). Развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: Подвести детей к дереву, повторить вместе с детьми основные части – корень, ствол, ветки, листья, плоды. Дать детям наглядное представление о том, что деревья бывают разной толщины. Напомнить, что листья и плоды растут на ветках. Спросить у детей, что происходит с листьями и плодами осенью. Предложить детям внимательно рассмотреть и погладить ствол дерева. Обратить внимание на то, что дерево высокое, и чтобы увидеть верхушку дерева нужно поднять голову. Предложить детям найти низкое дерево и сравнить его с высоким.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть ствол старого и молодого дерева. Сравнить кору, толщину деревьев. Рассмотреть на них оставшиеся листья.

«Наблюдения за растениями зимой»

Цель: Формировать знания о жизни растений зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на то, что на некоторых из них осталось немного листьев или плодов.

Рассказать о том, что деревья зимой находятся в состоянии покоя – отдыхают т. к. очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников хрупкие, легко могут сломаться. Поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не ломать.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть ветки деревьев, найти на них почки. Рассмотреть почки через увеличительное стекло, сравнить их по размеру.

«Как живут растения зимой»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, растения прекращают свой рост, замирают до весны). Формировать сложные формы речи – описание.

Ход наблюдения: Во время прогулки обратить внимание детей на то, что на деревьях нет листьев. Спросить живые ли деревья? Если да, то, как мы это можем узнать? Рассмотреть вместе с детьми ветки разных деревьев, показать им почки. Спросить знают ли они, что это растет на деревьях? Что будет с почками весной? Почему они не растут сейчас? Попросить детей описать деревья зимой, предложить им описать то, что по их представлению может сниться деревьям зимой.

Собрать возле деревьев обломившиеся свежие веточки и поставить их в группе для дальнейшего наблюдения.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть почки разных деревьев. Сравнить их по размеру, цвету.

Дидактическая игра: «Опиши, я отгадаю». Цель: Учить выделять и называть характерные признаки деревьев и кустов.

«Наблюдение за набуханием почек на деревьях»

Цель: Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Во время прогулки обратить внимание детей на то, что почки на деревьях стали набухать, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно их потрогать, понюхать. Спросить детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

Эти маленькие почки распечатает весна,

А пока в них спят листочки,

И растут во время сна.

Исследовательская деятельность: Сравнить почки разных деревьев и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях: одни – раньше, другие – позже. Рассмотреть через увеличительное стекло пушистые сережки на иве.

 «Наблюдение и сравнение дуба и клена».

Цель: Закреплять умение описывать знакомые деревья по одному – двум признакам. Учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различие).

Ход наблюдения: Обратить внимание на красоту деревьев и кустов в зимнем наряде. Прочитать стихотворение И.Василевского «Снегопад».

Снегопад, снегопад, засыпает снегом сад,

И болота, и луга, и речные берега,

И тропинки горные и поля просторные,

Все кругом белым – бело, все тропинки замело.

В белых ватниках дубки, ели в белых платьицах,

Рады зайцы – беляки, легче будет прятаться!

Спросить у детей смогут ли они узнать дубы среди других деревьев. Предложить детям назвать признаки, по которым они узнали дерево (кора, крона, оставшиеся листья, плоды). По этим же признакам найти среди деревьев клен. Попросить детей сравнить дуб и клен, чем они схожи, и в чем их различие.

«Наблюдение за почками деревьев весной».

Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада. Формировать представление о том, что почки – это дом для листочков.

Ход наблюдения: Во время прогулки вместе с детьми рассмотреть деревья, вспомнить основные части дерева – корни, ствол, ветки. Пояснить детям, что зимой вместо листьев на деревьях почки. Рассмотреть их, как они расположены, какого размера и цвета. Сравнить почки на дубе и тополе. Обратить внимание на то, что на дубе листья появляются позже, поэтому  почки не набухли как на тополе. Осторожно открыть одну почку на тополе и рассмотреть внутри маленькие листочки.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть растущий на деревьях мох. Визуально определить, с какой стороны его растет больше. Попросить детей объяснить, почему на одной из сторон мха растет больше.

«Прогулка в весеннюю рощу»

Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Ход наблюдения: Во время прогулки обратить внимание детей на то, как изменилась роща – на всех деревьях появились листочки. Рассмотреть вместе с детьми молодые листики. Попросить детей описать, какие они (маленькие, нежные, зеленые).

Наблюдение за набуханием почек на деревьях».

Цель: Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что на деревьях стали набухать почки, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно потрогать их, понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

 Чтение стихотворения:  

Эти маленькие почки распечатает весна.

А пока в них спят листочки и растут во время сна.

Исследовательская деятельность: Сравнить почки разных деревьев и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях: одни появляются раньше, другие – позже. Рассмотреть через увеличительное стекло пушистые сережки на иве.

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

Старшая группа

Наблюдение за почками деревьев весной».

Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада. Формировать представление о том, что почки – это дом для листочков.

Ход наблюдения: Во время прогулки вместе с детьми рассмотреть деревья, вспомнить основные части дерева – корни, ствол, ветки. Пояснить детям, что зимой вместо листьев на деревьях почки. Рассмотреть их, как они расположены, какого размера и цвета. Сравнить почки на дубе и тополе. Обратить внимание на то, что на дубе листья появляются позже, поэтому почки не набухли как на тополе. Осторожно открыть одну почку на тополе и рассмотреть внутри маленькие листочки.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть растущий на деревьях мох. Визуально определить, с какой стороны его растет больше. Попросить детей объяснить, почему на одной из сторон мха растет больше.

Подготовительная к школе  группа

 «Прогулка по осенней роще»

Цель: Формировать представления об изменениях в природе. Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым их можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Перед прогулкой зачитать детям письмо – приглашение: «Здравствуйте, ребята! Я осень приглашаю вас к себе в гости, в мою осеннюю рощу полюбоваться моими нарядами, понаблюдать, что интересного произошло в роще. А чтобы вам было интересно, я приготовила для вас карточки с заданиями. На этом я с вами прощаюсь. Жду вас у себя в роще. До свидания, осень!

Карточки с заданиями:

  1. Во время прогулки назвать те деревья и кустарники мимо которых будите ходить.
  2. Найти самый необыкновенно раскрашенный лист.
  3. Назвать плоды и семена встречающихся растений.

Во время прогулки обратить внимание детей на красоту осенней рощи. Спросить у детей изменилась ли жизнь растений с приходом осени. Как деревья готовятся к зиме?

Исследовательская деятельность: Предложить детям аккуратно и потихоньку потянуть с ветки зеленый лист и желтый. Спросить какой лист отрывается легче. Через увеличительное стекло посмотреть на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точками. Что это такое? Оказывается, что листья это «форточки» деревьев. Чтобы расти дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли. Она поднимается по стволу, веткам, и попадает в листья. Солнце нагревает листья «форточки» открываются, выпускают влагу, листья охлаждаются и не засыхают. Осенью становится холоднее, дерево потребляет меньше воды и соответственно в листья поступает воды меньше, они начинают потихоньку увядать. Также осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка, она отделяет лист от ветки. Поэтому ветер срывает осенние листья с веток.

.

«Наблюдение за рябиной осенью»

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

                      О. Высотская.

Воспитатель задает вопросы:

  • Как выглядит рябина?
  • Где она растет?
  • Какие звери любят ягоды рябины?
  • Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
  • Что дает рябина людям?

Словно девица – красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится его плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепят рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

«Наблюдение за деревьями зимой»

Цель: Закреплять умение детей узнавать деревья по характерным признакам и строению, признакам, отличающим каждое дерево друг от друга. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми разные деревья: березу, клен, тополь, иву. Спросить у детей как называются эти деревья, какое у них строение. Сравнить все деревья между собой: в чем их сходство и различие (рисунком коры, ее цветом, кроной, семенами и плодами). Обратить внимание на цвет и рисунок коры. На каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета. Рассказать детям, как можно отличить одно дерево от другого по кроне: у клена ветки прямые, заканчиваются «вилкой», у дуба все ветки неровные, словно покореженные, у березы крона словно кудрявая, веточки белые, у ивы ветки гибкие и длинные, почти до земли.

Исследовательская деятельность: Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.

«Наблюдение за весенним дубом»

Цель: Продолжать знакомить детей с дубом, его особенностями в весеннее время года. Формировать представление о внешнем виде дуба.

Ход наблюдения: Загадать детям загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня весна.

Рассмотреть деревья, подойти к дубу и спросить у детей знают ли они, как оно называется, по каким признакам вы определили, что это дуб. Повторить вместе с детьми основные части дерева: корни, ствол, ветки. Рассмотреть почки на дубе, спросить у детей, почему они не раскрылись. Если дети затрудняются с ответом, пояснить что на дубе почки распускаются позже т. к. молоденькие листья бояться утренних заморозков. Поэтому почки на дубе не раскрываются пока не установится теплая погода. Листья тополя не боятся утренних заморозков, поэтому появляются на деревьях одними из первых.

Исследовательская деятельность: Учить детей с помощью компаса определять стороны света. Обратить внимание на то, что без компаса можно определить направление севера по мху, растущему на деревьях – с северной стороны его больше.

«Наблюдение за деревьями весной»

Цель: Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, цветение), сравнение листьев и цветов разных пород деревьев. Воспитывать эмоционально положительное отношение к природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на распустившиеся листья, появившиеся сережки и цветы. Попросить детей назвать деревья, на которых сережки появились раньше листьев. Спросить детей, как они думают, почему листья распускаются не сразу на всех деревьях.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть и сравнить распустившиеся листья.

Наблюдение за набуханием почек на деревьях.

Цель: Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что на деревьях стали набухать почки, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно потрогать их, понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

 Чтение стихотворения:  Эти маленькие почки распечатает весна,

                                           А пока в них спят листочки и растут во время сна.

Исследовательская деятельность: Сравнить почки разных деревьев и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях: одни появляются раньше, другие – позже. Рассмотреть через увеличительное стекло пушистые сережки на иве.

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

«Рассматривание дерева, сравнение его с кустом»

Цель: Закреплять представление о дереве (имеет корень, ствол, ветки, листья и плоды), кустарник (имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды). Развивать аналитическое мышление, воспитывать интерес к жизни растений.

Ход наблюдения: На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, чем они схожи и в чем различие.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом месте, или в тени, под деревьями.

Наблюдение за почками деревьев весной».

Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада. Формировать представление о том, что почки – это дом для листочков.

Ход наблюдения: Во время прогулки вместе с детьми рассмотреть деревья, вспомнить основные части дерева – корни, ствол, ветки. Пояснить детям, что зимой вместо листьев на деревьях почки. Рассмотреть их, как они расположены, какого размера и цвета. Сравнить почки на дубе и тополе. Обратить внимание на то, что на дубе листья появляются позже, поэтому  почки не набухли как на тополе. Осторожно открыть одну почку на тополе и рассмотреть внутри маленькие листочки.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть растущий на деревьях мох. Визуально определить, с какой стороны его растет больше. Попросить детей объяснить, почему на одной из сторон мха растет больше.

 Как растения помогают человеку»

Цель: Объяснить детям значение растений в жизни человека: в природе каждое растение растет для общей пользы, подвести к пониманию того, что все в природе взаимосвязано.

Ход наблюдения: Перед наблюдением прочесть детям рассказ Ушинского «Спор деревьев». Обсудить с детьми рассказ: как вы думаете, какое дерево лучше, полезнее? Что будет, если исчезнут дубы? Каким животным они нужны? (птицы и свиньи питаются желудями, жуки рогачи откладывают яйца под кору дерева). Найти знакомые деревья, рассказать детям об использовании коры, древесины, плодов и листьев.

Исследовательская деятельность: С помощью картинок составить пищевые цепочки на примере дуба. Через увеличительное стекло понаблюдать за насекомыми, ползающими по стволу деревьев.

Дидактическая игра: «Опиши, я отгадаю». Цель: Учить описывать растение, называть его признаки, но не произносить при этом его название, отгадывать название растения по описанию и основным признакам.

Правильная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

Вот несколько полезных советов тем, кто любит комнатные растения и привлекает к этому полезному делу своих детей.

 1. Не стоит заставлять ребенка ухаживать за растениями. Если вы станете проявлять настойчивость в этом деле, то будет больше вреда, чем пользы и для растений, и для вашего ребенка.

 2. В то же время ребенок должен иметь возможность наблюдать за растениями; знать, что они живые, бережно к ним относиться; понимать, что они нуждаются в нашей заботе. Постарайтесь привлечь ребенка к работе тогда, когда он сам проявляет желание.

3. Привлечь внимание детей к комнатным растениям помогут простые, но всегда эффективные игровые методы. Например, вместе с детьми вылепите из цветного пластилина забавного зверька зайчонка или лягушонка, закрепите его на деревянную шпажку и «поселите» в горшочке с комнатным растением. Придумайте историю об этом зверьке, о том, что ему очень понравился именно этот цветок, и он с ним будет дружить. Такой помощник подскажет ребенку, что пора полить растение или он однажды попросит стряхнуть с листочков пыль.

4. Для каждого комнатного растения горшочек – это его домик! Вместе с вашими детьми вы можете превратить простой одноцветный и немного скучный горшочек в настоящий домик. Для этого вам понадобится цветная самоклеящаяся бумага, фантазия и немного терпения. Из бумаги под вашим руководством дети могут вырезать квадратики для окон, прямоугольники для дверей и т.д. Немного терпения и ваш горшочек превратится в настоящий домик. А когда готов домик для растения, вместе с вашим ребенком посадите в него комнатное растение, которое быстро приживается и не очень требовательно в уходе. Поверьте, к такому растению ваши дети проявят гораздо больше внимания, ведь они будут видеть результат своего труда.

5. Попробуйте вместе с детьми придумать имена для ваших комнатных растений. Возможно, это будут не простые имена, поощряйте фантазию ребят, и тогда Красавица, Беляночка или Ёжик приобретут для них особое значение.

6. Очень хорошо, если ваши дети могут назвать несколько настоящих названий растений, но это не должно стать самоцелью. Для того, чтобы сделать этот процесс легким и полезным можно использовать сказки, где у всех героев имена комнатных растений. Так в занимательной форме дети легко и быстро запоминают необходимые названия.

7. Использование в вашей работе сказок, стихов и других литературных произведений принесёт несомненную пользу. А как же при этом обойтись без любимых героев: домовёнок Кузя, Незнайка и веселый Карлсон в умелых руках станут настоящими помощниками в работе по ознакомлению детей с комнатными растениями. Постарайтесь использовать те характерные черты сказочных героев, которые детям понятны: так Незнайку можно чему-нибудь научить, например, поливу растения, а заботливый и домовитый Кузя может сам «рассказать» о пользе некоторых комнатных растений, Карлсон, - любитель поиграть пригодится вам во время дидактических игр и т.д.

8. Совсем не лишним может оказаться в вашей работе составление так называемого «паспорта растения». Прежде всего, на первой страничке поместите фотографию или четкую картинку данного растения, его бытовое и научное название. Важно знать из какой страны родом это растение, ведь от этого часто зависят условия его содержания. Экологические особенности такие как отношение к влаге и свету можно указать при помощи условных значков: например, знак «солнышко» может означать – светолюбивое растение, а «солнышко за тучкой» - теневыносливое. Влаголюбивое растение будет иметь значок с тремя капельками, а засухоустойчивое только одну.

          9. Систему значков можно использовать также при обучении детей правильному поливу. Для этого понадобятся мерные стаканчики, цветные метки, лейки. На мерном стаканчике, из которого позже наполняют лейку, снизу-вверх надо разместить цветные метки, например, кружочки. Такого же цвета кружочки наклеивают на цветочные горшки. Так, например, у вас есть бальзамин в большом горшке, на котором наклеен темно синий кружок, значит, в мерный стакан нужно налить воду до темно синей метки (она на самом верху стаканчика, т.к. воды для бальзамина нужно много, ведь это влаголюбивое растение). После этого воду из мерного стакана переливают в подходящую леечку с мелкой сеткой на носике – и можно поливать! Для маленьких горшков и для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана.

10.Всегда помните, проводя работу с детьми по ознакомлению с комнатными растениями, не забывайте о цели работы: воспитание бережного отношения к природе. Никогда не допускайте, чтобы ваши растения гибли, ведь они живые и нравственность при этом конечно важнее получения детьми каких-либо научных знаний.

Кстати, ваши опыты с растениями должны быть безопасными не только для растений, но и для ваших детей. Никогда не используйте растения, как бы красиво они ни выглядели, если это ядовитые, колючие или сильно пахнущие растения, во избежание травм или аллергических реакций. Следуя этим несложным советам, вы сможете не только привлечь детей к этой интересной работе, но и значительно расширите круг их представлений, пополните знания новыми интересными сведениями, сможете воспитать трудолюбивого, отзывчивого и всесторонне развитого ребенка.

 Игра «Закончи предложение»Хочу такой сайт

Я начинаю предложение, а ты сочиняешь вторую его часть, и начинаешь свой ответ со слов «для того чтобы…»

- Комнатные растения необходимо поливать (для того, чтобы… они не завяли).

- Листья на комнатных растениях нужно протирать (для того, чтобы… они могли дышать).

- Комнатным растениям нужен солнечный свет (для того, чтобы… они хорошо росли).

- Комнатные растения нужны человеку (для того чтобы… украшать его дом).

- А для чего ещё комнатные растения нужны человеку (для того чтобы… очищать воздух).

- Комнатные растения нужно удобрять (для того чтобы… растения росли красивыми и здоровыми).

Предложите ребёнку раскраски на тему «Комнатные растения».

        

Содержание и задачи организации наблюдений в летний период

Младший возраст

Старший возраст

Летние явления природы

Дождь

Распознающее наблюдение «Грибной дождь»
Учить детей характеризовать данное явление, помочь выделить его особенности. Обогащать словарный запас. Знакомить с произведениями художественной литературы и фольклора о дожде

Сравнительное наблюдение «Грибной дождь и ливень»
Учить детей характеризовать наблюдаемое состояние погоды, сравнивать различные явления. Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, передавать в речи результаты наблюдения

Рассматривание «Природа после дождя»
Учить характеризовать объекты рукотворного мира, живой и неживой природы в связи с определенным явлением природы. Обогащать словарный запас. Развивать наблюдательность, познавательный интерес

Дедуктивное наблюдение «Будет ли дождь?»
Учить применять свои знания о приметах, связанных с дождем, обозначать соответствующие явления, делать вывод, проверять предположение. Учить использовать в речи конструкции предположения, сравнения, противопоставления

Гроза

Распознающее наблюдение «Гроза»
Учить выявлять особенности данного явления, познакомить с элементарными правилами безопасного поведения в грозу. Учить называть отдельные явления (гром, молния), видеть их взаимосвязь

Дедуктивное наблюдение «Приближается ли гроза?»
Познакомить с методом поиска ответа на данный вопрос (подсчитывается и сравнивается время между вспышкой молнии и ударом грома). Учить фиксировать и сравнивать результаты измерений, делать и проверять вывод

Радуга

Распознающее наблюдение «Радуга»
Учить зарисовывать наблюдаемое явление, правильно воспроизводить порядок цветов. Формировать элементарные представления о взаимосвязи различных явлений. Учить передавать результаты наблюдения, впечатления в речи

Сравнительное наблюдение «Форма радуги»
Предложить рассмотреть радугу на небе и радугу, полученную при помощи лампы, зеркала и прозрачной емкости с водой. Подвести к выводу о том, что радуга имеет форму круга, часть которого (дугу) мы видим с земли

Ветер

Распознающее наблюдение «Куда дует ветер»
Учить обнаруживать данное явление природы, руководствуясь собственными ощущениями, наблюдением за движением облаков, ветвей деревьев. Формировать умение выявлять при помощи вертушек направление и силу ветра. Познакомить с правилами выбора одежды в ветреную погоду

Сравнительное наблюдение «Направление и сила ветра»
Учить использовать различные приспособления для выявления данных характеристик ветра, сравнивать полученные в разные дни результаты. Учить фиксировать итоги работы при помощи символов, «читать» символьные записи, рассказывать о проделанной работе

Рассматривание «Ветер и растения»
Обратить внимание детей на ветви деревьев и кустарников, сломанные ветром, учить различать ветви разных растений. Формировать трудовые умения, необходимые для подвязывания сломанных ветвей. Обогащать словарный запас

Дедуктивное наблюдение «Направление ветра и дождь»
Обратить внимание детей на то, что направление ветра, определяемое по движению облаков, и направление, видимое по движению ветвей деревьев (вертушек), могут не совпадать. Учить выявлять связь этого факта с выпадением осадков

Рост и развитие растений

Серия распознающих наблюдений «Что растет на огороде (в поле, на клумбе, в парке и т. д.)» 
Учить различать и называть растения, соотносить их с определенным растительным сообществом, характеризовать особенности строения. Формировать элементарные представления об уходе за культурными растениями, о содержании трудовых операций, о взаимосвязях в природе

Серия длительных наблюдений «Развитие растений»
Учить осуществлять наблюдение в процессе ухода за растениями, выявлять происходящие с ними изменения, фиксировать их при помощи рисунков. Формировать представления о жизненных циклах растений, факторах, необходимых для их развития, труде людей по уходу за культурными растениями

Рассматривание «Цветочные часы»
Учить различать и называть декоративные растения, описывать их внешний вид, характеризовать состояние венчика цветка. Обогащать словарный запас понятиями, связанными со строением и жизнедеятельностью растений

Длительное наблюдение «Цветочные часы»
Предложить наблюдать за растениями в течение дня, помочь выявить механизм работы цветочных часов. Учить различными способами фиксировать результаты наблюдений, рассказывать об их ходе, делать выводы

Растительные сообщества

Луг

Распознающее наблюдение «Луг в июле»
Учить различать природные сообщества, познакомить с их обитателями. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе. Обогащать словарный запас

Длительное наблюдение «Луг»
Дополнять и уточнять представления об обитателях луга, изменении растительного покрова в течение лета. Учить выявлять причинно-следственные связи между различными явлениями природы

Поле

Распознающее наблюдение «Поле в августе»
Формировать представления о развитии зерновых культур, об их пользе, учить различать их. Знакомить с трудом людей по выращиванию зерновых культур, воспитывать уважение к труду. Обогащать словарный запас

Длительное наблюдение «Поле»
Учить фиксировать результаты наблюдения, сравнивать их с явлениями, наблюдаемыми в уголке экспериментирования. Систематизировать представления о развитии злаковых культур, о труде по их выращиванию

Парк

Распознающее наблюдение «Признаки приближения осени»
Знакомить с правилами безопасного для человека и природы поведения в парке, учить различать и называть обитателей парка. Обратить внимание на явления, характерные для конца лета, пояснить суть происходящих изменений. Развивать наблюдательность, связную речь

Длительное наблюдение «Парк»
Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, выявлять изменения, происходящие с растениями. Знакомить с трудовыми операциями по уходу за растениями парка, с их назначением. Поддерживать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе

Жизнедеятельность животных в летний период

Муравейник

Рассматривание «Муравьи у муравейника»
Учить отличать муравьев от других насекомых, познакомить со строением муравья. Учить соблюдать правила безопасного поведения в ходе наблюдения. Предложить ответить на вопросы по результатам наблюдения за деятельностью муравьев, рассказать детям о том, как распределены обязанности между насекомыми в муравейнике

Длительное наблюдение «Жизнь муравейника»
Предложить найти ответы на ряд вопросов (Что и для чего несут в муравейник муравьи? Когда закрыты входы в муравейник? И т. д.). Учить выявлять закономерности, находить объяснение наблюдаемому. Развивать связную речь, наблюдательность, логическое мышление, способность анализировать

Пчелы, шмели

Сравнительное наблюдение «Пчелы и шмели»
Учить отличать пчел и шмелей от других насекомых, выявлять черты сходства и различия в их внешнем виде, действиях. Учить соблюдать правила безопасности в ходе наблюдения. Учить выявлять растения-медоносы, формировать представления о свойствах и пользе меда

Дедуктивное наблюдение «Пчелы и цветы»
Предложить выявить, какие растения выбирают пчелы, выделить особенности строения их венчика. Формировать умение выявлять зависимость строения и выполняемой функции. Обратить внимание на знакомые детям из книг и видеопрезентаций особенности поведения пчел

Серия распознающих наблюдений «Насекомые» (стрекозы, бабочки, жуки, кузнечики)
Учить различать наиболее часто встречающихся насекомых, с опорой на вопросы педагога рассказывать об их внешнем строении, действиях, сравнивать их между собой

Сравнительное наблюдение «Пауки и насекомые»
Помочь выявить черты сходства и различия данных представителей типа членистоногие, познакомиться с особенностями жизнедеятельности пауков. Формировать начальные представления о чертах приспособленности их к среде обитания

Птицы

Распознающее наблюдение «Птичьи хлопоты»
Учить различать птиц, живущих рядом с человеком, по внешнему виду, голосу. Обратить внимание на действия птиц, учить называть их, понимать назначение. Учить строго соблюдать правила наблюдения за птицами в период гнездования

Дедуктивное наблюдение «Чем питаются птицы»
Учить в ходе наблюдения находить ответы на вопросы о жизнедеятельности птиц, узнавать пернатых друзей по голосу, следам. Учить организовывать свою деятельность с учетом правил наблюдения за птицами в период гнездования

Труд людей в природе

Серия распознающих наблюдений «Ухаживаем за растениями»
Учить в ходе выполнения трудовых операций наблюдать за растениями. Знакомить с различными действиями по уходу за растениями, их назначением, обогащать представления о труде людей

Серия длительных наблюдений изнутри «Выращивание декоративных растений (овощных культур, злаков и т. д.)»
Учить понимать назначение отдельных трудовых операций, оценивать качество их выполнения, личный вклад в общее дело

Лето на улицах города

Распознающее наблюдение «Летняя одежда»
Учить различать и называть предметы летней одежды, понимать их назначение. Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность

Сравнительное наблюдение «Погода и одежда»
Учить выявлять связь между выбором одежды и погодными условиями. Формировать осознанное отношение к своему здоровью

Серия распознающих наблюдений «Кто во что играет?»
Учить детей по результатам наблюдения делать вывод о том, во что играют их сверстники, старшие дошкольники, каковы правила игры. Знакомить с образцами культурного и безопасного для себя и окружающих людей поведения. Обогащать игровой, коммуникативный и социальный опыт

Серия дедуктивных наблюдений и наблюдений изнутри «Что будет, если…»
Учить анализировать наблюдаемые ситуации, выявлять степень соответствия действий людей (своих действий) культурным нормам, правилам безопасного поведения. Активизировать оценочную лексику, формировать умение рассказывать о чувствах, эмоциях

Первые приметы осени

Серия распознающих наблюдений «Приметы осени»
Обратить внимание детей на определенные изменения в природе, познакомить с характерными признаками приближения осени. Обогащать словарный запас, учить отвечать на вопросы по результатам наблюдения

Серия сравнительных наблюдений «Скороосень»
Учить выявлять изменения окраски листьев, травы, температуры, длины дня и др., обратить внимание на особенности жизнедеятельности животных. Учить различными способами фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"

. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, зате...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

Консультация для родителей и педагогов. Учимся наблюдать за изменениями в природе ОСЕНЬЮ.

Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 4-5 летНа прогулке с ребенком отмечайте изменения, происходящие в природе осенью:• небо все чаще становится серым, пасмурным; небо плотно закрыто ту...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ»

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....

Консультация для педагогов "Учим малышей наблюдать"

Консультация для педагогов "Учим малышей наблюдать"...

Консультация для педагогов "Учим малышей наблюдать"

Консультация для педагогов "Учим малышей наблюдать"...

Консультация для педагогов "Учим малышей наблюдать"

Консультация для педагогов "Учим малышей наблюдать"...