С детьми не нужно играть
консультация

Игра как ведущая деятельность вырастает из предметной деятельности, и на ранних этапах не так уж сильно от нее отличается – ребенок часто проигрывает действия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_peredelat.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

С детьми не нужно играть

Игра как ведущая деятельность вырастает из предметной деятельности, и на ранних этапах не так уж сильно от нее отличается – ребенок часто проигрывает действия. Моет руки, только уже не настоящим мылом, а кубиком, или не себе, а кукле. Готовит обед в игрушечной посуде, что-то куда-то перевозит транспортом... От предметной деятельности ранняя игра отличается лишь наличием предметов-заместителей. Игрушек, либо вообще чего угодно.  Для развития наглядно-образного мышления в игре как раз лучше, чтобы чего угодно было больше, чем игрушек. Необходимо чтобы у ребенка была возможность пошарить глазами и решить - ага! Из карандашей я сделаю спагетти! Чем больше готовых решений - тем беднее игра и тем хуже идёт развитие мышления. Ведь что такое наглядно-образное мышление? Это накопленное на базе богатого предметного опыта оперирование образами предмета. Спагетти длинные, у них такой образ, длинные карандаши похожи на спагетти. Котлета круглая и коричневая, этот каштан будет котлетой. Чем больше у ребенка игрушек, готовых пластиковых продуктов на все случаи жизни, тонны кукольных одежек - тем меньше возможности, перебирая в голове готовые образы, сгенерировать свое, похожее. А как именно игра развивает мышление? Да вот так и развивает. На этой стадии - наглядно-образное, которое потом станет словесно-логическим и останется таковым до конца жизни. Вот только чем лучше предыдущее, тем лучше и последующее будет. 

На этой стадии ребенку не так уж нужны партнёры, хотя взаимодействие в игре конечно же, обогащает и игру питают.  Наиболее острая потребность в сверстниках возникает на следующей стадии игры, стадии отношений. 

Имитация действий по-прежнему включена в игру, но на сцену выходят прежде всего отношения. Ребенок как будто начинает строить карьеру после длительного домохозяйства. Или фильм снимает. Герои фильма, разумеется, чистят зубы и обедают ежедневно, вот только мы видим процесс лишь фрагментарно и лишь тогда, когда он необходим по сюжету. Так и ребенок. Давайте, они как будто уже помыли руки! А давайте они уже пообедали, и т.д. Они как будто уже приехали, и тогда... Уже не проигрывается детально и скрупулёзно мытьё этих самых рук. Уже не едет медитативно машинка. Ложка за ложкой не отправляется в кукольный рот. Все уже как будто было, ребенок пишет картину уже широкими мазками, не вдаваясь в детали. Героические подвиги, яркие впечатления, уже не бытовуха становятся пищей для игры. Давай как будто этот дом загорелся, а мы будем пожарными! При этом совершенно неважно, как именно произошел пожар, есть ли у пожарного шланг и где он возьмёт воду. Главное сам героический образ. Давай как будто мы с детьми поехали в путешествие! И бесконечный прием пищи, и мытьё рук подразумеваются, но в игре не происходят. На сцене - уже не действия, а роль и сюжет. Это истинная ролевая игра в своем расцвете, характерная для возраста 5-6 лет. Роль имеет такую власть над ребенком, что способна полностью подчинить его себе, изменить его поведение. Роль – это отличное оружие в ваших руках, предложив ребенку роль, и взяв на себя другую, вы сможете эффективно и быстро его чему-то обучить или достичь каких-то иных своих целей. Роль - то, что готовит ребенка к усвоению правил и норм жизни, обогащает его жизненный опыт.  

Следующая стадия - игры с правилами. Роль, столь важная на предыдущем этапе, начинает потихоньку сворачиваться так же, как в свое время действия, постепенно утрачивая детали. На сцене - правила. Казаки-разбойники. Я казак, ты разбойник. При этом без внешней атрибутики мы прекрасно обойдёмся, правила игры казака – вот такие. Грабителя – вот такие и никак иначе. Правила на этом этапе развития игры, пожалуй, даже круче чем в жизни. Либо так, либо никак. Абсолютная бескомпромиссность. Водящий действует так-то, говорит текст, и ни словом больше. Правила можно обсуждать, можно менять, но никогда этого не выйдет сделать единолично, не согласовав с партнёрами. Умение контролировать себя и окружающих развивается семимильными шагами - соблюдаю ли правила я? А Вася? Ребенок в возрасте 7-8 лет, на этой стадии игры - готов к обучению в специально организованной среде так, как не готов ни в каком другом возрасте. Школа для него - такая же игра с правилами, потому что, так надо. У них нет стрессов от школьной формы и продолжительности уроков, это у вас они скорее на этом этапе будут. Ему же сказали - сидеть, и он сидит. Как в прятках в кустах, пока не найдут. Вопросы, а точно ли надо именно так, возникнут у него позже. Семилетка же приходит в школу с широко раскрытыми глазами и ушами, готовый принять любые варианты организации и передачи знаний, и надо очень постараться, чтобы это в нем истребить. К сожалению, не так уж редко получается. 

К играм с правилами же относятся любые настольные игры. В шахматах есть король и королева, но никто не наряжает их в короны, и королева не может пойти на бал прямо сейчас, потому что ей так захотелось. Правила на сцене. Они главные. Подвижная ли игра, или настольная, неважно. Главное - правила. 

 Чем продвинутее стадия игры, тем труднее организовать ее в современном мире. Для первой стадии достаточно всего лишь накидать ребенку тканей, шишек, каштанов и прочей мелочевки и пусть себе образы генерирует. Для второй - уже как минимум сверстники нужны. Для третьей - мало и сверстников, нужны игровые партнёры от 7 до 17. Где они? Ну вот вам и ответ. Если нашли среду играющих детей такого возраста - дело, считайте, в шляпе. Есть играющие разновозрастные детские объединения. Есть семейные игровые выезды, лагеря, весьма дорогостоящее предприятие. Есть площадки игры и общения, тоже недешевая история. То, что раньше было абсолютно бесплатно, сейчас требует либо финансовых, либо временных вложений.

  К счастью, индустрия настольных игр сейчас на подъёме, пользуйтесь. Много очень хороших настольных игр, а на самых лучших написано - от 7 до 70. Не забывайте про подвижные игры!! Есть порох затеять вышибалы во дворе - вперёд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, в которые нужно играть с детьми

Предлагаю Вашему вниманию несколько игр,  в которые можно и нужно играть с детьми, возраст которых 3-5 лет. Также, Вы сами можете на примере данных игр, придумать что-то свое, похожее....

«Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Для чего нужно играть с ребенком?...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Cюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взр...

Консультация для родителей на тему: «Сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми» (старшая группа)

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Для чего нужно играть с ребенком?...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра? Зачем в нее нужно играть с детьми»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность вз...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взр...

Консультация для родителей "Что такое сюжетно - ролевая игра и зачем нужно играть с детьми"

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально с...