Курсовая работа
методическая разработка (средняя группа)

Маргаева Елена Васильевна

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx68.03 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Маргаева Елена Васильевна

Специальность

Дошкольное образование

Курс 3 , группа 344

Форма обучения: заочная

Руководитель –

Баркова Галина Семеновна

Работу сдал ____________ _____________

(дата) (подпись)

Работу принял __________ _____________

(дата) (подпись)

Итоговая оценка ______________ ___________

(подпись)

2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

6

История возникновения сюжетно-ролевой игры и ее значение

6

Особенности сюжетно-ролевой игры

10

Структура (по Д.Б. Эльконину Д.В. Менджерицкой, А.Н. Григорьевой)

11

Уровни развития игровой деятельности сюжетно - ролевой игры у дошкольников

16

#1057;оставление вопросов по сюжетно ролевой-игре «Служба спасения»

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22

ПРИЛОЖЕНИЕ

24

ВВЕДЕНИЕ

Тема, выбранная для написания курсовой работы называется «Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры дошкольников», является важной и актуальной. Почему? Во-первых, в главном документе Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования записано «Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности», так же в пункте ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) [1, с.7-10]. Во-вторых, в основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, для развития игровой деятельности необходимо продолжать формировать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; умение договариваться, планировать и обсуждать совместные действия. Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. [16, с.90]. В – третьи, это тема актуальна потому, что связанна с моей будущей профессией воспитателя дошкольного учреждения, и я хочу повысить свою педагогическую компетентность по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, доказана актуальность выбранной темы.

Для того чтобы решить поставленную цель и задачи в теме курсовой работы было подобранно и изучено более 15 источников, основной материал по решению задач исследования был полечен у известных психологов кандидатов наук, профессоров: Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, которые описывают структуру сюжетно - ролевой игры, дают показатели, уровни сформированности, виды.

Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста найдена в публикациях педагогов и психологов: Д. Б. Эльконин, Т. В. Комарова, Л. Лидак, размещенных в современном профессиональном журнале «Дошкольное воспитание», методических пособиях Н.Ф. Комарова, И. Ю. Кулагина, Н.Я. Михайленко.

Не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, отмечают, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились и по количеству и по продолжительности сюжетно-ролевые игры [14]. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, одним из признаков современного мира является снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, также его воли и произвольности психических процессов [20, с.11].

Современное состояние вопроса найдено у Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С. С. Сунцова,

Разобраться в терминологии мне помогли: большая советская энциклопедия сост. Ю. М. Лотман, словарь русского языка сост. Евгеньевой А. П, педагогический словарь сост. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Т. А. и др, история советской дошкольной педагогики» сост. Логинова Н. Б.

Изучив литературу, была составлена логика исследования:

Объект исследования: Сюжетно-ролевая игра детей дошкольникого возраста.

Предмет исследования: Особенности сюжетно ролевой игры

Тема исследования: Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста

Цель исследования: теоретическое изучение особенностей сюжетно – ролевой игры и на практике проанализировать технологическую карту для старшей группы по сюжетно – ролевой игре «Служба спасения»

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Подобрать и изучить литературные источники по теме исследования

2. Описать особенности сюжетно-ролевой игры и охарактеризовать их

3. Проанализировать сюжетно-ролевой игру «Служба спасения».

4. Сделать выводы

Для решения поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования.

Из группы эмперических методов (подгруппа сбор фактов) следующее:

- изучение и анализ литературы и документов. С помощью этого метода изучалась литература, выбиралось главное, а так же изучены документы, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

- изучение передового педагогического опыта в журналах «Дошкольное воспитание», где педагоги делились опытом по проведению сюжетно-ролевой игры у детей.

Из группы методов обработки полученных данных применены:

- анализ (с помощью этого метода проанализированы разные точки зрения на структуру проведения сюжетно - ролевой игры);

- сравнение (сравнивала разные точки зрения с целью нахождения сходства и различия в особенностях сюжетно - ролевой игры);

- обобщение (делала выводы, которые представлены в тексте, в таблицах.)

Таким образом, во введении рассмотрена и доказана актуальность темы, дан краткий обзор литературы, на основе которого составлена логика исследования, а так же описаны и охарактеризованы методы педагогического исследования, которые были применены в работе.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

История возникновения сюжетно-ролевой игры и ее значение

Для того чтобы изучить особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников, было необходимо разобраться в определениях понятий: игра, сюжетно-ролевая игра.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе [4, с.398].

Д. Б. Эльконин утверждал, что: «игра - это символикомоделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны» [22, с.158]. Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования - воссоздание объекта в другом, не натуральном материале.

Сюжетно-ролевая играэто игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр [19, с.448].

Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [19, с.448].

История сюжетно - ролевой игры уходит корнями вглубь веков. В советской психологии первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры поставил Е.А. Аркин: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». «История детской игры и детской игрушки, - продолжает Е.А. Аркин, - должна служить фундаментом для построения их теорий» (5, с.39).

«По выдержкам из исследования можно сказать, что «сопоставив игрушки детей первобытных обществ и археологические игрушки сравнительно недавнего исторического прошлого с игрушками современных детей, автор не нашел в них ничего специфического. И там, и здесь одни и те же игрушки, и тоже употребление их ребенком. Следовательно, никакой истории игрушки, никакого ее развития нет. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры.

Причину этой кажущейся неизменяемости игрушек Е. А. Аркин видит в том, что «дитя человеческое, как и его игрушки, проявляет свое единство в единстве человеческих черт развития» (5, с.40). «Положение Е. А. Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит нас к выводу, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе.

Положение Г. В. Плеханова противоречит положению Е. А. Аркина, он считает что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых» (5, с. 41). Любой предмет имеет свою историю возникновения, игрушки не исключение.

Как утверждал Д. Б. Эльконин: «Называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Ошибка Е. А. Аркина и заключается в том, что он изолировал историю игрушки от истории ее обладателя, от истории ее функции в развитии ребенка, от истории места ребенка в обществе. Допустив такую ошибку, Е. А. Аркин пришел к антиисторическим выводам, не подтверждающимся фактами из истории игрушки» (5, с.45).

Вопрос о возникновении ролевой игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших для исследования. «Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, Р. Алт считает непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительных сил; участие детей совместно со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе.

Указывая на игру как средство воспитания, Р. Алт замечает, что там, где ребенок может принимать участие в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, там он это делает. Там же, где этого нет, ребенок «врастает» в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. (Здесь уже содержится намек на историческое возникновение игры и ее связь с изменением положения ребенка в обществе)» (5, с.47).

Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями. В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью.

Воспитательная функция еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества осуществляли воспитание детей, основной задачей которого было сделать детей участниками общественного производительного труда, передать им опыт этого труда, а основным средством - постепенное включение детей в доступные им формы труда взрослых» (5, с.48).

Д. Б. Эльконин указывает на раннюю самостоятельность, как характерную черту детей, живущих в первобытном обществе. Указанные характерные черты ребенка, живущего в условиях первобытного общества, его ранняя самостоятельность и отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми являются естественным следствием условий жизни этих детей, их реального места в обществе.

Существовала ли ролевая игра у детей на той ступени развития общества, когда орудия труда были еще достаточно примитивными, разделение труда основывалось на естественных возрастно-половых различиях, дети являлись равноправными членами общества, участвовавшими в общем труде в соответствии со своими возможностями?

Такой вопрос задавали все исследователи происхождения сюжетно-ролевых игр. Точных данных об играх детей на этом уровне развития общества нет. Этнографы и путешественники, описывавшие быт народов, стоящих близко к этому уровню развития, указывают, что «дети играют мало, а если и играют, то в те же игры, что и взрослые, и их игры не являются ролевыми» (5, с.54).

Вместе с тем большинство исследователей, таких как Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, А. В. Черкова приходят к выводу, что «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития» (5, с.73).

Д. Б. Эльконин констатировал, что: «Ролевая игра обладает своеобразной игровой техникой: замещением одного предмета другим и условными действиями с этими предметами. Мы не знаем достаточно точно, как дети овладевали этой техникой на тех ступенях развития общества, когда игра возникала как особая форма жизни детей. Совершенно очевидно, что эта своеобразная игровая техника не могла быть результатом самостоятельной творческой изобретательности детей. Скорее всего, они заимствовали эту технику из драматического искусства взрослых, достаточно развитого на этой ступени развития общества. Обрядовые драматизированные танцы, в которых условное изобразительное действие было широко представлено, бытовали в этих обществах, и дети были или прямыми участниками, или зрителями этих танцев. Есть поэтому все основания предполагать, что игровая техника была воспринята детьми из первобытных форм драматического искусства» (5, с.74).

Таким образом, следует отметить, что истории развития детской игрушки, по сути, и не было, она незначительно развивалась параллельно с развитием трудовой деятельности.

На основе положений Д. Б. Эльконина об истории развития сюжетно-ролевой игры, можно сказать, что некоторое время игры не было, а был только труд. С эволюцией человека и появилась игра, прототип труда. Детские игры ничем не отличались от взрослых, а сюжетно-ролевых игр и совсем не было. Появление сюжетно-ролевых игр обязано драматическому искусству взрослых.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития

Таблица 1

Игра в 19 веке

Игра в 20веке

Сюжетно-ролевая игра в 21 веке

Современные сюжетно-ролевые игры

Дети не играли , в сюжетно-ролевые игры ,они подражали действиям взрослых

Игрушки и первые ролевые игры, дочки-матери, больница ,шофер ,казаки-разбойники

Появились игры космонавт ,кафе ,банк

современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев.

В сюжетно-ролевой игре ребенок накапливает социальный опыт ,т.е он становится тем

кем еще не может стать в настоящее время в силу своего возраста ,например: парикмахер, врач, продавец.

Берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазий позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно - манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна:

  • семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду);
  • профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д.

В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т.е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных — все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре [26].

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: во - первых игра для них – учеба, во-вторых игра для них – труд, в-третьих игра для них - серьезная форма воспитания, в четвертых игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, в первом пункте первой главы были рассмотрены понятия ,история и значения сюжетно-ролевой игры

Особенности сюжетно-ролевой игры

Сюжетно ролевая игра имеет свои особенности т.е отличительные признаки и отличается от дидактической, подвижной, режиссерской и других игр, тем, что имеет свою структуру, виды и содержание.

Структура - это отдельные части игры. Рассмотрев точки зрения Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, которые выделяют следующие структурные компоненты игры.

Игровой замысел - задуманный играющим, при этом формируются такие игровые умения:

1. Умение предложить замысел игры.

2. Умение развить замысел по ходу игры.

3. Умение создать предметно-игровую обстановку.

Сюжет - отражение событий окружающей жизни, при этом формируются такие игровые умения: умение выбрать сюжет

Ролевые действия - деятельность ребёнка в роли, при этом формируются такие игровые умения:

#1059;мение согласовать ролевые действия с действиями партнёра по игре.

2. Умение соотносить ролевые действия по характеру персонажа.

Роль - образ существа или предмета, который ребёнок изображает в игре, при этом формируются такие умения:

Ролевая речь связность мыслей в отдельные не ролевые диалоги с играющим рядом ребенком.

1. Умение строить ролевой диалог.

2. Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Все виды игр можно разделить на три группы:

  1. Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

- сюжетно - отобразительная;

- сюжетно-ролевая игра;

- режиссёрская постановка;

- театрализованная импровизация.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Эти игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.

Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

  1. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

- дидактические игры с сюжетным рисунком;

- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

- подвижные разного уровня интенсивности;

- дидактические игры с музыкальным сопровождением.

В таких играх именно взрослый задает цели игры, определяет способы и средства их реализации, даже если лично в игре и не участвует.

К играм этого класса обращаются чаще всего в воспитательно-образовательных целях: дидактические игры и игрушки используются на различных обучающих занятиях, а сюжетно-дидактические игры выступают удобным средством приобщения детей к сюжетной игре.

Игра, которую организует взрослый с целью решения тех или иных конкретных педагогических задач, не развивается сама, не имеет развития и соответственно не ведет к развитию ребенка в этой деятельности, а выступает лишь удобной формой его обучения тем или иным конкретным знаниям или умениям.

Доминирование организованных игр ведет к уменьшению времени на самодеятельные игры и ограничению возможности последних оказывать влияние на детское развитие.

При проведении данного вида игр необходимо соблюсти правильный баланс: если организованных игр не будет вовсе, современный ребенок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр, ребенок так и не научится играть сам.

Д. В. Менджерицкая выделяет только три структурных компонента содержание игры, игровые действия, игровое речевое общение (правила), определение данных понятий дается ранее.

Вывод

На основе вышеизложенного, была составлена общая таблица особенностей игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2 –Особенности сюжетно-ролевых игр

автор

особенности

Структурные компоненты

1.

Д. Б .Эльконин психолог

Д. В . Менджерицкая кандидат педагогических наук

#1057;труктура

- игровой замысел –

сюжет –

- ролевые действия

- роль (образ)

- ролевая речь

- правила

2.

Д.Б.Эльконин психолог

2.Виды игр содержание

-бытовые

-производственные,)

-общественные

3.

С.Л. Новоселова психолог

#1055;о чьей инициативе возникла игра

.

- по инициативе взрослых : досуговые (игры-забав, игры -развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные), дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические

-по инициативе детей(игра экспериментирование, сюжетно -отобразительные, сюжетно ролевые, режиссерские, театрализованные)

Иры идущие от исторически сложившихся традиций этноса-по инициативе взрослых и детей:

(народные, традиционные)

Таким образом в таблице рассмотрены особенности сюжетно-ролевых игр точки зрения педагогов и психологов.

Этапы развития игровой деятельности в сюжетно - ролевой игре дошкольников

Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития.

Изучая сюжетно-ролевые игры детей 3-7 лет, Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня (этапа) развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

I этап - основное содержание - действия с предметами.

II этап - в основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом.

III этап - игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами.

IV этап - основное содержание - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом

Усложнение содержания сюжетно-ролевых игр детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

В раннем дошкольном возрасте игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

В конце второго года жизни появляются игры с воображаемыми предметами, например, девочка кормит куклу воображаемыми кашей и молоком из чашек. У малыша еще слабо развито воображение и ему самому трудно придумать, как лучше изобразить предмет, однако при небольшой помощи воспитателя игра проходит весьма успешно. У ребенка рано возникает потребность в обществе для игры. Он приносит взрослым или другим малышам свои игрушки, предлагая с ним поиграть. На третьем году жизни в играх уже появляются игровые роли. В этом возрасте активно развиваются мышление и воображение, малыши уже способны ставить в игре посильную цель, прилагать усилия и находить различные способы для ее достижения. Задача воспитателя ненавязчиво влиять на воображение и чувства ребенка, показав небольшой пример для подражания или напомнив какую - либо ситуацию.

На границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, мультфильмов, проявляет интерес к различным видам игр: подвижным, дидактическим, творческим, строительно-конструктивным. Но особое место на данном возрастном этапе занимают сюжетно-ролевые игры. Они помогают дошкольнику усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. Продолжительность игры у детей 4-5 лет составляет 40 - 50 минут.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие и обогащение игровой деятельности детей. Этому способствует накопленный в предыдущие годы игровой опыт.

Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок. Дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Продолжительность игры у старших дошкольников может длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней детей.

Игровая среда планируется таким образом, чтобы дети получали возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, играх-драматизациях, театрализованных играх, играх с правилами.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

Старшие дошкольники способны предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек. Во взаимоотношениях в ходе дети способны выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских, коллективных взаимоотношений). Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры, сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

Выводы представлены в таблице

Таблица 3- Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4года

Отдельные игровые действия,

Осуществляется , но не называется

Сюжет – два действия, удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры не проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Вопросы для анализа сюжетно–ролевой игры в старшей группе «Служба спасения»

Анализ сюжетно – ролевой игры в старшей группе «Служба спасения», предлагаем провести согласно следующим вопросам:

  1. Название игры, вид игры, содержание ,возраст детей
  2. По чьей инициативе возникла игра?

3. Какие роли были и как они распределялись?

4. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

5. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

6. Сколько времени продолжалась игра?

7. Связана ли данная игра с другими играми детей?

8. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

9. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

10. Соответствует ли игра возрасту детей?

11. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

12. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

13. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

14. Как проходило распределение ролей?

Таким образом были составлены вопросы для анализа сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет игра. В среднем дошкольном возрасте, у ребенка проявляется интерес к сюжетно - ролевой игре. Поэтому важно методически правильно построить работу. Именно сюжетно-ролевая игра выступает индикатором и помогает увидеть педагогу, как ребенок перенял опыт, глядя на взрослых его окружающих, усвоил традиции, культуру, среду окружающую его. Сюжетно-ролевая игра позволяет воспроизводить условия, донести суть человеческих взаимоотношений, научить его делиться своими чувствами, мыслями с окружающими и добиваться поставленных целей, социально приемлемым способом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ставит перед педагогами новые задачи, прежде всего, нацелены на стимулирование развитие личности дошкольников, в различных видах общения и деятельности. Отечественных педагогов Л. С. Выготский, Д. В. Менджритская, Д. Б. Эльконин, Е. И. Щербакова, Л. В. Русскова, Н. А. Короткова, М. Мацкевич, С. Л. Новосёлова и др. занимался исследованием особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников. Анализ литературы по проблеме, позволил определить методические основы использования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Сложно переоценить значение игры для развития ребенка, поскольку у ребенка развиваются:

  • произвольность психических познавательных процессов;
  • обогащаются эмоционально-волевая;
  • морально-нравственная;
  • мотивационная сфера;
  • воспитывается чувство прекрасного;
  • желание принадлежать к группе, сообществу;
  • расширяются коммуникативные навыки;
  • формируется инициативность;
  • самостоятельность;
  • опыт продуктивной деятельности.

Благодаря игре складывается личность ребенка дошкольника в целом. При этом важно подчеркнуть важность роли воспитателя. Педагог проводит большую работу для того, чтобы в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра приобрела свое богатство и разнообразие. Информационно – образовательная работа с родителями, использование классических и современных технологий образовательной деятельности, наполняют педагогический процесс множеством событий, которые формируют опыт детей, обогащают их впечатления, обогащают и изменяют предметно-пространственную среду, окружающую ребенка. Стимулируют развитие детского воображения, демонстрируя, что возможно использовать предметы-заместители (палка – конь, лист – деньги и т. д.). Чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра, и тем больше ребенок погружен в свой вымышленный процесс. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства, способности творчески мыслить, организовать руководство игровой деятельностью детей, зависит всестороннее развития личности ребенка.

В дальнейшем планируют написать о формировании сюжетно – ролевой игры у детей дошкольного возраста, изучила литературу, разобралась в терминологии, понимаю значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Игра // Большая Советская энциклопедия/ [сост. Ю. М. Лотман.] - Москва, 1970—1977 гг. – С.398
  2. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет/ О.А Карабанова, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. - Москва: Просвещение, 2019. – 20 с.
  3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 157 с.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175с.
  5. Лидак. Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. – С.23-29
  6. Менджритская Д.В Воспитание детей в игре /Д.В Менджерицкая //Дошкольное воспитание. - 2018. - № 6. - С. 12 – 23
  7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя // Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2014. – 96с.
  8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда6 методические рекомендации// С. Л. Новоселова. – Москва.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64с.
  9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 6-е изд., допол. – М.: Мозаика – Синтез, 2021. – с 84-90
  10. Развитие // Педагогический словарь/ [сост. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Т. А. и др.] Москва, С.226. URL: (дата обращения )
  11. Роль // Словарь русского языка: В 4-х т. //[сост. Евгеньевой. А. П.] — 4-е изд., стер. — Москва: Полиграфресурсы, 1999. – С.298
  12. Служаева М. М. Роль игр в развитии личности детей дошкольного возраста. Тамбов. 2017. С. 118–119.
  13. Сюжет // История советской дошкольной педагогики / /[сост. Логинова Н. Б.] – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 2008. – С.447
  14. Сюжетно-ролевая игра// История советской дошкольной педагогики / /[сост. Логинова Н. Б.] – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Просвещение, 2018. – С.448
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы [Текст]. – М.: Сфера, 2016. – 96 с.
  16. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва: Книга по Требованию, 2013. – 158 с.
  17. Эльконин, Д. Б. Воспитательное значение сюжетно – ролевой игры / Д. Б. Эльконин //Дошкольное воспитание. - 2014. - №8. – С.48-51.
  18. Студопедия. URL: (дата обращения )
  19. Зворыгина Е. В, Новоселова С. Л. «Руководство формированием игры» // Дошкольное воспитание. 1981. № 4. - С. 31-33. URL: (дата обращения: ).
  20. .Зворыгина Е. В. «Игра и развитие творческого потенциала дошкольников». // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 27-30 URL: /01 (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...