«Мастер –класс, как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников»
материал

Образенко Татьяна Анатольевна

Одной из наиболее интересной и продуктивной формой работы с родителями является мастер-класс.

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Мастер-класс проводится с целью повышения педагогической компетентности родителей и оптимизации детско-родительских отношений. Иными словами цель мастер –класса : Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер –класс, как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников»

Подготовила воспитатель

 высшей категории

МАДОУ «Детский сад №21»

г.Энгельса

Образенко Т.А.

Одной из наиболее интересной и продуктивной формой работы с родителями является мастер-класс.

Так что же такое мастер-класс? Обратимся к высказыванию ученых: мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. М. М. Поташник. В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок.

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Мастер-класс проводится с целью повышения педагогической компетентности родителей и оптимизации детско-родительских отношений. Иными словами цель мастер –класса : Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья.

Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.

Потому задачами мастер класс являются :

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
  • объединить усилия для развития и воспитания детей
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В трудах таких ученых, как: М.М. Поташник, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, отмечается что мастер класс обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;
  • педагог — это мастер
  • все остальные участники, находятся в роли учеников;
  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

По видам и разновидности мастер-  классов делятся:

  • по направлениям (обучающие, развлекательные, ознакомительные);
  • по возрастным категориям (для детей, для родителей, смешанные).

При организации мастер-класса  необходимо руководствоваться основными принципами:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  • Индивидуальный подход
  • Сотрудничество, а не наставничество
  • Серьезная подготовка
  • Динамичность

Всегда нужно помнить, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настрой участников мастер-класса на совместный успех, поддержка инициативы и творчества – тоже важные моменты. В общении с родителями нельзя использовать требовательный и категоричный тон.

Педагог, общаясь с родителями в процессе проведения мастер-класса, не должен забывать про индивидуальных подход. Сотрудничество, а не наставничество. Нужно почувствовать настроение папы или мамы и не навязывать свое мнение, а аккуратно предлагать новые пути взаимодействия с ребенком.

Не для кого не секрет, что современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.

Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие требует качественной подготовки. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.

Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, нужно разработать определенный алгоритм действий:

•        определение темы

•        выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;

•        составление плана проведения мастер-класса;

•        распределение ролей взрослых;

•        изготовление пригласительных билетов;

•        подготовка материалов для мастер-класса;

•        организация фотофиксации процесса и результатов;

•        подведение итогов (обязательная часть, которая включает вопросы, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее).

Исходя из этого можно сказать, что мастер-класс имеет определённую структуру:

  1. этап подготовительно-организационный, (актуальность проблемы);
  2. этап – основной (освещена теоретическая часть, презентация системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме, объединение в группы, практическая часть);
  3. этап – заключительный (представление выполненных работ и подведение итогов, обсуждение мастер – класса).

 А также мастер-класс имеет свои важнейшие особенности, а именно:

  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  • форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

При подготовке мастер-класса, следует обратить внимание на то, что в технологии проведения одна из важнейших задач для Мастера — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. То есть, основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Из опыта работы.

Для того, чтобы спланировать работу в данном направлении, необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет грамотно выстроить работу, сделать ее эффективной. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей и запросов, можно выявить интерес семьи к такой нетрадиционной форме как организация мастер–классов.

Исходя из опыта работы, мы применяем мастер — класс в ходе родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов.

Тематика мастер-классов определяется не только планом работы воспитателей, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Возможны такие темы как :

- При подготовке к проведению новогоднего утренника, можно организовать  различные мастер – классы, например:  по подготовке карнавального костюма, по вырезанию снежинок, по созданию  вытынанки – это вырезание из бумаги (дословно "вытынать" значит "вырезать", украинские корни);

-В преддверии праздника Пасхи мастер -  класс «Виды росписи яиц»;

- В ходе подготовки к весенним праздникам  можно организовать мастер-класс по изготовлению жаворонков из теста;

-Приобщая детей дошкольного возраста к русской культуре, в ходе развлечений можно организован мастер-класс по раскрытию секретов народных обрядов игр;

- Для организации развивающего пространства группы возможна организация мастер классов таких как: «Развивающие игры своими руками», «Куклы для тетра своими руками», «Пальчиковые куклы» и др.

- Также можно организовывать мастер -  классы по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики, развития математических представлений.

Причем в роли «мастера» может выступать как воспитатель так и родитель.

Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи.

Так к примеру совсем недавно, в МАДОУ «Детский сад № 21» был организован мастер - класс с родителями «Нетрадиционная техника рисования с детьми как эффективный способ развития мелкой моторики».

Потребностью в  организации данного мастер – класса стало то,  что у детей плохо развита мелкая мускулатура руки, координация движений, нет навыка  держать карандаш, нет интереса к изобразительной деятельности, родители не уделяют достаточного внимания творческим занятиям детей, не активно участвую в конкурсных мероприятиях по данному направлению.

Мастер – класс с родителями

«Нетрадиционная техника рисования с детьми как эффективный способ развития мелкой моторики»

Цель мастер-класса:

познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в творческой работе.

Задачи:

· Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности детей в домашних условиях.

· Помочь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.

· Познакомить с нетрадиционными приемами рисования: рисование по кругу, рисование штампами и  печатанием, рисование ластиком.

· Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

· Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию, в разных вариантах и сочетаниях между собой.

Участники «Мастер — класса»: родители воспитанников средней  группы

Место проведения: МАДОУ «Детский сад 321», средняя группа №4 «Цветочки»

Предварительная работа:

· Организация пространства для проведения «Мастер — класса».

· Подготовка выставки работ и  образцов выполнен с использованием нетрадиционных техник рисования.

· Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

· Подготовка памяток, рекомендаций для каждого родителя.

· Организация родителей на практическое занятие «Мастер — класс».

Оборудование:

- рабочее место для каждого родителя;

- бумага на каждого родителя;

- гуашь 6  цветов;

- влажные и сухие салфетки;

- листья сухие;

- кисточки №5;

- баночки для кистей;

- баночки с водой, политры;

- «штампы» из бросового материала;

- ватные палочки;

- ластики;

- ноутбук;

- аудиозапись для «рисования по кругу», спокойной мелодии для фона.

Ход мастер – класса:

Организационный момент.

Воспитатель: Приветствие с родителями:

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться.

- Доброе утро.

- Доброе утро солнцу и птицам.

- Доброе утро приветливым лицам.

Каждый становится - добрым доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте, уважаемые взрослые. Добро пожаловать в группу «Цветочки».

Теоретическая часть.

- Добрый вечер уважаемые родители! Все вы, побывав в нашей приемной, увидели выставку которую мы для вас подготовили.   Эти интересные работы мы подобрали не случайно.

- Сегодня  мы хотим познакомить вас с новым видом художественного творчества. В наших семьях живут маленькие люди – это наши дети. Дети – это следопыты, воображалы, мастера и всезнайки, им все интересно. 

 -Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся ребёнку в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую Вам родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 

       Существует много техник нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, оттиск поролоном, печать по трафарету,  набрызг, кляксография, монотипия, гратаж, ниткография  и др.

Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Практическая часть мастер – класса:

- Мы  предлагаем вам вернуться в детство. Займите места за столами и мы предлагаем вам поиграть в игру «Рисование по кругу».

- Под громко звучащую музыку каждая из команд родителей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании - рисование заканчивается. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждая команда передает свой рисунок соседней команде, сидящей справа от него. Как только музыка зазвучит снова, команды  продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждая команда не получит свой рисунок обратно.

- Замечательно, все у вас получилось.

-  И вас ждёт следующее задание. И мы предлагаем вам выполнить работу с использованием таких техник как: штампование и печатание листьями.

- Так как маленькие дети всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. Для вас мы подготовили разнообразные штампы из бросового материала, которые мы можете использовать в создании своей работы.

-Для рисования в технике «Печать листьями» - используются различные листья с разных деревьев, мы их тоже для вас подготовили. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. 

 - Думали ли Вы о том, что сами можете создать свой неповторимый шедевр? Перед каждым из вас лежат все необходимые материалы, вам только остается немножко пофантазировать и воплотить свои идеи на практике.

- И с этим заданием вы справились отлично справились. Действительно неповторимые шедевры.

- Но нетрадиционное рисование так разнообразно и таинственно.  И может преподносить нам невероятные сюрпризы.

  -  Все давно привыкли к тому, что рисуют карандашом, а стирают ластиком. Оказывается можно  делать все наоборот - ластиком рисовать, а карандашом стирать. Для этого понадобиться: бумага, мягкий графический карандаш, ластик.

- Для работы нам необходимо заштриховать лист бумаги простым карандашом или накрошить немного карандашного грифиля и растереть его по листу бумаги ватным диском. Ластик в руки и начинаем рисовать светлую картинку на тёмном заштрихованном фоне. Если что-то в картине нас не устроило, можно стереть это …карандашом.

Попробуйте!    

Заключительная часть

- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Вы на мгновение вернулись в свое детство. Мы видим какие замечательные работы в нетрадиционной технике рисования у вас получились. Вы обязательно покажите их вашим детям, и мы уверены – им понравится ваше творчество!

- Смею надеяться, что теперь в совместных занятиях с детьми, вы сможете проявить свою немалую осведомленность. Желаем вам творческих успехов, применяйте полученные навыки на практике, больше времени уделяйте развитию детей, обогащайте их жизненный опыт.

Рефлексия:

Надеемся, Вы получили массу положительных эмоций и  наша сегодняшняя встреча была полезной и увлекательной. Закончить нашу встречу хочется  словами Василия Антоновича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В заключении мы хотим раздать вам памятки буклеты по нетрадиционной технике рисования с детьми. Желаем дальнейших успехов. Спасибо за активное участие в мастер - классе, до новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей дошкольника с ОВЗ

В статье описан логопедический мастер-класс "От "Агу" до монолога" для родителей детей с ОВЗ....

Мастер – класс как одна из форм успешного взаимодействия семьи и ДОУ

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ.  Мастер-класс, проведенный для родителей совместно с детьми...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

Мастер-класс на тему: "Активные формы работы с родителями воспитанников детского сада"

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться...

Группа кратковременного пребывания, как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи воспитанника в адаптационный период

В статье говорится о группе кратковременного пребывания, как одной из форм взаимодействия с родителями. какие мероприятия провордятся с воспитанниками прохождения успешной и безболезненной адаптации....

Презентация "Родительские мастер-классы как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников"

В презентации представлена организация работы и алгоритм проведения мастер-класса, как нетрадиционной формы взаимодействия с родителями воспитанников....

Статья "Мастер - класс как одна из форм работы с педагогами"

Как правило, мастер-класс предполагает работу с группой педагогов, состоящую из 6-10 участников. В процессе подготовки организатор определяется с темой мастер-класса, составляет план проведения меропр...