Картотека игр в старшей группе
картотека (старшая группа)

Игра оказывает серьезное влияние на развитие детей дошкольного возраста: Когда дети играют, они улучшают навыки во всех областях развития: когнитивной, физической, коммуникативной и социальной/эмоциональной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_v_starshey_gruppe.odt35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие воображения.

Новая сказка

Замечательная и не требующая предварительных приготовлений игра. Перед ребенком ставится задача рассказать сказку с участием названных тобой персонажей.

Пресловутый «сухофрукт из винограда» состоит в том, что ты называешь кроме реальных героев какой-то сказки еще и дополнительного участника. Например, Буратино, Мальвина, Пьеро и, скажем, Колобок – в качестве отсебятины. Малыш должен сочинить историю, из которой бы лишний персонаж не вываливался постыдным образом, а гармонично дополнял сказку.

Угадай

Это коллективная детская игра. Понадобятся минимум трое участников. Можно приобщить к вашей с мальцом игре супругу или сверстников ребенка.

Процедура следующая: с помощью считалочки или жребия определяется ведущий. Оговаривается тематика игры (животные, окружающие предметы, знакомые люди), и ведущий загадывает слово из данной категории.

Все остальные участники по очереди задают ведущему наводящие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Если у кого-то появляется догадка о предмете разговора, он поднимает руку и высказывается. Если ответ правильный, угадавший становится ведущим, если нет, – игра продолжается.

Принцесса-несмеяна

Думаю, на заголовке описание этой популярной игры из нашего детства можно было бы и закончить. Но все же доведу начатое до конца:).

Итак, нужны несколько участников. Взрослые, в принципе, также подойдут. Честным методом случайных чисел (считалка, жребий) определяется ведущий-несмеяна. Задача всех остальных – по очереди смешить «принцессу» с условием, что прикасаться к ней нельзя. Тот, кому удастся вызвать улыбку, занимает место ведущего.

...

В тему  

Спрашивает царь дочь свою Несмеяну:  

–  Что же ты все горюешь, деточка?  

–  Так эмо  я, батенька…  

Сегодня

Еще одна игра для нескольких детей дошкольного возраста. Традиционно один из участников становится ведущим. Его временно выдворяют из комнаты. Другие договариваются между собой о том, что каждый из них якобы делал сегодня. Занятия нужно потом показать с помощью жестов.

Когда все готовы, в комнату запускают ведущего. Он спрашивает: «Что вы делали сегодня?» Остальные дети отвечают: «Угадай», – и начинают наглядную демонстрацию. Если ведущий угадывает, среди детей выбирают нового. Если нет – снова за дверь.

Как ты лодку назовешь…

Для этой игры понадобится несколько мелких предметов неопределенного назначения(брусочки, палочки, кубики, кусочки картона и т. д.). Все это богатство раскладывается на столе.

Ребенка просят назвать какой-то из предметов, а потом придумать для него другое применение (переназвать).

Например, кубик может стать кирпичом, палочка – шестом для прыжков в высоту, бусина – планетой и т. д.

Поговорите об этом новом предмете. Что с ним можно делать, для чего он существует, возможно, о нем есть какая-то история?

 

Волшебные превращения (автор — К. Фопель)

Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6 человек

Описание игры: детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза, чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза, каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

Магнит и шарики (автор —Л. Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на «магнит».

Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «магнит».

Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним.

Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!».

 В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, тогда им будет легче передать их в движении. Чтобы предотвратить сильные столкновения, можно предупредить детей, что тогда «шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выходят из игры

Вулкан (автор —Л. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать кругозор.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

 «Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превы-сокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

"Придумай фигуру". Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить например образ животного, или человека.

"Придумай историю". Ребенку предлагается придумать историю, глядя на картинки с изображением одних и тех же персонажей, взаимодействующих между собой. Грубо говоря, по комиксам сделать рассказ.

"Раскрась шаблон ". Дайте ребенку шаблон (контур) животного, или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

"Заверши картинку ". Задача ребенка домыслить начатый образ. Т.е. ему дается картинка с изображением отдельных деталей, нужно довести образ до логического завершения.

"Что там спрятано ". Ведущий берет картину и закрывает основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле

Игры забавы с песком.

Картины на песке

Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение одной минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.

Замок из песка

Предложите детям построить из песка красивый замок. Подскажите им, какие предметы нужно найти, чтобы укрепить эту сложную конструкцию,— камешки, прутики, палочки от мороженого и бутылочные пробки.

 Если сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, то затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или тары от йогуртов. Захватите с собой разных предметов, подходящих для этой цели.

Совет строителю: Если ребенку трудно построить такое сложное сооружение, можно просто насыпать песок в кучу — сначала маленькую, а затем все больше и больше. Понаблюдайте, насколько у малыша хватит сил.

Песчаная черепаха

Предварительная работа – попросить родителей принести ракушки, показать детям иллюстрации черепахи.

Если ваши дети когда-нибудь видели черепаху — живую или на картинке, им понравится идея сделать ее из песка. Предложите ребенку вылепить большую черепаху из песка. Это очень просто сделать. Большой овальный холм — туловище, маленький холмик наверху — голова, выпуклости по бокам — ноги. Слепив туловище черепахи, дети могут выложить его ракушкам, и тогда у черепахи появится панцирь.

Золотоискатель

Предварительная работа – попросить родителей принести монеты в 5 копеек, подготовить ситечки для просеивания песка.

Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своих детей поисками если не золота, то, по крайней мере, меди. Пока дети играют где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком. Когда все будет готово, раздайте детям сито и пусть они «добывают золото». Сделать игру еще интересней поможет план местности, ориентируясь по ней, дети сами отыщут место сокровищ.

Песочное печенье

Играя в саду с песком, дети с удовольствием «приготовят» печенье из песка с помощью кулинарных формочек и накроют стол для чаепития. Пусть воспитатель придет в гости и отведает старание детей.

Мокрые отпечатки

Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Следы исчезают довольно быстро, и поэтому дети способны заниматься этим достаточно долго.

Дидактические игры по экологии

для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Рисуем птиц».

Дидактическая задача. Учить воссоздавать целостный образ животного с учетом особенностей его внешнего вида; развивать память, предметно- схематическое мышление, воображение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Игровые действия: поиск карточек- моделей с изображением частей тела конкретного животного.

Игровые правила. Задание считается выполненным, если игроки смогли найти нужные карточки, объяснить свой выбор и дорисовать картинку.

Ход игры. Утенок Кроха задумал нарисовать своих друзей птиц. Начал с попугая. Изобразил туловище, голову и забеспокоился: «Вдруг неправильно нарисую? Друга обижу». Ставится проблемная ситуация: сумеют ли дети помочь Крохе дорисовать портрет? Игру можно варьировать, предлагая дорисовать ворону, утку, аиста и т.д.Выполнить задание могут и индивидуально, и совместно.

Дидактическая игра «В мире клякс».

Дидактическая задача. Закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида; упражнять в распределении животных по группам.

Игровые правила. Задание считается выполненным, если ребенок угадал животное и отнес его к соответствующему классу. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.

А еще можно использовать экологические модели. Для этого понадобятся необычные дидактические пособия.

Игровые действия. Распознавание животных по силуэтам.

Что в корзинку мы берем.

Дид. задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Вершки – корешки.

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Угадай, что в мешочке?

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Природа и человек.

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Выбери нужное.

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

Где снежинки?

Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

С какой ветки детки?

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Прилетели птицы.

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Звери, птицы, рыбы.

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека прогулок в старшей группе

СЕНТЯБРЬ  Карточка №1. Наблюдение за погодой. Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что кача...

Картотека прогулок для старшей группы

картотека прогулок для старшей группы...

Картотека подвижных игр (старшая группа, подготовительная к школе группа) - карточки

подвижные игры, рекомендованные для старшей, подготовительной к школе группы (цель, атрибуты и оборудование, ход игры)...

Знакомство со свойствами неживой природы с детьми старшего дошкольного возраста Картотека опытов в старшей группе

laquo;Летающие семена»Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить п...