Проект "Государственная символика России"
проект

. «Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования…» (В.А. Сухомлинский).

Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, еѐ глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rossii.docx661.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель

Бабич В.В.

Содержание

  1. Паспорт проекта.
  2. Приложение № 1 – «Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»

«Наша Родина - Россия»».

  1. Приложение № 2 – «Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» - «Овеянные славой герб и флаг»».
  2. Приложение № 3 – «Беседы».
  3. Приложение № 4 – «Игры».
  4. Приложение № 5 – «Художественная литература».
  5. Приложение № 6 – «Работа с родителями».

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «Государственная символика России».

Тип проекта – познавательный, краткосрочный, групповой.

Возраст детей – 6-7 лет.

Участники проекта: дети подготовительной к школе        группы, их родители,        воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта – 1 неделя.

Цель проекта: заложить в каждом ребёнке основы патриотических чувств.

Задачи:

  • познакомить с главными символами России (гимн, флаг, герб);
  • помочь детям понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции;
  • закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях;
  • развить познавательную активность, интерес к истории государства;
  • развить внимание, мышление, речь; обогатить словарь детей;
  • воспитать у детей уважение к могуществу Российской державы, Государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Актуальность. «Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования…» (В.А. Сухомлинский).

Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, еѐ глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный.

  1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  2. Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
  3. Подбор иллюстраций и дидактических игр по данной теме.
  4. Составление перспективного плана мероприятий.
  1. этап – основной.

День

Деятельность

Задачи

Понедельник

Занятие по ОО «Речевое развитие» -

Формировать у детей представление о России как о

«Наша Родина - Россия»

родной стране, о государственном гимне, гербе, флаге.

Воспитывать чувство патриотизма. Развивать интерес к

народному  фольклору,        познавательную        активность

детей,        связную        речь,        обогатить        знания        детей

новыми словами: герб, гимн, кокошник, символ.

Чтение.        З.

Александрова

Расширить представления  детей о символах России,

«Родина»

познакомить с понятием «неофициальные символы

России».

Дидактическая

игра

Закрепить

представление

о

символике

Москвы

и

"Геральдика"

страны.

Беседа        «Государственные

Закрепить        и        обобщить        знания        детей        о        цветах

символы России. Флаг»

государственного  флага  РФ,  об  их  расположении,

формировать        уважительное        отношение        к

государственному символу России – флагу.

Вторник

Занятие  по  ОО  «Художественно-

Формирование        у        детей        образа        родной        страны;

эстетическое развитие» (лепка) –

воспитание у детей        любви  к        Родине; воспитание

«Государственные        символы

патриотизма,        уважительного        отношения        к

России»

символам «флаг», «герб», «гимн»; развитие интереса к

истории        и        культуре        родной        страны. Расширение

кругозора детей в области государственной символики;

развивать        мелкую        моторику,        формировать        навык

аккуратного нанесения слоя пластилина на  картон.

Беседа        «Государственные

Закрепить и обобщить знания детей о государственном

символы России. Герб»

символе        –        гербе,        формировать        уважительное

отношение к гербу.

Дидактическая        игра        «Собери

Продолжать знакомить детей с преставлением о флаге

флаг России»

как о государственном символе, со значение флага в

современной жизни. Развивать звуковую культуру речи

и грамматический строй речи. Воспитывать уважение к

символу России – флагу.

Чтение.  И  Токмакова        «Чудо

Уточнить  представление  о  российской        символике.

Георгия о змие»

Способствовать        пониманию        слов-историзмов.

Познакомить с новым литературным жанром – повесть.

Среда

Занятие по ОО « Речевое развитие»

Обобщить        представления        о        России.        Воспитывать

-        Заучивание.        С.        Дрожжин

гражданско-патриотические        чувства.        Побуждать

«Привет тебе, мой край родной»

читать стихотворение в возвышенном тоне, передавая

интонации        гордости        за        свою        принадлежность        к

россиянам.

Продуктивная                деятельность. Аппликация        из        ткани

«Российский флаг»

Закрепить знание о российской символике. Закрепить навыки выполнения аппликации из ткани.

Чтение. Валентина

Картавых «Символы России»

Закреплять умение слушать длинное стихотворение. Воспитывать чувство        патриотизма,                уважительного отношения к символам России -        «флаг», «герб»,

«гимн».

Дидактическая игра «Найди государственные        символы России»

Закрепить государственные символы России (флаг, герб), формировать уважительное отношение к государственным символам;  воспитывать  любовь  к

Родине, гражданско–патриотические чувства.

Четверг

Занятие  по  ОО  «Художественно-

Закреплять умение рисовать по собственному замыслу,

эстетическое        развитие»

самостоятельно продумывать содержание, композицию

(рисование) – «Родная страна»

рисунка, подбирать материал для рисования, доводить

задуманное        до        конца.        Совершенствовать        умение

работать разными материалами. Воспитывать любовь к

Родине.

Беседа        «Государственные

Закрепить и обобщить знания детей о государственном

символы России. Гимн»

символе        –        гимне,        формировать        уважительное

отношение к гимну.

Музыкально-дидактическая игра

Закреплять умение внимательно слушать музыкальное

«Выбери гимн России»

произведение.        Развивать        память,        воображение,

мышление. Воспитывать через музыку патриотические

чувства, любовь и уважение к Родине.

Чтение. Е. Толчина «Русь»

Закреплять умение слушать длинное стихотворение.

Воспитывать чувство патриотизма.

Пятница

Занятие по ОО «Познавательное

Формирование        и        систематизация        знаний        о

развитие» – игра-путешествие

государственной  символике  России  и  истории  их

«Овеянные славой герб и флаг»

создания. Воспитание любви к Родине. Обогащение

словарного запаса.

Чтение.        А.        Дементьев

Поддерживать        у        детей        интерес        к        литературе,

«Прекрасное имя - Россия!»

воспитывать        любовь        к        книге,        литературно-

художественный вкус, обогащать читательский опыт

детей.

Дидактическая игра «Сложи герб

Способствовать закреплению знания о гербе России.

из фрагментов»

Закреплять        умение        складывать        целое        из        частей.

Развивать        мелкую        моторику        рук        и        координацию

движений.        Воспитывать        патриотические        чувства,

любовь        к        Родине,        уважительное        отношение        к

символике нашей страны.

Выставка совместного творчества детей и родителей «Флаг России»

Работа с родителями:

 Анкетирование по теме «Воспитываем патриота».

 Консультация «Знаете ли Вы государственные символы?».

 Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».

 Памятки «Воспитание маленького патриота», «Россия – страна, в которой мы живем», «Значение полос на флаге».

 Заучивание стихов вместе с детьми: Е. Аксельрод «Наш дом», Н. Гусева «Берегите Россию», В. Орлова «Родное».

 Выставка совместного творчества детей и родителей «Флаг России». (Работы можно выполнить в разных техниках: барельеф, торцевание, из салфеток, бумагопластика и др.)

  1. этап – заключительный.

  1. Оформление проекта, подведение итогов.
  2. Создание электронной презентации.
  3. Игра-путешествие «Овеянные славой герб и флаг».
  4. Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Флаг России».

Результативность. Дошкольники

 знают и различают символы России (гимн, флаг, герб);

 понимают, осмысливают символы, их происхождение, значение, образы и функции;

 знают стихи и песни о государственных символах России;

 умеют самостоятельно изготовить из бумаги флажки с государственной символикой;

 проявляют познавательную активность и интерес к истории своего государства;

 испытывают уважение к могуществу Российской державы, Государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Педагоги и родители продолжают работу с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду и дома.

Цели и задачи проекта «Государственная символика России» реализованы в полном объѐме.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ,2005
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ, 2005.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) - М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  4. Борунова О. И. Мини - проект по патриотическому воспитанию «Государственная символика России» // Образовательные проекты «Совѐнок» для дошкольников. – 2014. – № 10.
  5. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. – М.: Скрипторий 2003, 2015.
  6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.- М.:ВАКО,2005.
  7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы- составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  10. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема «Наша Родина - Россия»

Цель: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней. Задачи:

  • образовательные:

активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»; совершенствование навыков словообразования;

совершенствование грамматического строя речи;

  • коррекционно-развивающие задачи:

развитие диалогической речи, фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, координации речи с движением;

-воспитательные задачи:

воспитание гордости за свою страну, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

  • проектор;
  • мольберт с магнитными буквами;
  • резиновый мяч;
  • контейнер с материалами для анализа предложений.

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворений о России.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Логопед:

Сегодня у нас с вами состоится очень важный, интересный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России.

Звучит гимн.

Педагог:

Ребята, перед вами карта мира, на которой Россия обозначена розовым цветом. Давайте расскажем стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь».

Под большим шатром Голубых небес –

Вижу – даль степей Зеленеется.

И на грани их,

По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе Корабли идут.

И поля цветут,

Выше темных туч, Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря Реки катятся.

И лежат пути Во все стороны.

Широко, ты Русь, По лицу земли

В красе царственной Развернулася!

И леса шумят, И лежат в земле Груды золота.

И во всех концах Света белого

Про тебя идет Слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая.

Полюбить тебя, Назвать матерью.

Педагог:

Вы замечательно прочитали стихотворение. Какой нарисована наша родина в этом произведении? (Необъятная, могучая, великая, красивая.)

Педагог:

Как называет ее поэт в конце стихотворения? (Матерью.)

Верно. И мы тоже должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму.

  1. Упражнение «Это важное слово».

Педагог предлагает детям карточки со словами, мольберт с магнитными буквами.

Педагог: Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек и озер. Есть в России горы. Ее берега омывают разные моря. Прочитайте слова и объясните, что они обозначают. (Россия, Москва, Бодайбо, Витим, Дон, Байкал.)

Педагог: Посмотри, с какой буквы начинается слово Россия, возьми ее и поставь ее на доску, Маша.

Педагог: А ты, Ваня, посмотри, какая буква вторая по счету в слове Москва, и поставь ее после буквы Р.

Педагог: Катя, а ты определи третью букву в слове Бодайбо и поставь после буквы О.

Педагог: Алиса, определи какая буква стоит в слове Витим, между буквами Т и М. Поставь ее после буквы Д.

Педагог: Коля, назови букву, стоящую в конце слова Дон. Найди ее и поставь после буквы И. Педагог: Света. Назови предпоследнюю букву в слове Байкал. Поставь ее после буквы Н.

Педагог: Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина.)

Педагог: Молодцы! Посмотрите еще раз внимательно и запомните, как пишется это слово.

  1. Чтение рассказа «Наше отечество».

Педагог предлагает сесть детям удобно и послушать рассказ. Педагог

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

По К.Д.Ушинскому.

  1. Беседа по прочитанному.

Педагог: Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Как называет автор вою родину? (Матушка Россия.) Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)

Педагог: Правильно, слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.) А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…) Как заканчивается рассказ? (У человека одна родная мать и Родина у него одна.)

  1. Подвижное упражнение «Береза».

Дети выходят на ковер, встают в круг, исполняют песню «Во поле береза стояла» в сочетании с движениями.

  1. Рассматривание рисунков детей.

Педагог обращает внимание на заранее оформленную выставку детских рисунков, нарисованных на занятии по рисованию по теме «Береза».

  1. Упражнение «Составь схему предложения».

Педагог: Ребята, послушайте предложение и составьте его схему.

  • Березу считают символом России.

Педагог: Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Почему вы так обозначили последнее слово? (Это название страны, поэтому пишется с заглавной буквы и на схеме обозначается таким значком.) Какое второе (третье) слово по счету?

  1. Составление предложений со словами Родина, Россия.

  1. Игра с мячом «Семейка слов».

Педагог: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Кирилл, 5 сентября твоя мама тебя ... (родила).

  • Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
  • А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
  • Какой брат у тебя есть? (Родной.)
  • А кто живет в нашей стране? (Народ.)
  • Какую песню мы пели? (Народную.)
  • Как по другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (Родник.)
  • Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.

Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.

  1. Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине».
  2. Игра «Закончи предложение».

Педагог: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно используя слова моя Родина. Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.

  • На карте розовым цветом обозначена ...
  • Я очень люблю ...
  • Сегодня мы говорили о ...
  • Я горжусь ... Молодцы!

  1. Итог занятия.

Педагог:

  • О чем говорили сегодня на занятии?
  • Что вы узнали нового?
  • Что понравилось на занятии?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема «Овеянные славой герб и флаг»

Программное содержание: формирование и систематизация знаний о государственной символике России и истории их создания. Воспитание любви к Родине. Обогащение словарного запаса детей.

Интеграция        областей:        «Речевое        развитие»,        «Физическое        развитие»,        «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды        детской        деятельности:        игровая,        коммуникативная,        музыкальная,        двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская.

Материал и оборудование: кроссворд на магнитной доске, портрет В.В. Путина, составные части герба (бесцветные), аудиозапись «Гимн России», звѐздочки-фишки.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие: игра-путешестие. А где мы будем путешествовать вы узнаете, если послушаете стихотворение:

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

Как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Дети: Путешествие, связанное с символами нашей страны.

Воспитатель: Владимир Путин – это президент, глава нашего государства. Кто знает, чем он занимается? (Ответы детей.) Он принимает важнейшие для страны решения, издаѐт указы, подписывает новые законы. Поиграем в игру «Я – президент». Ваша задача издать законы, для того чтобы людям в нашей стране жилось ещѐ лучше. (Добросовестно трудиться на благо процветания своей страны; Всемерно беречь и укреплять достояние и собственность городов и республики; Охранять растительный и животный мир страны; Постоянно проявлять заботу о младших и старших жителях страны.)

Дети получают первую звезду.

Станция «Собери герб».

У ребят имеется изображение скипетра, державы, одной большой и двух малых корон, ленты, двуглавого орла, большого геральдического щита, малого геральдического щита с изображением всадника, поражающего копьѐм дракона. Задача ребят сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

После того, как герб собран, дети дают описание герба.

Дети: Государственный герб России – красный четырѐхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орѐл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копьѐ, которым он поражает дракона.

Воспитатель: Первые гербы возникли у рыцарей. Вспомните, как были одеты рыцари. (Ответы детей.) Рыцари с головы до ног были закованы в металлические шлемы, кольчуги, латы, наколенники, сапоги, щит. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах

изображения, знаки. Впоследствии они стали        родовыми, приобрели        наследственный характер (передавались от отца к сыну) и получили название гербов.

Дети зарабатывают вторую звезду. Физминутка.

стоя.


Станция музыкальная. Звучит аудиозапись «Гимна Российской Федерации». Вопросы детям:

  • Что вы услышали?
  • Что вы можете рассказать о гимне?
  • Что такое гимн?

Дети: Это торжественная песня страны. Еѐ граждане встают, когда звучит гимн, и слушают Стихотворение «Песня главная в стране!» рассказывает воспитанник.

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна». Россией гордимся, России верны, И нету на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества! Вручается четвертая звезда.

Станция «О чѐм рассказывает флаг». На этой станции ребята получают изображения флагов с тремя полосами: красный, синий и белый цвета, но в разном расположении. Дети должны найти флаг России и сказать, что обозначает каждый цвет. (Ответы детей.)

Воспитатель: Белый цвет – мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Дети получают очередную звезду.

Станция «Пословицы о Родине». Нужно назвать пословицы о Родине, народе.

  • «Нет в мире краше Родины нашей».
  • «Родина любимая – мать родная».
  • «Родину-мать ничем не заменишь».
  • «Жить – Родине служить».
  • «Человек без Родины, что соловей без песни».
  • «Всякому мила своя сторона».
  • «Где родился, там и пригодился».

Воспитатель: Русский народ всегда берег свою землю, воспевал красоту Родины в песнях, сказаниях. Врагов себе не искали, друзьями дорожили.

Станция «Стихи о Родине».

Дети рассказывают стихи, выученные дома с родителями.

«Наш дом» Е. Аксельрод

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь. И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той, Но мы всегда с тобой найдем Свою страну, наш общий дом.

«Родное» В. Орлова

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня: И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок, Речка, небо надо мною.

Это все мое родное!

«Берегите Россию» Н. Гусева

Берегите Россию

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце,

Это хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе!

Подведение итогов игры-путешествия. Подсчитываются звезды.

Воспитатель: Зачем нам нужны герб, флаг, гимн?

Дети: Это символы нашего государства.

Воспитатель: Где можно увидеть флаг и изображение герба. (Ответы детей.) Государственный герб и флаг устанавливают на границе. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе и знают, что это Россия. И вы теперь, где бы не увидели герб, флаг России или услышите гимн, сможете многое вспомнить и сами рассказать другим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа «Государственные символы России. Флаг»

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственному символу России – флагу.

Оборудование        и        материалы:        изображение        государственного        флага        РФ,        шаблоны        для аппликации, клей, кисточки.

  • Вспомните, как называется страна, в которой мы живѐм. (Ответы детей.)

- Правильно, Россия. Это наша Родина.

Воспитатель демонстрирует детям картинки, на которых изображен государственный флаг России: на здании правительства, на военном корабле, самолѐте и др.

  • Какого цвета государственный флаг России?
  • Что обозначают цвета флага?
  • Где можно увидеть российский флаг?

  • Посмотрите внимательно, как располагаются полоски на нашем флаге. Сверху белая полоса, потом синяя, потом красная. Сегодня мы с вами попробуем сделать похожие флажки.

Детям предлагаются готовые шаблоны из белой бумаги, синие и красные полоски, которые нужно наклеить с одной стороны «полотнища». Воспитатель обращает внимание детей на то, что полосы располагаются на полотнище горизонтально.

После выполнения работы флажками можно украсить группу или подарить их родителям.

Беседа «Государственные символы России. Герб»

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гербе, формировать уважительное отношение к гербу.

Оборудование и материалы: изображение государственного герба РФ.

Предварительная работа: наблюдение в ходе прогулок или экскурсий, на каких зданиях можно увидеть флаг и герб РФ.

- Ребята, вы уже знаете, что у нашей страны есть флаг.

  • Из каких цветов он состоит? (Ответы детей.)

  • Правильно, белого, синего, красного. Но у каждой страны есть ещѐ один государственный символ – герб. На гербе мы видим изображение какого-то важного символа страны, животного или предмета. Изображение герба подчѐркивает самое главное в этой стране, то, чем она отличается от других стран.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение государственного герба РФ.

  • Дети, это герб нашей страны – России. Давайте рассмотрим, что на нѐм изображено. Это двуглавый орѐл. Не случайно на нашем гербе изображѐн орѐл – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всѐ вокруг. У нашего орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. Над орлом – золотая корона, значит, это орѐл – самый главный! В лапах орла символы власти – скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. Давайте вместе вспомним, где можно увидеть герб. Например, на монетах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько монет.

  • Ещѐ герб можно увидеть на документах, например на паспорте, на печатях. (Воспитатель демонстрирует детям несколько образцов.) Рисунок герба помогает людям понять самое главное об этой стране. В старину гербы были даже у небольших городов. Мы с вами можем придумать, например, герб нашей группы. Для этого надо подумать, что в нашей группе самое главное, чем мы отличаемся от других.

Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает детям сделать вывод о том, что в нашей группе все дети живут очень дружно, значит, главное в нашей группе – дружба.

  • Что может быть символом дружбы? (Сердце, рукопожатие, улыбка.)

Коллективная работа. Все вместе изготавливают герб группы. Это может быть, например, улыбающийся малыш, большое сердце, цветок и др.

Итог:

  • Что изображено на гербе нашей страны? (Ответы детей.)
  • Где мы можем увидеть герб? (Ответы детей.)

Беседа «Государственные символы России. Гимн»

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гимне, формировать уважительное отношение к гимну.

Оборудование и материал: аудиозапись государственного гимна РФ.

- Дети, у каждого народа, каждой страны есть своя самая главная песня! Песня, которая рассказывает об истории этой страны, еѐ людях, их мечтах, еѐ богатстве и красоте! Эта самая главная песня называется – гимн страны. У нашей страны, России, тоже есть гимн. Он звучит очень торжественно, величественно. Когда звучит гимн страны, все перестают разговаривать, встают, мужчины снимают головные уборы и слушают гимн. Вот какая это важная песня! Многие из вас уже слышали гимн нашей страны по телевизору, на линейке в школе, когда провожали в первый класс своих братьев и сестѐр. Гимн звучит только в особенных, очень торжественных случаях. Например, когда наши спортсмены получают медали. Граждане каждой страны гордятся своим гимном. Давайте сейчас послушаем гимн. (Звучит отрывок гимна РФ.)

После прослушивания воспитатель задаѐт детям вопросы:

  • Вам понравилась эта музыка?
  • Красивый у нас гимн?
  • Какое настроение создаѐт эта музыка (Торжественное, взволнованное.)
  • Когда вы пойдѐте в школу, то обязательно выучите слова гимна и сможете подпевать, когда услышите гимн. Все взрослые люди, которые любят свою страну, обязательно должны знать слова гимна, проявлять к нему уважение. Я надеюсь, что когда вы вырастите, то будете именно такими людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактическая игра «Геральдика»

Цель: дать представление о символике Москвы и страны. Познакомить с геральдикой, как наукой о гербах, отличительном знаке каждого города Ставропольского края; с гербами городов КМВ. Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Оборудование: изображение флагов и гербов России, городов КМВ.

Ход игры:  Рассмотреть  гербы  и  флаги  России,  городов  КМВ,  рассказать  о символике.

Предложить подобрать герб к нужному флагу.

Дидактическая игра «Собери флаг России»

Цель: продолжать знакомить детей с преставлением о флаге как о государственном символе, со значение флага в современной жизни. Развивать звуковую культуру речи и грамматический строй речи. Воспитывать уважение к символу России – флагу.

Оборудование: картинки флага, разрезанные на 2, 8, 16 частей.

Задание: собрать флаг Российской Федерации из частей по образцу и объяснить, что каждый цвет обозначает.

Ответы детей:

  • Флаг состоит из трѐх горизонтальных полос: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.
  • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.
  • Синий – цвет веры и верности, постоянства.
  • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Дидактическая игра «Найди государственные символы России»

Цели: закрепить государственные символы России (флаг, герб), формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран и России.

Ход игры. Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.) Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) Назовите столицу России. (Москва.) Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.) Найдите флаг нашей страны среди других.

Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России:

Украины, Киргизии, Мордовии, Татарстана, Армении, Дагестана, Молдавии.

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны.

Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.

У России величавой

На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

Музыкально-дидактическая игра «Выбери гимн России»

Цель. Закреплять умение внимательно слушать музыкальное произведение. Развивать память, воображение, мышление. Воспитывать через музыку патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Материалы: аудиозаписи гимнов разных стран и России.

Задание. Из прослушанных мелодий выбрать гимн России.

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе страны.

Материал: изображение герба страны, состоящее из 4-8 фрагментов.

Ход игры. Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

«Родина» З. Александрова

Если скажут слово ―Родина‖, Сразу в памяти встаѐт

Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

У реки берѐзка-скромница И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная, Золотая целина…

Родина бывает разная, Но у всех она одна!

«Чудо Георгия о змие» И. Токмакова

Был в древние времена один город, под названием Гевал. Был этот город обширный, многолюдный. Стоял он на берегу большого озера. И так случилось, что поселился в этом озере огромный и страшный змей. Каждый день выходил змей из глубины, с угрожающим свистом нападал на людей и утаскивал их на дно. Ужас объял жителей города. Отправились они за советом к царю. Но что мог поделать со страшным змеем царь? Вот что он им ответил:

- Чтобы умиловстивить змея, будем каждый день отдавать ему кто сына своего, кто дочь. А когда дойдет очередь до меня, то и я отдам свою дочь.

Что было делать? Так по очереди граждане отдавали проклятому змею по одному из своих

детей.

Плач и стон стояли в городе.

И вот наступил день, когда все жители отдали своих детей страшному змею. Тогда они вновь

отправились к царю и сказали ему:

  • Все мы отдали своих детей, одного за другим. Что повелишь нам делать дальше? И отвечал им царь в большой печали:
  • Отдам и я единственную мою дочь.

И позвал он слуг, и призвал к себе дочь, и повелел, обрядив еѐ в лучшие наряды, отвести на берег озера. Горько плакал царь-отец, горько плакали все приближѐнные царя и слуги. Но ничего не поделаешь, отвели царевну на берег озера да там еѐ одну и оставили.

И вот что говорится дальше в древнерусской повести: «Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый Небесным Царѐм воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места».

Увидел святой Георгий роскошно одетую девицу, стоящую на берегу озера, и спросил:

  • Что ты тут делаешь одна?

А царская дочь, ничего не объясняя, только сказала ему:

  • Поскорее отойди отсюда, иначе погибнешь. Не понял Георгий:
  • Разбойники, что ли, тут нападают или другое что? Тогда она поведала:
  • Здесь, в озере, живет страшный змей. Ты молод и красив, жаль мне тебя, очень тебя прошу, отойди отсюда, чтобы не погибнуть в лапах страшного змея.
  • А ты почему не уходишь и не спасаешься? — спросил еѐ Георгий. Он попросил рассказать ему всю правду и пообещал не оставить еѐ в беде.

И тогда поведала ему царская дочь грустную повесть о своѐм родном городе.

—Я — дочь здешнего царя. Город наш большой и богатый, всего в нѐм вдоволь, и отец мой не хочет покинуть его. Но живѐт здесь в озере страшный и кровожадный змей и, выходя из озера, поедает много людей. И вместе с царѐм, отцом моим, порешили люди, чтобы умилостивить змея, отдавать ему в свою очередь сына или дочь. Дошѐл черѐд и до отца. И решил он, как и было обещано людям, отдать меня, свою единственную дочь, змею на съедение. А теперь ты знаешь всѐ. Уходи отсюда поскорее, иначе, может, и ты не спасѐшься.

Услышав это, святой Георгий воскликнул:

  • Не бойся, девица!

И, взглянув на небо, вознѐс молитву Богу и просил Его оказать ему милость и повергнуть лютого зверя к его ногам, чтобы люди этого города поверили в единого Бога и отказались от своего языческого, идольского многобожия.

Но тут внезапно воскликнула царская дочь:

  • Беги отсюда, слышу я страшный свист злобного чудища!

В тот же миг взбурлили воды озера, и появился огромный змей, и раскрыл свою страшную пасть, и, издавая оглушительный рѐв, ринулся на девушку и святого Георгия. Но не устрашился могучий воин и вскричал:

  • Покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною.

А в городе в это время стояли плач и стон, и царь с царицей убивались о единственной дочери своей. И что ж они видят?

Идѐт воин с конѐм, а следом их дочь ведѐт страшное чудовище на поводу. И напал на них страх великий, но святой Георгий сказал им:

  • Не пугайтесь. А только веруйте во Христа и увидите своѐ спасение.
  • Как зовут тебя, воин? — спросил его царь.
  • Георгием зовут.

И он выхватил свой меч и отрубил чудищу голову.

Царь с царицей и все спасѐнные жители города подошли к Георгию и поклонились ему, и воздали ему хвалу и Богу, по чьей милости совершил великий чудотворец Георгий это чудо.

И повелел царь построить церковь во имя святого Георгия и украсил эту церковь золотом и драгоценными камнями.

А святой Георгий, увидев их веру, свершил ещѐ одно чудо. Он послал жителям города свой щит и велел повесить его в церкви над алтарѐм. И повис его щит в воздухе, ничем не удерживаемый.

«Привет тебе, мой край родной» С. Дрожжин

Привет тебе, мой край родной, С твоими тѐмными лесами,

С твоей великою рекой, И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной!

Привет тебе, мой край родной, С твоими тѐмными лесами,

С твоей великою рекой, И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной!

«Русь» Е. Толчина

Золочѐными очами Виновато смотрит Русь. Русь великая, святая,

За неѐ всю жизнь молюсь.

Здесь с малиновым рассветом Ветер выспался во ржи,

Он хмельной, студѐный летом,

Ранним утром выйду в поле: Росы падают в траву,

Пахнет травами - раздолье, Этим запахом живу!

Ах ты, Русь моя родная, Небо с радугой-дугой, Ты от края и до края,

Встретить солнце поспешил.

Стала сердцу дорогой!

«Прекрасное имя – Россия!» А. Дементьев

Какое прекрасное имя - Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нѐм ветер надежды и дни фронтовые, И шорох берѐз, и печаль журавлей.

Проходят года над моею страною. Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим, То лишь потому, что мы сердцем с тобой.

Такое прекрасное имя - Россия!

Завьюженный лес и молчанье полей. Я в сердце своѐм это имя носила,

Когда расставалась с Россией моей.

Такое прекрасное имя - Россия!

Она нам свой добрый характер дала.

Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила, Чтоб вечно Россия счастливой была.

«Символы России» В. Картавых

Государственные символы России Благородны, значимы, красивы,

В них заключена идея, мысль, Это государства суть и смысл.

Флаг и герб, и гимн страны - прекрасны, И цвета все, – белый, синий, красный, Золотой и желтый, - символичны,

Взгляду, сердцу нашему привычны. Как трактуют люди флага цвет?

Самый разный есть на то ответ, Расшифровку разную встречали. На Руси цвета обозначали:

Белый – благородство, откровенность, Синий – честность, безупречность, верность, Красный – это мужество и смелость.

Суть России выразить хотелось Первому Петру, ее величье

В трехколорном флаговом обличьи, - Им введен флаг бело – сине – красный Как торговый. Он служил прекрасно Символом коммерческим активно

На виду Европы прогрессивной. Трех цветов во времена Петра Расшифровка вот какой была: Белый – независимость, свобода, Что важны так для всего народа, Богоматери опека – синий цвет, И державность, – красного завет. А еще другое есть значенье,

Что из поколенья в поколенье

Так передавалось вновь и вновь: Суть – Надежда, Вера и Любовь.

По другой трактовке так выходит: Цвета три – единство трех народов – Белоруссии, России, Украины,

Что в своей истории едины. На гербе ее – орел двуглавый

Держит в лапах скипетр и державу. Он на геральдическом щите

Предстает в величье, красоте. Новый герб, но части составные, Все традиционные, родные.

А над головой орла витают Три короны и напоминают Времена Великого Петра. Суверенитета и добра

Заключен в них смысл традиционно. Утверждает он определенно

Всей Российской Федерации свободу, Всех ее частей, всего народа.

Над орлом три золотых короны, Всадник на груди поверг дракона, Он пронзил его копьем своим, -

Древний символ наш, на том стоим: Враг, напасть дерзнувший, берегись! Подтвержденье этому – вся жизнь

Нашего великого народа,

Для него важней всего - свобода. Музыка звучит Александрова, Это гимна нашего основа.

И, свое Отечество любя, Каждый повторяет для себя: Славен народов союз вековой,

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Анкета для родителей дошкольников подготовительной к школе        группы

«Воспитываем патриота»

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание уважения к старшему поколению;
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • прививать детям уважение к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, еѐ столице, городах;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребѐнка.
  1. Как Вы считаете, кто несѐт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

Консультация для родителей

«Знаете ли Вы государственные символы?»

Государственные символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаѐтся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими.

Флаг и герб России

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом. Является символом суверенитета государства.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб является официальной эмблемой государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН

Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Музыка: А. Александров

Слова: С. Михалков

Текст Гимна

Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов.

Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определѐнным темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в

«путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей:

  1. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  3. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  4. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  5. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  6. Расширяйте собственный кругозор
  7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  9. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах

Памятка для родителей

«Воспитание маленького патриота»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте        внимание        ребенка        на        красоту        родного        города,        расскажите        о        его достопримечательностях.
  • Во время прогулки расскажите, чьѐ имя носит ваша улица, что на ней находится, поговорите о назначении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, транспорта и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценности их труда.
  • Побывайте с ребенком в краеведческом музее им. В.К. Арсеньева, у памятников героям, павшим в Великой Отечественной войне.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Читайте русские сказки, книги о родном крае, о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Беседуйте с ребенком о красоте родной природы, обращайте на нее внимание в любое время года.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Памятка для родителей

«Россия – страна, в которой мы живем»

Россия – это страна, в которой мы живѐм. Она занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают русские, буряты, татары и другие народы. Все они имеют свои традиции и обычаи, но всех объединяет одно – любовь к Родине и забота об еѐ процветании. Столица нашей Родины – город Москва. Глава Российского государства – президент.

У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, посѐлок, его страна.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие независимость государства.

Дети дошкольного возраста легко запоминают внешний вид государственной символики, особенно флаг, узнают еѐ в повседневной жизни.

Задача близких людей – поддержать маленького человечка, пополнить его знания.

ФЛАГ – отличительный знак, символ государства. Флаг России состоит из трѐх полос одинаковой ширины: белой, синей, красной.

Три цвета на флаге России:

Добыты честь и победа!

Красный, белый, синий.

С красной полоской флаг – В ней кровь отцов и дедов, С красным цветом Россией

Синяя полоса – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная! Белый цвет – в нѐм добро, любовь, чистота, Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

Г. Лапшина

Наряду с «триколором» во время торжественных военных праздников на параде в Москве выносят красное Знамя Победы, гордый символ боевой славы русского народа и его великого подвига в войне 1941 – 1945гг.

Памятка для родителей

«Значение полос на флаге»

Расположение полос на флаге отражает древнерусское        понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный – голубой; ещѐ выше – мир Божественный, белый.

На Руси три цвета имели следующее символическое значение:

  • Белый – благородство, откровенность;
  • Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие;
  • Красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии Пѐтр I. В его эпоху на кораблях были именно такие флаги. Утверждѐнный Петром российский флаг сохранялся несколько веков. Является он государственным символом и в наши дни.

Для запоминания последовательности цветов полос флага России, поможет стихотворение В.Степанова «Флаг России»:

Белый цвет – берѐзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия на тему: "Государственная символика России".

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы. Заинтересовало педагогов ДОУ....

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СИМВОЛИКА РОССИИ"

КАЖДЫЙ ИЗ НАС  ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СИМВОЛИКУ РОССИИ. И НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ , ЧТО ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ!...

Конспект НОД для детей среднего возраста «Государственная символика России» Флаг России

Конспект НОД для детей среднего возраста«Государственная символика России» Тема:Флаг РоссииЦель : Познакомить детей с флагом России, Дать знания о символическом значение цвета российско...

Конспект НОД беседа о символики России. Тема "Символика города Саратова"

Знакомство детей с символами родного  города Саратова-гербом,флагом.гимном....

Конспект НОД по ознакомлению с гражданской символикой (возрастная группа 6-7 лет) на тему «Символика России»

Конспект НОД по ознакомлению с гражданской символикой на тему «Символика России»...

День России,символика России-флаг(рисование)

Ко Дню России дети младшей группе # 8,  нарисовали символику России--флаг.С целью учить детей создавать выразительный образ флага,использовать в работе коллер трёх цветов (белый, синий, красный) ...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...