Доклад на тему "Народное творчество"
статья (младшая группа)

Винник Ольга Александровна

Народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_narodnoe_tvorchestvo.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №2 МО «Ахтубинский район»

дошкольные группы

Доклад опыта работы

на методическое объединение Ахтубинского района

 

тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста

к русской народной культуре»

                                                                                 

Воспитатель: Винник О.А.

Ахтубинск 2022

Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны — не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие.

 К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки нравственности, патриотизма и любви к Родине.  Современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.


При работе с детьми младшего дошкольного возраста по заданной теме, я поставила перед собой основные цели:

-формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций;

-интереса к окружающему миру через ознакомление с народноприкладным искусством и художественным словом.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, прибаутки, заклички.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм. 3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.

Работая с детьми раннего возраста, я разделила знакомство детей с русской народной культурой на три  направления, они тесно связаны между собой.

1. Знакомство с устным народным творчеством.

Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, сказки, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм.  Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству.

В своей работе с детьми я использую песенки,  потешки  как в играх, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Во время адаптации детей к детскому саду, потешки и прибаутки стали помощниками в моей работе. Так же использую различные виды театров, книжки – раскладки, с изображением постепенно разворачивающихся событий, плоскостные изображения героев на фланелеграфе. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание. На занятиях включаю логоритмические упражнения, основанные на потешке. Фольклорная тема находит отражение в продуктивной деятельности: в рисовании- «Платок для матрёшки», «Нарядный сарафан», «Зайка беленький сидит», «Мышка и репка», «Бочонок с мёдом», «Неваляшки танцуют», «Солнышко-колоколнышко». В лепке- , «Ягоды на тарелочке», «Печенье», «Крендельки, бублики, калачи». Знакомя детей со сказками, использовала разные методы и приёмы: настольный театр, игра-инсценировка , красочные книжки с показом иллюстраций.

Ценность детского фольклора заключается еще в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

2.Знакомство с народными играми, праздниками.

Неоценимым национальным богатством являются  игры. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей

В своей работе с детьми первой младшей группы я использую такие игры как: «Волшебный платок», «У медведя во бору», «Пузырь», «Карусели», «Кот и воробышки», «Прятки». Дети с удовольствием пытаются узнавать новое. Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости,смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья, что каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где то далеко в душе.

В народном календаре каждое время года отмечен памятными праздниками: проводы зимы, радостью собранного урожая, летними гуляниями. Из всего многообразия мной были выбраны наиболее значимые праздники, такие как : « Осенины», « Рождество», «Масленица», « Пасха». В нашей группе мы отмечали «Зимние колядки», вместе с ребятами отправились в зимнюю сказку «В гости к елочке». С целью знакомства с весенним праздником «Масленица» ребята старших групп приходили к нам в гости с песнями, закличками. Дети погрузились в атмосферу веселья, радости от предстоящей весны. Практическая деятельность рисование «блины», лепка «баранки». Так же мы отметили праздник Светлой Пасхи, своими руками были изготовлены стилизованные предметы, дети с удовольствие любовались пасхальными яйцами. Играли в традиционную игру «Катание яиц», лепили из соленого теста «золотое яичко» для Курочке-Рябы.

Для ознакомления детей с горницей, провела занятие по теме: «В гостях у хозяюшки». Познакомила детей с некоторыми видами убранства избы, с берестяной посудой, печкой, самоваром.

Таким образом, народный праздник не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных детей к сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры. Я буду очень рада и счастлива, если наши дети после таких праздников станут хоть чуточку добрее, ласковее, умнее, приветливее.

3. Знакомство с декоративно- прикладным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Работу с младшими дошкольниками по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством начинаю с народной игрушкой Матрешкой. Дети любят рассматривать узоры изображенные на игрушке, собирать ее. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость смекалку.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе  создан уголок «Народное творчество», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите народов России. Оформила книжный уголок в народном стиле, пополнили: сказками, потешками, колыбельными. Сделала своими руками книжку-матрешку «Потешки и колыбельные». Музыкальный уголок дополнила: трещетками, росписными деревянными ложками, свистульками. Театральный уголок: «деревянный теремок», пальчиковый театр, масками. Дидактическими играми: «Разноцветные мыши», «Собери матрешку». Так же сделала своими руками Лэпбук «Народное творчество». Благодаря этому пособию дети могут собирать разрезные картинки «Неваляшка», «Серый гусь», рассматривать картинки с народными игрушками, музыкальными инструментами.

Задачи работы по данной теме глубоки и серьёзны, решать их без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряю интересные формы работы, вношу  не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляли консультации, организовывали совместные творческие конкурсы. Взаимодействие с родителями было направлено на привлечение к участию: − выставки рисунков, поделок, проводимых в детском саду. Для родителей воспитанников мы составляем памятки, буклеты, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших.  Благодаря нашей совместной работе, родителя погрузились в мир народного творчества: делали своими руками игры, помогали создать уголок «Народное творчество». Делились своими семейными традициями, присылая нам фотографии, как родители с детьми готовились к народным праздникам. Приготовление блинов на Масленицу, пекли куличи, играли в народную игру «Катание яиц». Если в начале нашего пути активность родителей была низкой, то сейчас они с удовольствием принимают участие в нашем проекте. 

Стоит отметить, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту природы родного города.
Я считаю, что главная цель моей работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества была достигнута. Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

 Ведь народ, передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Приобщение дошкольников к народному творчеству.

МБДОУ №87 «Золушка»ДОКЛАДПриобщение дошкольников к народному творчествуВыполнила:воспитательЯстребова В.Л.г.Набережные Челны 2011 г.Виды росписей декоративно-прикладного искусства доступные детя...

"Детское творчество" (доклад)

Особенности творчества детей раннего возраста, о правшах и левшах, особенности цветовосприятия....

"Детское творчество" (доклад)

Особенности творчества детей раннего возраста, о правшах и левшах, особенности цветовосприятия....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

доклад "Развитие художественного творчества детей"

как влияет изобразительная деятельность на развитие детей...